ТОП-33 самых массовых типовых памятников Ленину

Sep 06, 2013 13:35


Воспользовавшись каталогом уважаемого Дмитрия Кудинова, решил я составить своеобразный "хит-парад" самых-самых многотиражных типовых памятников вождю мирового пролетариата. Учитывая что в каталоге собрано уже порядка 40-50 % ленинских монументов, сделать такой рейтинг, в целом уже представляется возможным. Некоторая погрешность вполне допустима, поэтому буду рад если кто меня подправит.

Сразу оговорюсь, что если бы этот рейтинг составлялся по состоянию на 1956 год, первые места, скорее всего, заняли бы две вариации знаменитой скульптуры "Ленин и Сталин в Горках". Увы, к 1991 году по всей стране от них сохранились не более трёх десятков ополовиненных (без фигуры Сталина) монументов, причём довольно ущербного вида, поэтому данная скульптура в рейтинг не вошла.

Ещё одна особенность, на которые многие (в т.ч. фотографы) не обращают внимание - сотни одинаковых скульптур, но при этом НИ ОДНОГО одинакового постамента !

Итак…

33 МЕСТО. Дожившее кое-где до наших дней и особо, вообщем-то, не примечательное творение скульптора И.А.Менделевича по оригиналу 1924 г. Большинство отливок из низкокачественного бетона не пережило советской власти. Экземпляр на станции Москва-Октябрьская, где роль постамента выполняет дрезина, стал почти что культовым.




32 МЕСТО. Скульптор Н.В.Томский изобразил вождя с присущим ему пафосом, в лучших традициях позднего сталинского времени (когда, собственно, и ваял его). Монумент ставился начиная с 50-х годов на центральных площадях крупных городов. Стоит он также и в небезызвестном селе Шушенское Красноярского края.



31 МЕСТО. Не менее пафосное творение скульптора З.И.Азгура, почти что повторяющее вышеупомянутую работу Томского, с той лишь разницей, что в правой руке вождя не тетрадь, а скомканая кепка. Монумент ставился примерно в те же годы на центральных площадях крупных, и не очень крупных, городов.



30 МЕСТО. «Пальтошный» Ильич с кепкой в руке работы неизвестного автора,пластикой напоминающий довоенные творения скульптора Г.В. Нероды. Отливался исключительно в бетоне и ставился, как правило, в провинциальных населённых пунктах с конца 30-х годов.



29 МЕСТО. Послевоенное творение скульптора Н.В.Томского. Памятник ставился на самых видных местах в достаточно крупных городах. «Благословляющий»» жест вождя мирового пролетариата в буквальной точности скопирован со знаменитой (тоже, кстати, типовой) фигуры Императора Александра II работы А.М.Опекушина, стоявшей в Московском Кремле.



28 МЕСТО. Творение неизвестного скульптора, отливавшееся из бетона с конца 40-х. Автор, скорее всего, был вдохновлён вышеупомянутым монументом скульптора Томского. Памятник ставился в основном в скверах или на территориях промышленных предприятий. В художественном отношении, на мой взгляд, довольно-таки неплох.



27 МЕСТО. Ленин в кепке работы скульптора М.Г.Манизера. Хорошо узнаваемый типаж с левой рукой, засунутой на еврейский манер за жилетку. Ставился с середины 20-х исключительно в бронзовом воплощении. После войны уже не тиражировался, однако послужил основой для подражаний, одно из которых (уже на русский манер - руки в брюки) запечетлено на дополнительном фото справа.



26 МЕСТО. Манекенообразный Ильич от скульптора В.Б.Пинчука. Отливался как в бронзе, так и в бетоне с 30-х годов и до конца 50-х для установки преимущественно в небольших населённых пунктах или же на территориях предприятий и больниц.



25 МЕСТО. Пафосный монумент работы М.Г.Манизера. Отливался в бронзе. Ставился, в основном, на городских площадях в провинциальных городах в брежневские годы.



24 МЕСТО. Ленин-дуэлянт, ну прямо с картины Ильи Репина "Дуэль Онегина и Ленского". Скульптор И.П.Кавалеридзе нарушил традицию и изобразил вождя-оратора в наглухо застёгнутом пальто. Видимо, из- за достаточно позёрской позы особо широкого распространения на территории СССР этот монумент не получил. Памятник ставился в основном на территории Украины и кое-где в Белоруссии.



