Jan 20, 2014 07:38
Сегодня по моим сведениям начинается манихейский пост, который заканчивается основным праздником Бема 19 февраля. По сведениям арабских источников, да и по здравому смыслу, посты, в том числе этот Великий Пост, который наступает, были заимствованы католической/православной церковью у манихеев (у которых они были еще в третьем веке именно в такой форме, а в РКЦ появились примерно в пятом, уже после основательного знакомства римской империи с учением Мани).
Смысл поста ранней весной, вероятно заключался в том, что к этому времени все равно еды не хватает, зимние запасы кончаются, и даже в запасах кончаются витамины. То есть естественную нехватку еды предлагается интерпретировать духовно, и поскольку у людей все равно в это время было больше свободного времени (которого не будет во время пахоты и уборки урожая), предлагалось его потратить на аскезу, чтение и слушание добрых книг и текстов.
Как пост, так и финальный праздник Бемы посвящены страданию за правду, часто ограниченно понимают в литературе типа "Бема - день гибели Мани Хайя". Хотя сюжет о распятии Мани в песнях этого праздника, конечно, фигурирует в качестве центрального, но праздник посвящен всем убитым за правду (и в гимнах Бемы об этом прямо говорится), в том числе и Ишо-Сиянию и всем мученикам. Не случайно, пост и начинается со дня Трех Пресвитеров (это манихейские мученики, которые погибли уже после смерти Мани Хайя во второе гонение), что также символизирует, что идея поста и Бемы не узко воспоминание какого-то конкретного исторического события, а широко - это дни воспоминания о том, что сражаться за правду надо, несмотря на трудности, и даже до смерти.
Ну и понятно, что как природа ранней весной воскресает от зимней смерти, празднование дней борьбы весной означает также, что война ведется во имя жизни, и все герои погибли не напрасно. Зимой растения гибнут, но весной возрождаются снова, так и добрые люди, хотя бы и всех убили, все равно будет Бема, то есть трон победы, и ростки взойдут вновь, к вечной и победоносной жизни нового эона правды.
Бема,
аскетика