Оригинал взят у
vadim_bv в
30 станций Петербургского метро. 2. МаяковскаяПродолжим разговор о типах станций. Сегодня у нас великолепный образчик ещё одной, на этот раз нигде кроме Петербурга не применявшейся, конструкции.
Дата открытия 3.11.1967.
Станция закрытого типа глубокого заложения - особый тип колонно-стеновой станции глубокого заложения без боковых посадочных платформ. По обеим сторонам центрального зала находятся проёмы, закрытые станционными дверями, отделяющими тоннели, где останавливаются прибывающие поезда, от зала.
Поезда останавливаются с таким расчётом, чтобы створы дверей его вагонов точно совпадали со створами дверей зала.
Этот тип станций также получил условное название «горизонтальный лифт» за сходство с лифтами, у которых раздвижные двери кабины открываются синхронно с дверями шахты, расположенными на площадке соответствующего этажа.
Нововведение с «горизонтальным лифтом» прижилось только на невских берегах; больше нигде подобных станций не строили.
В качестве преимуществ строительства подобных станций приводились следующие аргументы:
Дополнительная защита от наводнения.
При строительстве станции максимально применяются индустриальные методы и механизация работ.
Пассажиры и обслуживающий персонал станции полностью изолируются от движущихся поездов, путей и контактного рельса.
Для пассажиров создаются максимально комфортные условия пребывания на станции, так как снижается шум от проходящих поездов.
Но решающим фактором применения станций закрытого типа всё же было удешевление и ускорение строительства. Ускорение обеспечивалось за счёт более простой технологии строительства станции, которая, в сочетании с уменьшением отделочных работ и материалов (отсутствует необходимость отделки станционных тоннелей), позволила примерно на четверть удешевить строительство.
Позже выяснились недостатки такого типа станций:
Станции оказались сложнее и дороже в эксплуатации.
Оборудование станционных дверей требует дополнительного обслуживания.
Снижается пропускная способность станции из-за того, что при остановке поезда приходится точно совмещать двери поезда с дверями станции, что приводит к увеличению времени стоянки, и, как следствие, увеличению интервалов движения поездов.
Площадь станции почти в три раза меньше обычной, что также снижает пропускную способность.
Отдельно стоит отметить, что для Ленинградского метрополитена пришлось конструировать новые типы подвижного состава, поскольку необходимо было выдержать заданный станциями интервал между дверями вагонов.
Строительство станций закрытого типа велось в Ленинграде до разработки конструкции и индустриального алгоритма сооружения односводчатой станции. В результате отказались от применения первого типа в пользу второго, и на смену «горизонтальным лифтам» пришли «односводы».
Стены зала выполнены в виде скошенных «лестничных» выступов возле дверей. Наземный вестибюль станции встроен в дом № 71/1 на Невском проспекте и занимает часть первого этажа. В центре вестибюля на прямоугольной опоре встречает пассажиров барельеф В. В. Маяковского (скульптор М. Т. Литовченко), выполненный способом выколотки из меди. Здесь он изображен в своей обычной позе: голова повернута в сторону, руки в карманах. На обратной стороне, обращенной к эскалаторам, расположена известная цитата из поэмы «Хорошо!»: «Отечество славлю, которое есть, и трижды - которое будет».
Стены перронного зала облицованы смальтой интенсивного красного тона, что напоминает красные стяги. Авторы самого красивого "горизонтального лифта" - архитекторы Ю. В. Билинский, А. Д. Бочаров и Г. А. Михайлов - обострили решение подземного зала, облицевав стены смальтой интенсивного красного тона и усилив их ритмичную динамику за счет скошенных "лестничных" выступов возле дверей. В концах зала стены украшены портретами поэта, исполненными в мозаике в острой графической манере (художник Ю. Б. Могилевский) и стилизованные названия. В нижнем эскалаторном зале применено оригинальное освещение в виде светящейся стены из молочного стекла.
Станция является пересадочным узлом к поездам Кировско-Выборгской линии.
(Кстати, единственную односводчатую станцию глубокого заложения в Москве вы решили не отгадывать?)