23 МЕСТО. Низкорослый, но довольно экспрессивный Ильич работы неизвестного автора. Ставился с 30-х годов, в основном, на территории Украины. Во время войны, понятное дело, все бетонные экземпляры были немцами уничтожены, однако после её окончания восстановлены по изначальной довоенной модели. Замечен один на территории Гродненской области в Белоруссии, а вот на территории РСФСР - увы, ни одного - послевоенные российские скульпторы стали мыслить более креативно.



22 МЕСТО. Вова Ульянов в детстве. Умилительное творение неизвестного скульптора. Отливалось, в основном, в бетоне и ставилось, как правило, рядом со школами и детскими садами. Опираясь на увесистые тома («Капитала» Маркса ?) мальчик Вова, возможно, обдумывает будущий устав «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».



21 МЕСТО. Творение скульптора П.П.Яцыно отливалось как в бронзе, так и в бетоне. Памятник ставился, в основном, на видных местах того или иного населённого пункта.



20 МЕСТО. Ещё один «пальтошный» Ильич неизвестного автора. Массово устанавливался в послевоенные годы, в основном, на территории восточной Украины. Отливался скорее всего в Харькове.



19 МЕСТО. Ещё один умилительный экземпляр для детских садов и школ, ставившийся в послевоенные годы. Своеобразный парафраз задумчивого ангелочка-путти. Автор, увы, так и остался неизвестным.



18 МЕСТО. Самый знаменитый бронзовый Ильич скульптора В.В.Козлова в своей самой знаменитой позе, с неизменной кепкой в левой руке. Считается наиболее выразительным воплощением фигуры Ленина-оратора. Послужил образцом для безчисленных подражаний (в основном, довольно посредственных) как от именитых, так и безымянных скульпторов по всему СССР.



17 МЕСТО. Ещё одно творение В.В.Козлова. Отливалось в бронзе. Большая часть этих монументов была установлена, в основном, в 1925-1927 годах. Менее выразительна чем его вышеименованная работа, но зато более растиражированная.



16 МЕСТО. Отливалось исключительно в бетоне с довоенных времён. Автор неизвестен (хотя чувствуется меркуровский почерк). Данный монумент предназначался для небольших городов, а если ставился в крупных городах, то на каких-нибудь ведомственных территориях.



15 МЕСТО. Бетонное творение неизвестного скульптора, запечетлевшее Ильича в довольно пижонской позе (правая рука в кармане, левая на лацкане пиджака). Ставилось уже в послевоенные годы, как правило, в скверах или не слишком больших населённых пунктах. Известны несколько вариаций (как оригинальных, так и тиражных), отличающихся лишь расстановкой ног и поворотом головы.



14 МЕСТО. Ещё один послевоенный типаж вождя мирового пролетариата. Почти что зеркальное отражение предыдущего (левая рука в кармане, правая на лацкане пиджака). «Исходником», по-видимому, послужил оригинальный монумент в Великом Новгороде работы скульптора Н.И.Шильникова, стоявший там с 1928 и до 1941 http://www.flickr.com/photos/lenin_monuments/8240514465/ Постройневший послевоенный Ильич отливался исключительно в бетоне для провинциальных городов и сёл. Также послужил объектом для нескольких вариаций, отличающихся лишь расстановкой ног и поворотом головы.



13 МЕСТО. Ещё один "пальтошный" Ильич с кепкой в руке работы неизвестного скульптора, пластикой также напоминающий творения Г.В. Нероды (документальных подтверждений авторства Нероды пока не найдено). Предназначался для небольших населённых пунктов или предприятий. Встречается по всей территории нашей необъятной Родины.



12 МЕСТО. Ленин-рэпер. По неподтверждённым сведениям его автор - скульптор Н.И.Шильников. Довольно экспрессивная фигура массово тиражировалась с 30-х годов. В настоящее время смотрится довольно забавно.



