Десять палачей Лорки

Feb 08, 2020 22:56

Лорка провел свои последние часы на бывшем хуторе Ла Колониа, рядом с дорогой от Виснара к Альфакару. В тех местах было расстреляно более двух тысяч человек. Палачами поэта стали десять солдат. Он умрет не один. В ту ночь его товарищами по несчастью станут анархисты Франсиско Галади и Хоакин Аркольяс, а также учитель Диоскоро Галиндо.



Группа пленных в Ла Колонии, которых использовали как могильщиков

MARÍA SERRANO, MADRID

На рассвете 17 августа Федерико Гарсиа Лорка переведен в район Виснарского оврага, усеянного братскими могилами. Первая остановка - бывший хутор La Colonia. Через несколько часов он встанет перед дулами винтовок. Историк Мигель Кабальеро, автор книги «Последние 13 часов в жизни Гарсиа Лорки», рассказывает, что в те страшные часы «поэта окружали люди, не позволившие ему избежать своей судьбы». Чтобы понять весь этот ужас, мы не должны забывать о безнаказанности палачей.

«Их набрали в основном из африканских подразделений, и в марокканской войне они привыкли действовать жестоко. Поэтому и в гранадских репрессиях они «отличились» с самого начала». Массовые казни оставили на «дороге смерти» между поселками Виснар и Альфакар более 2000 жертв режима Франко.

Те, кто отвезли его в Виснар: Мартинес Фахардо и Гонсалес Вильегас

Рафаэль Мартинес Фахардо в 1936 году был назначен в 30-ю гранадскую штурмовую роту. Кабальеро утверждает: «Вечером 16 августа Фахардо явился в виснарскую штаб-квартиру во главе конвоя, сопровождавшего нескольких приговоренных к казни». Среди них был известный анархист Галади, которого расстреляют вместе с Федерико.

Документы указывают на то, что «полицейский Хулио Ромеро Фунес отдал приказ лейтенанту штурмовой гвардии Рафаэлю Мартинесу Фахардо забрать в полицейском участке Галади, Кабесаса и Террибле, пройти через Гражданское управление, там взять Федерико Гарсиа Лорку, отвезти его в Виснар, забрать тех, кто находится в Ла Колонии (бывший крестьянский хутор, использовавшийся мятежниками в качестве тюрьмы) и расстрелять их».



La Colonia, фото Агустина Пенона (1955 г.)

Гонсалес Вильегас сопровождал Фахардо при транспортировке Лорки к месту, где поэт проведет свои последние часы. Он был членом одного из «черных отрядов» в Гранаде, которые Кабальеро определил как «неподконтрольные никому группы людей, совершавших всевозможные бесчинства и перемещавшихся на машинах под черным флагом с черепом». Эти отряды, состоявшие из фалангистов, сеяли ужас на улицах города.

Прибытие в Виснар: Хосе Мария Нестарес и Мартинес Буэсо



Хосе Мария Нестарес

В 1936 году Нестарес был командующим виснарским участком фронта. Его деятельность начиная с 4 августа была сосредоточена на «операциях наблюдения за противником, который попытается продвинуться по дороге на Гранаду», что привело к серьезным столкновениям с республиканской армией.

Его причастность к убийству Лорки оказала роковое влияние на его карьеру: он так и не получил генеральского звания. Впрочем, среди прочих причин называлась и «его близость к Кейпо де Льяно», который никогда не был в хороших отношениях с диктатором.

«Лорка прибыл в Ла Колонию около половины одиннадцатого и провел ночь в одиночестве. На рассвете его увели на казнь», - Нестарес подробно рассказал о прибытии Лорки в Виснар историку Эдуардо Молине Фахардо. «Около половины одиннадцатого или двенадцатого вечера прибыла машина с поэтом. Командовал сопровождавшей его группой лейтенант Мартинес Фахардо». Поскольку Виснар был зоной военных действий, Нестарес «должен был санкционировать проход в сектор Виснар, в котором действовал комендантский час».

Никто не забыл о его роли в этой истории. Даже сам Франко, который не раз цитировал его слова, когда диктатора спрашивали о случившемся. Кабальеро утверждает, что Нестарес в течение жизни не раз говорил о месте казни и захоронения поэта. Могила находится «на старом учебном плацу, за мостиком перед Фуэнте Гранде, по правую сторону дороги».

Мартинес Буэсо был «человеком, пользующимся беспредельным доверием Нестареса». Кабальеро подчеркивает, что «роль Буэсо как исполнителя не подлежит сомнению». Собственные показания Нестареса между 1969 и 1970 годами: «Привести приговор в исполнение доверили группе штурмовых гвардейцев, доставивших поэта Гарсиа Лорку в Ла Колониа, а впоследствии к месту казни и захоронения». Он продолжает: «Я ужасно тревожился. Чувствовал какой-то подвох. И когда я получил копию приказа, то разорвал ее. Позвонил Маноло Мартинесу Буэсо, чтобы он провел казнь, контролировал и наблюдал за исполнением».

Потомки Мартинеса Буэсо рассказали о чувстве вины, которое тот испытывал при жизни из-за участия в убийстве поэта. Кабальеро говорит, что он даже отказался «получать наградную пенсию, потому что был не согласен с тем, за что ее назначили».

Охранники в Ла Колониа: Куэста Эрнандес и Гонсалес Ауриолес

Во времена Второй Республики хутор «Ла Колониа» был местом отдыха для детей провинции. С начала переворота он был превращен в тюрьму и место расположения расстрельных бригад.

Педро Куэста той роковой ночью был в числе охранников. Он записался в Фалангу после военного переворота. «Лорка прибыл в Ла Колонию около половины одиннадцатого или в одиннадцать и в одиночестве сидел в одном из помещений до наступления рассвета, когда его увели на казнь», - говорится в его показаниях, записанных Молиной Фахардо в 70-е годы.

Эдуардо Гонсалес Ауриолес знал Лорку много лет. Мать поэта Висента Лорка пыталась в тот вечер связаться с матерью Эдуардо и узнать, сможет ли он сделать хоть что-нибудь, хотя это было почти невозможно. Педро Куэста Эрнандес вспоминал: «Эдуардо плакал в тот вечер. Он провел ужасную ночь, рассказал мне, что Гарсиа Лорка однажды, когда они были маленькими, спас его из воды. Он плакал мучительно и горько».

Перед расстрелом: Ахенхо Морено, Бенавидес Бенавидес, Баро Лейва, Хименес Каскалес, Корреа Карраско, Эрнандес Мартин, Айльон Фернандес, Родригес Гарсиа и Эрнандес Хименес.



Мариано Ахенхо Морено

Мариано Ахенхо руководил командой, расстрелявшей Лорку. Кабальеро сообщает: документально подтверждено, что «16 августа, в день казни поэта, Ахенхо был главой палачей».



Антонио Бенавидес Бенавидес

Антонио Бенавидес вошел в историю убийства Лорки своей похвальбой о том, что всадил поэту две пули в голову, когда тот встал перед взводом. Кабальеро пишет, что этот вояка вполне бы мог «публично похвастаться выстрелом в «головастика», как прозвали Гарсиа Лорку». Его военная биография изобилует скандалами, а в некоторых отчетах о примененных к этому «невыносимому стороннику порядка» санкциях он характеризуется как «игрок, склонный к аморальному поведению, частым пьянкам и разгульной жизни».

«Сальваорильо» («Маленький спаситель») - прозвище, под которым был известен Сальвадор Баро Лейва. Он присоединился к мятежу, будучи подчиненным капитана Нестареса на виснарско-альфакарском участке фронта. Кабальеро отмечает, что «Баро не был повышен в звании, в отличие от остальных членов отряда» - так же, как и все, кто участвовал в убийстве Лорки.

Хименес Каскалес отличался «репутацией отличного стрелка». В своей книге Молина Фахардо цитирует воспоминания об этом солдате: «казалось, он был готов потерять голову, нервничал из-за мельницы дона Валентина (места, где располагались расстрельные команды и группы пленных, исполнявших роль могильщиков)», при этом выкрикивая «это не для меня!» После формирования части этих команд он в конце концов получил повышение от Кейпо де Льяно.

Фернандо Корреа, пятый член отряда, был одним из «военных, живших в Ла Колонии». Обнаруженные документы показывают, что «он был выдающимся солдатом Виснара, для которого фронтовые бои чередовались с расстрельной работой».

Антонио Эрнандес Мартин был частью команды, но о нем до сих пор очень мало что известно. Кабальеро говорит, что «есть многочисленные свидетельства его нахождения в отряде, включая слова самого Нестареса и Педро Эрнандеса Куэсты».

С Антонио Айльона Фернандеса, по словам Кабальеро, обвинение снято, поскольку, как показало расследование, он прибыл в Виснар 26 августа, и в день казни Лорки его там не было.

Сальвио Родригес Гарсия - предпоследний объект расследования Кабальеро. Член одного из «черных отрядов», он «изредка участвовал в казнях в первые дни мятежа». Его задачей было доставить арестованных в зону Виснар-Альфакар, где их расстреливали.

Антонио Эрнандес Хименес был добавлен в список исполнителей недавно, поскольку по закону о защите персональных данных подобные детали его биографии не могли быть обнародованы ранее,чем через 25 лет после его смерти. Кабальеро указывает на его близость к Нестаресу как «доверенного человека», которого капитан повысил в должности после его участия в казни Лорки.

https://www.publico.es/culturas/diez-verdugos-lorca.html

и это все о нем, люди, la muerte

Previous post Next post
Up