(no subject)

Sep 05, 2015 00:05

Не видел ранее этого текста, непонятно это его или скопировал: http://vk.com/wall222863519_2118
Собственно антиманихейская часть:
"Позже манихеи развили эти заблуждения, принадлежащие различным авторам и высказанные в разные времена, превратив все это в единую чудовищную доктрину, дополненную некоторыми новыми, совершенно дикими идеями. Например, они выдумали, будто даже они сами произошли от двух богов и сотворены из вечной материи. Также они говорили, что существует некая материя, подчиненная злому богу и являющаяся его исключительной собственностью, - они называли это материей и мраком. Часть людей были сотворены этим богом из такой материи, так что они по природе своей являются злыми, а материя, из которой они были сотворены, является столь порочной, что они совершенно не способны к обновлению. Таким образом, манихеи извратили утверждение, имеющее место в 1Кор.15:47. Они назвали таких людей coi>kov<, "сотворенными из праха", то есть земными. Также они полагали, что добрый Бог тоже владеет специфической материей, из которой Он производит Свои дела. Они назвали эту материю "светом". И те, кто сотворены из материи света, не способны ко греху. И еще они утверждали, будто другие люди находятся посередине, между данными крайностями, - это люди, в которых какая-то иная материя соединена с материей света, то есть материей Aога. Они полагали, что это произошло так - хотя добрый Бог желал создать всех людей из материи света, возник конфликт между добрым и злым богами. В при конфликте "противоположный" род людей (как они называю его) внес что-то от своей материи в сотворяемого человека, и эта материя - а вовсе не человеческая воля - является якобы тем, что совершает грех в человеке (таким же образом, как худое дерево приносит худой плод).
Августин, в своей работе Contra Faustum, 22.22 [MPL 42.416], говорит о манихеях: "Вы придумали иного бога - бога злого, которому приписывается не только все зло, вами самими совершаемое, но также и все, от чего вы незаслуженно страдаете". Мы уже цитировали, что сказано в его Confessiones, 5.10 по этому же поводу [MPL 32.714]. Таким образом, они ставят в основу своих измышлений две причины греха - злого бога и материю "противоположного" рода человеческого, но никак не нашу волю.
О манихеях говорят, что они были последователями некоего перса по имени Мани, и само это имя, как и во многих других случаях, было воистину обречено на неудачу. Ибо, хотя в персидском языке, как отмечает Коэлий (Coelius), это имя давалось рабам, все же по-гречески оно указывает на безумие". (Мартин Хемниц «Ключевые вопросы богословия»)

Личные нападки вплоть до обзывательств на имя основателя пропускаю, они больше говорят об оппоненте, чем о том, что он критикует. Что же касается "двух материй", то "материей" в манихействе принято называть именно злое начало. Впрочем, мне все равно как называть. Важно, как оно действует - детерминированно (по причинно-следственной связи) или волюнтаристски (по какой-то "собственной воле", как они говорят). Конечно, оба начала действуют по причинно-следственным связям. Именно поэтому манихеи говорят, что быть добрым или злым человеком - предопределено. Потому что это не на голом месте и не заслуга какой-то "личности", а были причины, по которым я стал добрым, а автор этого пасквиля стал злым. Эти причины можно исследовать рационально и они - объективны.
Более того, в практической деятельности человек всегда исходит из того, что жизнь противопоставлена смерти, а утверждение - отрицанию, и что у всех вещей есть своя причина. То есть и дуализм, и предопределение - всего лишь обобщение обычных предпосылок рассудка. Странно, почему переходя к философии, мы должны им не руководствоваться, а сочинять всякие чудеса и знамения, а также принципиально нелогичные сущности вроде монистического божества.
То есть мы никакой чуши не утверждаем, а говорим обычное - некоторые люди умнее, некоторые глупее, и это не мистика и не их вина, а так сложилось действие объективных законов. Это просто то, что наблюдается. А вот всякие "собственные заслуги", "иррациональные духи" и тому подобная херня - наблюдается только в сочинениях поповских мошенников. Злы же они на разум, потому что разум их разоблачает. Но тут им ничем помочь нельзя, разум так устроен, что он - свет, и свет во тьме светит, и тьма его не захватила.

дискуссии

Previous post Next post
Up