KAZAKИ (1928) - Казачий вестерн на Кавказе

Nov 12, 2024 10:19




Самый дорогой и масштабный фильм студии MGM «Казаки» со звездами немого кино Рене Адоре и Джоном Гилбертом, настолько хорош и гениален, что от него отказалась сценаристка и даже первый режиссер. И он расскажет вам умопомрачительную историю из древнего быта загадочного, жестокого и бесстрашного народа русских под названием THE COSSACKS. Аутентичность быта и истории жестоких племен THE COSSACKS в каньонах загадочного Кавказа показана с документальной точностью благодаря лучшим консультантам из бродячих казачьих ансамблей. Документальность демонстрации жизни пляшущих и скачущих THE COSSACKS с их балалайками, водкой, цыганами и вышиванками обеспечена еще и тем, что фильм поставлен, как прямо сказано в титрах, по мотивам одноименной новеллы THE LEOF N. TOLSTOI. Хотя на самом деле сценаристку заставляли столько раз все переписывать, что от оригинала остались разве что имена персонажей. Короче, пейте водку, ешьте селедку и смотрите пленку!

Действие происходит где-то на Кавказе в неопределенную эпоху, которая может быть с одинаковым успехом и XVI веком, и XIX. Фильм сразу вводит зрителя в очень исторический контекст: «Столетиями цари Московии - «малые отцы Москвы» - благоразумно не трогали темных людей, что в горных теснинах близ западных границ в одиночку воевали против турок. То были казаки Святой Руси!.. Просты как дети… жестоки как дети… Народ, что любит вкусно поесть и звонко похохотать. Народ что смеется смерти в лицо!»

И вот показывается типичная казачья станица на Кавказе. С огромными крепостными стенами.



И украинскими мазанками.



Станица носит простое казачье название «Ернак». Рядом со станицей пафосно собирают сено женщины в казачьих украинских одеждах.



Ибо мужчина для войны, а женщина для работы - такова судьба, по убеждению этих простых диких Cossacks.

Самую красивую и своенравную казачку зовут Марьянка. У нее совершенно типичная казачья внешность - сарафан, платочек, помада и завивка.



Марьяна скандалит со своей матерью из-за rabota, но тут чу! - мужчины возвращаются с войны. Они привели кучу пленных медведей турок!





Гордые казаки радостно идут на лошадях с копьями наперевес и пафосно поют.





Некоторые обозленные пленные пытаются откосить от рабства и сбежать, но за это в казачьей России следует расстрел на месте.



Но тут казаки замечают в стороне загорающего на солнышке казачка Lukashka.



Лукашка - посмешище всей кавказской станицы. Сын атамана, который книгочей, пацифист, креакл и вообще, не хочет воевать и вместо этого пасет скот. Все войско потешается над ним и дразнит бабой, как бы говоря: «Не служил - не мужик!» Но Лукашке по фиг, он же сын атамана. А мажоры уже тогда косили от армейки.



Войско казаков на разнокалиберных лошадях въезжает в станицу-крепость. Что их первым делом интересует? Конечно! «Vodka for all!» И все бросаются к стратегическим запасам vodka ведер этак на 100500. «Казацкая водка для казацких воинов!» - орут все новый слоган для очередной рекламы на Первом канале.



Пленных турок отправляют на мельницу вертеть жернова , а сами казаки бухают и наслаждаются казачьим рестлингом.



Фанаты обоих борцов в экстазе. Ставки на спорт, один икс бэээт!



Но тут звучат колокола к молитве из местной TSERKOVЬ.



Ее играют казаки-монахи в рясах при шашках. Ибо, как гласит лозунг казаков: «And over all is God». Вливайся!





Казаки тут же бросают водку, пинают борцов, чтобы те тоже протрезвели, и все пафосно стоят на коленях на крыльце и молятся, обнажив бошки с чубами.



Казак с запорожьим шлыком усердно порет турок и заставляет тоже встать на колени и молиться православному богу, а не поросячьему Аллаху. Дикие люди, никакой толерантности, обратите внимание, даже ни одного чернокожего в войске нету, не говоря уже о лесбиянках…



А Лукашка тем временем возвращается с выпаса лошадей и, заприметив Марьянку, начинает перед ней вы***ться. И показывает все казачьи трюки, какие только знает. Прям как тот ковбой из анекдота про зеленую лошадь.



Марьяна, разумеется, ноль внимания. Тогда Лукашка с лошади прыгает ей в телегу на сено и начинает заниматься харрасментом. Золотой чувак.



После флирта наш казачий Элвис покидает здание… то есть, телегу и с радостной лыбой уходит на лихом коне, сидя задом наперед.



Лукашка добрый малый. Он приходит домой и помогает матушке-старушке распрягать коров. А ведь это не одобряэ его отец, ведь женщина создана для работы! А тут подходит и папашка, атаман Ернака, который к сыну относится с таким же презрением как и вся станица. Вот такие вот проблемы в семье, хоть сейчас на «Пусть говорят» отправляй сюжет.



Ночь. Станица гуляет. Гуляет и Лукашка, который, заприметив Марьяну, начинает ее лапать, а потом догоняет где-то на сеновале и пытается признаться в любви. В большой, чистой любви. Так что давай сразу тут, типа, на сеновале… Вот так они и мечутся полчаса в комических ужимках, как и положено в довоенных комедиях.



Заприметив возню, к ним вскоре подлетают казачки. У них появилась клевая идея для пранка - они хватают Лукашку, одевают в женские тряпки, привязывают к столбу и бросаются в него виноградом. Воина из него не вышло, мол, так пусть виноград давит своим горячим йуным телом, аки женщина.







Вся станица с балалайками наперевес ржет над неудачливым уклонистом и швыряет в него виноградом. Даже Марьянка через силу присоединяется к перфомансу ради сохранения лица. Сцену видит и отец-атаман. Разумеется, он в полном шоке. Примерно как если бы его сын оказался трансгендером.





Наконец Лукашка вырывается на свободу, в ярости срывает тряпки и убегает домой. Там к нему приходит мрачный отец с плеткой, который хочет наказать сынку за образ трансвестита. Настоящий казак, а не поганый транс, должен носить сапоги, ремни, фуражку и прочую военную форму!



Лукашка в ярости грозится самообороной и после нескольких ударов плетью не выдерживает позора! Он устраивает с папашкой грандиозный баттл, потому что в довоенном кино драки были аналогом взрывов и на них не экономили.



Разгромив полдома, Лукашка избивает папашку плетью и наконец уходит. Старик с трудом встает и с досадой осматривает синяки в зеркале, а потом улыбается - его сын все-таки не гомосек, и реально может дать бой!

Практически сразу же свои стальные боллс Лукашка показывает и станице. Оказывается, пленные турки каким-то макаром ухитрились сбежать с мельницы! Все бросаются в погоню, включая Лукашку. Марьянка бежит к церкви и просит у бога самого дорогого: «Великий Лорд, сделай Лукашку смелым, пусть он убьет турка! (подумав) Ну, или двух»



Желание выполнено! Лукашка убивает пару турок, догоняет и ловит главаря, которого душит голыми руками. Это мусульмане в довоенном кино, их не жалко. А потом гордый и радостный возвращается домой. Отец горд сыном - он не транс! Он убил турка! Молодец, рано или поздно он убьет еще!

Вскоре казаки опять отбывают в поход. Теперь Лукашка изменил своим пацифистским принципам. Он собирается со всеми на турок и гордо надевает свой казачий мундир - помесь черкески и кафтана стрельца.



Перед построением все опять встают на молитву и покорно стоят на коленях. Атаман пафосно целует крест. Ну вы знаете, все молитвы в дикой Russia так происходят.



В разгар молитвы к Лукашке ползком, как гадюка, приползает Марьянка и пытается сообщить пацану, что она передумала. «Вася - я ваша навеки!» Что-то типа этого. Лукашка старается не терять настрой, в основном молчит и просто уходит в бой.



Проходит несколько дней. Вскоре в Ернак неожиданно прибывает пафосный экипаж из Москвы.



Из него выходит важный человек - Его Сиятельство с ординарцем Кузьмой. Оба одеты по последнему писку моды в меховые шапки и стрелецкие кафтаны с кушаками и двуглавыми орлами.



Это прибыл граф Оленин. Которого в фильме почему-то никогда не называют по имени, и он фигурирует исключительно как «Его Сиятельство». Он типичный граф шестнадцадевятнадцатого века - напомаженный, набриолиненный, с тонкими усиками и подкрашенными глазками, пудрой на лице, короче - стандартный злодей довоенных комедий.



Первым делом Оленин целует ручку священнику и интересуется, где атаман - он привез ему важное послание оф рашн цар. Оказывается, пока атаман в походе, его вообще никто не заменяет. Тогда Оленин решает переждать на постоялом дворе. Увы, казаки не торгуют кровом и едой - но ему предлагают устроиться у вдовы АкулЕны, «известной своими пельменями» (с). Но не пельмень Акулены заинтересовал Оленина. А то, что она по удачному совпадению является матушкой Марьяны - единственной симпатичной девки на всю станицу.

И вот классическая казачья изба на два этажа.



Там Оленин долго болтает с Акуленой, пытается подбивать клинья Марьянке и одновременно не ополоуметь от болтовни ее матушки. Увы, тщетно - казачки беспощадны.



А тем временем на фронте Лукашка в дозоре ходит с винтовкой-пищалью и ждет турок.



Пока казаки чешут языками в лагере, турки подбираются и внезапно нападают. Дальше без затей - просто эпический баттл на полчаса, в котором турки и казаки увлеченно режут друг друга. Лукашка, конечно, старается больше всех, чтобы доказать, что он не транс.



Большого смысла сцена не имеет. Возвращаемся в станицу. Там Оленин застал Марьянку, когда она вертелась у его зеркала. Граф одет в свою новую удобную косоворотку с модным двуглавым принтом.



Он очаровывает Марьянку болтовней и выбрав из своих драгоценностей самые дешевые бусы, дарит их Марьянке, уговаривая обратить на него внимание. Дурочка долго колеблется, но потом решает, что она роду казацкого, и не нужен ей берег турецкий и Москва ей не нужна! И убегает.

Наконец с фронта возвращаются казаки с кучей пленных турок.



Давно не видевшие матерей, жен и детей (которые в фильме отсутствуют как факт, кроме маленького прислужника священника), уставшие в ратных боях, они думают, конечно, только об одном: «We draw near to VODKA!!!». Первым делом, первым делом только воооодка! Ну а женщины? А женщины пото-о-ом… Я не утрирую, так в фильме и сказано.

Тем временем коварный Оленин продолжает обольщать Марьянку. И наконец раскрывает ей, зачем его вообще послали в Ернак. Оказывается, царь увлекся евгеникой и хочет породнить своих неженок-аристократов с буйной кровью гордых казаков, поэтому приказал Оленину найти на Кавказе себе казачку в невесты. Это, я так понимаю, особенно изощренное наказание его величества.



Марьянка говорит что-то типа, что ей надо подумать, и уходит. А тут как раз приезжает и Лукашка. Марьянка бросается ему в объятья, но гордый Лукашка уже не тот! Он ведет себя холодно, пафосно рассказывает, сколько турок зарезал-перерезал, сколько водки выбухал, какой он герой с дырой и прочее.



Марьянка решает не уступать и хвалится, что граф к себе ажно в саму Москву в нявесты зовет! Лукашке в ахуе - пока он был на фронте, инфернальный граф его успел обскакать! Вот как надо было объезжать кобыл, лошара!!!



Кстати, абсолютно непонятно, зачем из Оленина корчат некого страшного злодея. Хотите верьте, хотите нет - он ничего плохого в фильме не делает. Абсолютно ничего - вообще. Но его пытаются оскорбить и выставить бог знает чем.

Лукашка в ярости убегает. Марьянка плачет и тоже убегает. Кузьма скептически спрашивает хозяина, не выбрать бы кого поспокойнее - но Оленин уверен в успехе: нет таких крепостей, которые бы не взяло Его Сиятельство!

Наконец наступают «три дня празднования дня Ста Святых» (с). Казаки очень долго веселятся, танцуют и поют. Приезжают даже цыгане из Прикарпатья. Казаки радуются, веселятся и показывают абсолютно никак не связанные с сюжетом казачьи трюки, в которых Лукашку внаглую подменяет дублер.





Вечером казаки собираются на круг, и атаман торжественно представляет графа Оленина, посланника Москвы. Тот, оказывается, прислал важную маляву. Сам атаман читать не умеет, так что неловко мнется, но Оленин снисходительно читает за него.





Царь, оказывается, заключил с турецким султаном мир и теперь приказывает больше на турок без нужды не нападать. Казаки в шоке и ропщут - они больше ничего не умеют кроме как убивать и грабить, как теперь жить?!! Оленин невозмутимо тычет пальцем в небо к Аллаху и пафосно отвечает: таковы слова Little Father! После чего откланивается. В прямом смысле слова.



Казаки, когда Оленин уходит, переглядываются, и начинают его пародировать и тоже кланяются до земли. Все казаки кланяются! Все валяют дурака! Эпидемия ширится, заполняет все здание, выливается на улицу, поглощает станицу, идет по полям и весям, сжирает планету и замахивается на Луну!.. Так, о чем я… Ах да! Казаки начинают бухать и смеяться, а у атамана рождается план - надо написать письмо турецкому султану, он разорвет договор и снова будет война! Так как грамоте атаман не обучен, вовремя вспоминают о книгочее Лукашке. И да, вы все правильно поняли - этот ненужный для сюжета поворот спижжен с картины Репина. Даже композиция в кадре один в один списана с картины.



Крупные кадры на ржущие лица. Все старательно придумывают ругательства. Самые грязные, грубые и мерзкие придумывает, конечно, герой Лукашка. В общем, Комеди клаб отдыхает.
Отправив маляву с одним пленным, казаки на радостях тут же предаются любимым развлечениям - водка, женщины, цыганки. Включить хор балалаечников!!!!



На празднестве зажигает приехавшая с табором цыганка, которая энергично делает восточный танец живота.



Разумеется, пару ей составляет Лукашка, который отважно пускается в танец, показывая типичную казачью плясовую. Все орут, все пьют, всем весело, короче, полный сабантуй.





На шум прибегает Марьянка и как раз застает Лукашку, который вместе с цыганкой бежит в ее кибитку изучить альбом карпатских бабочек. Ноу, Лукашка, а как же я! - кричит Марьяшка. Но Лукашке срать на Марьяшку, и он уходит к цыганке кушать ее пельмешку. Такова драма разбитого сердешка.

Так что Марьянка, поплакав, выбирает бабло и соглашается на свадьбу с Олениным. Венчание устраивают оперативно, и вот мы уже видим Марьянку в табельном цветочном кокошнике.



Свадьба организована по всем традициям - украинские дивчины на Кавказе, ансамбль трехметровых балалаек, в общем, все по ГОСТу.



Невеста вне себя от счастья, а что слезы льет, это такая радость.



Мать тоже вне себя от радости, ведь ей в приданное дали мешочек золотых и новый японский магнитофон.



Мать твою, им что, иконы рисовал автор тестов Роршаха? Что вы видите на этой картинке? Я лично типичного кавказско-запорожского MEDVED.



Молодые целуют крест, хлеб, мамку… Празднество разгорается… Тут вламывается Лукашка, который только сейчас узнал о свадьбе - до этого, наверно, цыганку пялил или бухал по оврагам. Марьянка решает его позлить и через силу изображает веселье.



Конец предсказуем - Лукашка в ярости ее толкает и убегает. Ссыкливый граф вмешаться не рискнул. Марьянка устраивает скандал и запирается у себя в комнате - а тут и Лукашка-промокашка влез в окно. Он грустно смотрит на нее и говорит, что его помидоры еще не завяли, но… Как говорит Марьяна: а счастье было так возможно, так близко!.. Но судьба моя уж решена. Неосторожно, быть может, поступила я. Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна.

В общем, Марьяна надевает папаху и норковую шубу летом и с новоявленным мужем уезжает ту Москоу. Сэд бат тру, май фрэнд.



Но Лукашка не хочет смириться с потерей любви! После долбанных нескольких месяцев у него включаются мозги и он понимает, что не может жить без своей кудрявой профурсетки. Он решает догнать ее и отнять. Атаман не одобряэ - это вообще-то официальный комиссар царя. Тогда Лукашка берет его на слабо - что, зассал, старик? Отец тут же, не раздумывая соглашается - все равно ему этот напудренный чувак не нравился. Слишком похож на транса.

И с этой минуты кино внезапно превращается в вестерн. Потому что карета Оленина мистическим образом перемещается с Кавказа в Калифорнию.



Казаки нагоняют карету и… что они сделают с Олениным? Убьют? Интересно, за что - граф вообще-то ничего плохого не сделал и ни одного закона не нарушил, а поганец Лукашка украдет чужую жену. Но ничего, сценарист мастерски решает конфликт - на карету нападают внезапно ошивавшиеся тут турки. Начинается борьба, стрельба, крики. Атаман кричит подручному: «Sitki, мчи назад! Нам понадобятся все!» А сам Оленин решает все разрулить и спокойно вылезает из кареты со словами: стопэ, посоны, кончайте кипеш, меня царь подогнал!



Но кажется, турки не поверили. А может, просто плохо понимали русский язык. Короче, Оленин схватил кинжально-спинное расстройство в тушку.



Захватив карету, турки уносятся по пескам Калифорнии в Турцию. Лукашка и отец нагоняют их, и тогда турки легко захватывают в плен обоих дуралеев, набросившись толпой. Вскоре их привозят прямо в Турцию, которая на Кавказе совсем рядом. Возможно, подразумевается какой-нибудь Карс или типа того, но кого это волнует.





Их приводят в типичный восточный замок и заставляют кланяться какому-то махарадже с гигантским жемчужным полотенцем на башке, который «священный полумесяц» и «брат Солнца и Луны». Непонятно, это что ль, и есть султан или так, местный сердар?





В общем, дальше начинается совершенно такой же бесстыжий плагиат «Михаила Строгова». Казаки кланяться, конечно, не желают и нетолерантно оскорбляют чужую религию. За это их привязывают к столбам и долго лупят плетью, а потом пытают раскаленными углями, прижигая ладони.



Но в это время подлетает казачья армия, которая все это время спешила на помощь. Правда, турки пытались ей помешать и ухитрились взорвать целое ущелье. Происходит абсолютно бессмысленный, но очень пафосный и дорогой спецэффект - гигантская каменюка падает на тропу и давит полвойска.



Это не мешает остаткам добраться до крепости и броситься на штурм. Происходит грандиозное побоище, казаки перелезают через крепостные стены и рубят турок, которые пытались отстреливаться из мечетей, а наших героев спасают в последний момент.





Всех, кроме атамана, которому выжгли глаза, и он в итоге успел помереть. Лукашка горько плачет над его телом, но сделанного не вернешь. Похоже, теперь ему быть новым атаманом и он получит квартиру бати!



Суровое, но спокойное войско возвращается обратно в Ернак с кучей пленных турчанок в паранджах. Каким образом они обошли завал на тропе, не объясняется - наверно, прошли соседней дорогой через Техас.



Лукашка, я люблю тебя! - щебечет Марьянка за спиной. Но Лукашка не отвечает, а только треплет невесту за руку. Ведь у него теперь будет казачья булава, квартира и куча отцовского добра, и надо прикинуть, как это вложить в дело. Хэппи-энд, титры!



Общее резюме - а фильм, в целом, не так уж и плох. Конечно, бесконечные переписывания не пошли ему на пользу, бессмысленные сюжетные линии хорошо видны. Но в целом получилось масштабно, ярко, даже ухвачен казачий дух, пусть и совершенно клюквенный. Есть какой-никакой связный сюжет и даже некая драма в финале, что для довоенного фильма большое достижение. Актеры играют неплохо, из Джона Гилберта и впрямь получился неплохой казак, а уж его «отец», заслуженный актер Эрнест Торренс, вышел просто образцовым казачьим атаманом, который даже на фоне настоящей казачьей массовки не потерялся - хоть сейчас в любую экранизацию «Тараса Бульбы» вставляй! Да и вообще, по части клюквы фильм просто образцовый. Обязательно помотайте, поднимите себе настроение. С водкой, шашкой и папахой! Nazdorovie!

б) Песни и пляски, а) Кино, 2) Бутафорская клюква, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up