11 МЕСТО. Менее экспрессивное, но зато более известное послевоенное творение скульптора Н.И.Шильникова «Ленин с трубочкой». Ставился как на городских площадях так и в захолустных санаториях. Отливался преимущественно из бетона. Примечателен экземпляр в городе Владимире, отлитый в бронзе и стоящий на постаменте от Александра II на фоне здания с надписью «БАНКЪ» с двуглавым орлом и триколором. Эксклюзивное подражание этой скульптуре, отличающееся лишь расстановкой ног и помятостью брюк, стоит у проходной шёлкоткацкой фабрики в городе Щёлково http://leninstatues.ru/photo/rossiya-moskovskaya-oblast-shchyolkovskiy-rayon-shchyolkovo/shchyolkovo-2 К настоящему времени на многих скульптурах бетонный свиток ( Декрет Совнаркома о монументальной пропаганде ?) в левой руке вождя заметно уменьшился в размере, а от некогда растопыренной пятерни правой руки осталась лишь ладошка без пальцев.



10 МЕСТО. Довольно странный монумент работы знаменитого С.Д.Меркурова выставляющий вождя в виде какого-то разжиревшего борова. На мой взгляд крайне неудачный памятник. Тем не менее массово тиражировался с 30-х годов. Послужил основой для вдохновения неизвестному скульптору, изаявшему для Перми эксклюзивный экземпляр очень похожего толстяка в пиджаке (на дополнительном фото справа).



9 МЕСТО. Работа неизвестного скульптора 30-х годов запечатлевшая Ленина в пальто явно не по размеру, мысленно взирающего куда-то вдаль. Странно, но распальцовка почему-то не везде одинаковая - в основном Ильич стоит сложив два перста, словно старообрядец, но иногда пальцы выглядят полузагнутыми, то ли при формовке вносились коррективы, то ли сломанные пальцы восстанавливали произвольно (как правило, из смолы). Большинство сохранившихся стоят вообще без пальцев.





8 МЕСТО. Знаменитое произведение скульптора С.Д.Меркурова. Монумент отливался с начала 30-х , в основном в бетоне и предназначался для скверов, парков и домов отдыха. Гранитный оригинал находится в Москве на Тверской площади. Примечателен открытый в 2011 году экземпляр в Уфе, отлитый (в целях экономиии) из…полипропилена (разновидность пластмассы) с толщиной стенок 8 мм.



7 МЕСТО. Скульптор Г.Н.Постников изобразил вождя вроде как толкающим речь, однако больше смахивающего на играющего стоя в домино. Ээээээхххх !!! Фигура отливалась с 30-х годов исключительно из бетона. Ставилась или на промышленных предприятиях или же в небольших (преимущественно сельских) населённых пунктах.



6 МЕСТО. Творение скульптора Г.В.Нероды по сей день вызывает улыбку и является предметом шуток и острот (Ильич под градусом и т.п.). Сейчас смотрится смешно и попросту нелепо. Тем не менее монумент массово тиражировался с конца 20-х и до конца 50-х. Видимо считался всё это время идеологически более чем «работоспособным».



5 МЕСТО. Ещё один вариант Ленина с кепкой в руке, своим жестом напоминающего скорее швейцара у входа в отель. Автор - вышеупомянутый Г.В.Нерода. Ничем особо не примечательный монумент с 30-х годов был прочно поставлен на поток. Известны лишь бетонные отливки разных размеров.



4 МЕСТО. «Призывающий вождь». В справочниках аннотирован как «предположительно скульптор В.В.Козлов». Массово тиражировался с конца 20-х годов. Ставился повсюду.



3 МЕСТО. Ещё один «призывающий вождь» работы скульптора Г.Д.Алексеева по оригиналу 1925 г. Более массовая модель, чем предыдущий. Отличался разве что расстановкой ног и каким-то скомканным предметом в левой руке, отдалённо напоминающим кепку.



2 МЕСТО. Монумент ставившийся в сталинские годы чуть ли не в каждом втором населённом пункте. По некоторым сведениям, его автор - скульптор А.Л.Котихин. Фигура вождя, на мой взгляд, выглядит здесь бутафорской и слишком театральной, видимо лепили с натурщика. Бетонный памятник ставился повсюду - как на городских площадях, так и на задворках парков и скверов.



1 МЕСТО. Если предыдущий монумент мелькает в каждом втором городе, то знаменитое творение скульптора С.Д.Меркурова - в каждом первом. По-видимому, считалось эталонным воплощением облика вождя, поскольку стояло даже в самом главном «красном уголке» страны - зале заседаний Верховного Совета СССР в Большом Кремлёвском дворце.



В принципе, продолжение обзора типовых памятников сделать можно, но там градация мест будет достаточно условная, поскольку подсчитать количество тех или иных монументов с буквальной точностью попросту не представляется возможным.

разное

Previous post Next post
Up