Шпионские игры (2001) / Расплата (2010). Call of Debt. Cold War

Aug 25, 2024 10:57

Так как я болею и мне нечем заняться, решил пересмотреть ради глупой клюквы старые боевики, которые когда-то я глядел и мне не понравилось. Хотя вообще я люблю боевики, особенно чтобы подороже и побогаче. Таким разочарованием и при этом отменным клюквенным сиропом для меня когда-то стал боевичок "Шпионские игры" (2001) от Тони Скотта. Да, того самого британского гения пафосных и глупых экшнов, который осчастливил нас всякой клюквотенью типа "Топ Гана" и "Багрового прилива", а потом спрыгнул с моста. Фишка "классический актер Голливуда и молодая звезда" из последнего фильма ему понравилась, и он склепал очередной проект с Брэдом Питтом и Робертом Редфордом из "Три дня кондора".

Как это выглядит? Представьте себе, что кто-то слепил воедино кат-сцены из Call of Duty: Black Ops и Cold War, только основной геймплей не шутер, а разговоры и симулятор шпиона. Вот примерно так это и выглядит. Да и сюжет где-то на том же уровне.

Начинается все в апреле 1991 г. Где-то в лютой китайской мухосрани медицинская "буханка" приезжает в загаженную местную тюрьму.



Тюрьма капец какая охраняемая, одних солдат целый полк, да еще и с бронемашинами. Ну вот такая вот охрана в суровых китайских тюрьмах.




Внутри грязно и кучно как в муравейнике. Порядков никаких, зеки ходят где попало и как хотят. На каждом шагу при этом по караульному с автоматами. Буквально на КАЖДОМ!







В реальности зеки уже сто раз бы спровоцировали бунт и расхватали бы оружие, но... чего вы хотите от Голливуда. Надеюсь, хоть форма верная.





В общем, санитарка приехала, чтобы по заветам "Кавказской пленницы", провести спецоперацию. Под видом вакцинации (начальник тюрьмы еще и показательно первую прививку себе делает, чтобы тупые китайцы не боялись) внедрить сюда своего человека. Свой человек - это блондин Брэд Питт и его наличие в китайской "скорой" почему-то никого не удивляет. Наверно, решили, что это международная миссия.



Брэд Питт обмазывает себе ручку специальным гелем и запускает в трусы вставляет кабель в розетку. В ту же минуту его бьет стотыщмиллионов ультравольт, свет вырубает, и его кагбэ дохлое тело коллеги отвозят на кушеточке в кладовку с идеологическими плакатами. Ах, какая жалость, погиб идиот.



Так как ин социалистик Чайна каждый день дохнут миллионами, то это вообще не проблема. Отчет писать не надо, тело оставлять не надо - вакцинацию просто продолжают. А Бредушка, конечно, оживает аки в "Горце", достает откуда-то пистолет (наверно, из трусов - прямо не показали) и забирается в какие-то подземелья позади электрощитка. Там он долго снует по каким-то крысиным ходам, натыкаясь на диких китайцев. Те ревут и лопочут что-то, боясь этого бабайки. Но Бредушка как гуманный белый человек знает, что каждого дикаря можно успокоить, подарив ему шоколадку с профилем Гитлера жувачку. Бери и помни доброту Белого Человека!



В конце концов он с трудом находит какую-то женщину без сознания, выводит ее НА ПОСЛЕДНИХ СЕКУНДАХ и прячет в свою кушетку. Так вместе их в "буханку" и загружают.



Но начальник тюрьмы тоже оказался не промах. Заметив зека, который прямо у него на виду жует жвачку, он понимает - это жжжж неспроста! Ведь просто так жвачка в это место попасть не может!!! Он долго переглядывается с зека на экран, с экрана на зека, с зека на экран... Должна... должна быть тут какая-то связь... Но какая? Наконец до китайского слоупока доходит, и он командует всей тюрьме - фас!!! Конец... немного предсказуем.





Все, теперь Бредушка попал в китайский плен, где его бьют и допрашивают и просидит там до самого конца фильма. И у него 24 часа пока его не убьют. Вуап-вуап-вуааааап... Мишшион - фэйлед!



Про это сообщают его бывшему коллеге, ветерану ЦРУ Нату Мьюри. У него последний день перед пенсией и вот такой облом! Теперь его собственные коллеги весь последний день работы тратят на то, чтобы выяснить, чем они раньше с Бредом занимались. На кой хрен ЦРУ это надо? Оказывается, они сами не в курсе, что делал в тюрьме Бред, который туда поперся самовольно.



Дальше начинается, по сути, демонстрация череды миссий, как в любом стандартном шутере. Миссия первая - Вьетнам. Нат рассказывает, как познакомился с Бредом. Оказывается, Бред - это Томас Бишоп. Нат подобрал его в джуглях буквально в последние недели войны чтобы грохнуть какого-то вражеского командующего с китайским именем и советскими петлицами.





Цель приехала в лагерь с небольшим конвоем в два-три грузовика солдат. Но это не было проблемой, ведь Том с наводчиком - профессиональные снайперы, которые успешно замаскировались прямо на склоне перед лагерем!







Все бы ничего, но тут перед самым выстрелом ВНЕЗАПНО прилетает вертолет Ми-2 и начинает кружить над местностью, выглядывая шпионов. Наводчик верещит по рации, Нат кричит - бегите глупцы, вас порвут на голубцы! Но Том фанатик и на последних секундах, когда уже по нему палят из автоматов, таки убивает цель. Здорово, молодец... И что теперь? Как ты уйдешь из-под обстрела?





Лютых пять минут вертолет пафосно кружит, как воронье, поливая из калашей наших горе-спецназовцев. Особенно краснозвездный шлем стрелка хорош.



Ну все, думаю, кино кончилось. Серьезно, как ты уйдешь от вертолета? Подобьешь его из калаша? И знаете что?.. Так и вышло!!! Серьезно, Брэд с серьезным видом взял автомат, пострелял в вертолет, тот сделал несколько дырок и с видом подраненой утки пафосно завалился на бок. За холмик. После чего, как во всех гениальных фильмах, пафосно взорвался. За кадром.



Бюджет фильма 115 миллионов долларов, если что. Для сравнения - в "Остине Пауэрсе-2" вертолет взорвали крупным планом при бюджете в 33 миллиона. И даже в "Пуленепробиваемом" (1988), который стоил 5. Высочайшее качество экшна от Тони Скотта, да...

Левел ту - Мишшион "Ист Берлин". Том понравился Нату, и он учит его всяким шпионским премудростям - наблюдать за обывателями в кафе, клеить телок за 15 секунд, фоткаться на балконах незнакомых людей... В конце концов он решает, что Том готов и он идеальный разведчик. Том в итоге должен вытащить из Восточного Берлина некого перебежчика Шмидта. Однако когда он его вез, за ним почему-то увязалась полицейская Волга. Да, хотя действие где-то в конце 1970-х, ездят они почему-то на машинах 1960-х: менты на ГАЗ-21, а Бред на тогдашнем "Вартбурге".





Справедливости ради, вокруг много Трабантов и есть даже одни Жигули-копейка, но они тупо стоят по краям улицы.



Бред решает, что вывернется. Все, что пришло в голову гениальному разведчику - это притвориться, что они с другом пьяные. Менты посмотрели на этих пьянчуг, притормозивших у грязного бара, махнули рукой и ушли. Надо же, это сработало! Вот бы Штирлицу такой метод взять на вооружение...



И да, Восточный Берлин снимали в какой-то мухосрани - все убогое, загаженное и грязное, а смуглые немцы подозрительно напоминают венгров. Может быть в Венгрии и снимали, хотя официально съемки были в Великобритании.



В конце концов Том понимает, что мишшион фейлэд и буквально силой выбрасывает предателя на мороз, хотя тот хнычет о какой-то там семье. И правильно сделал, как оказалось - это успешно позволило ему свалить через границу, которая в очередной раз показана как мордор с огромными решетками, шлагбаумами и взводами офицеров с автоматами.







Реальный чекпойнт "Чарли" в 1975 году.

Потом Том встречается с Натом на крыше небоскреба и возмущается - мол, негуманно это, своих не бросаем, Шмидта уже расстреляли в тюрячке (откуда ты знаешь вообще?). