2.37. Против Адиманта Манихея (1)

Feb 11, 2014 16:15

Малоизвестный трактат, насколько я понимаю, даже на английский не переводился (в Гугле не обнаружил точно, хотя есть итальянский перевод). Судя по заголовку, является ответом на книги мара Адды, который, согласно манихейской традиции, в совершенстве изучил все языки и философии Запада и написал множество книг, где полностью опроверг все ложные философии. Но сами книги там Августином не цитируются, хотя он выдирает какие-то аргументы из мара Адды и по их поводу пытается что-то возражать. Возражения эти многословные, зачастую являются долгим и нудным пересказом общеизвестных католических доктрин с привлечением цитат из Писаний, произвольно в пользу этих доктрин толкуемых. Поэтому в данном случае, раз манихеи непосредственно не цитируются, я не перевожу всю эту поповскую галиматью Августина, пусть попы переводят, если им надо; а перевожу именно те пересказы мнений мара Адды и частично пересказываю Августина. Дословный текст из трактата (возможные цитаты или мысли из мара Адды) идет курсивом.
Из-за того, что приходится все же его дребедень прочитывать, будет небольшими кусочками по 3-5 глав за раз (у него там 28 глав)

======
1. "Первую главу Торы Манихеи считают противоречащей Евангелию, говоря, что в книге Бытия написано, что Бог сам сотворил небо и землю и свет; а в Евангелии написано что мир был создан через Господа нашего Иисуса Христа".
Дальше в пересказе он говорит, что по мнению мара Адды, фраза из послания Колоссянам про Христа, что "Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое" противоречит первым стихам Бытия, где Бог творит все самостоятельно, а Христос не упоминается.

2.1. "И об этом написано: и завершил Бог в шестой день все дела свои, которые делал, и в седьмой день отдохнул от всех этих дел, которые сделал". И против этого места манихеи клевещут, и говорят, что Новый Завет противоречит тому, что написано в Бытии, поскольку Господь в Евангелии говорит: "Отец мой и сейчас работает".

2.2. (представляет собой какую-то демагогию про субботу и воскресенье без упоминания манихеев и вообще непонятно зачем это тут)

3.1. (пересказ истории про творение Адама и Евы из Бытия). "И по поводу этого места манихеи тоже клевещут, говоря, что этот тезис (sententia) против Нового Завета, потому что тут написано, что Бог создал мужчину и женщину вместе. В то же время, в Евангелии Господь говорит: кто не оставит дома, или жены, или родственников, или братьев, или сыновей ради царства небесного, в сотни раз больше получит в это времени, и в будущем эоне наследует жизнь вечную".
(вероятно, имеется в виду, что фраза из Торы "нехорошо быть человеку одному" противоречит явной проповеди монашества в Новом Завете, поскольку и Христос и Павел однозначно утверждают, что человеку лучше быть именно одному, а остальное уже худшие варианты).

3.2. (представляет собой пересказ мест Евангелия, которые восхваляют монашество)

3.3. (представляет собой пересказ мест Евангелия, где в какой-то степени признается и брак у слушателей, после чего Августин делает вывод, что по крайней мере для всех людей тут не запрещают же; ну так и манихеи не запрещают, в чем смысл его аргументации, трудно понять; прекрасно известно, что и Христос, и Павел были монахами и жизнью своей противоречили семейным установкам Торы).

3.4. (что-то там про то, что Ветхий завет - первая стадия Нового завета, в общем, почему они противоречат в данном пункте, так и не ответил).

мар Адда

Previous post Next post
Up