Парашютики. Глава Берешит. Древо познания и древо жизни

Nov 12, 2011 23:46


Фрэзер был прав: библейское повествование становится противоречивым и непоследовательным именно там, где заходит

речь о растущих в раю деревьях. Первый раз мы встречаем упоминание о древе жизни и древе познания в Быт. 2:9:

И произрастил Яхве Элоhим из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

Общепринятое понимание этих слов (которого придерживаюсь и я) таково, что оба дерева были выращены Богом в центре рая. Однако находились толкователи, понимавшие этот текст сверхбуквально: только о дереве жизни сказано, что оно растет посреди рая, а о дереве познания - лишь то, что оно где-то в райском саду, то ли в центре, то ли нет. Это послужило основанием для оригинальных интерпретаций всего библейского сюжета.
Мы, повторяю, будем интерпретировать Быт. 2:9 более традиционно: оба дерева растут в центре рая и, несомненно, представляют собой особую группу деревьев, противопоставленную остальной райской флоре.
Однако эта интерпретация вступает в противоречие с дальнейшим текстом. В Быт. 2:16-17 древо жизни не упоминается:

И приказал Яхве Элоhим человеку, сказав: от всякого дерева в саду ты можешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь.

В данном случае буквальное понимание получило гораздо большее распространение, чем в предыдущем. Например, христианские экзегеты, внезапно появившиеся в комментах к предыдущему парашютику, единогласно считают, что, пока люди не вкусили от древа познания, им разрешалось есть плоды дерева жизни. Они попросту не сделали этого из-за какого-то фатального неразумения Божьего замысла (а откуда взяться разумению, если древо познания под запретом?).
Еще непонятнее слова Евы в Быт. 3:3:

Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

Ева говорит так, как будто в центре рая только одно дерево, но ведь там их два! Чтобы исправить это недоразумение, в самаритянском Пятикнижии добавлено слово "это" (hазэ): " Только плодов этого дерева, которое среди рая…" [1] Ева как будто показывает змею на одно из двух деревьев и объясняет, что именно к нему относится запрет.
Наиболее правдоподобной гипотезой, объясняющей нестыковки библейского текста, является предположение, что первоначально в мифе говорилось только об одном дереве - о древе познания.
Источник
Previous post Next post
Up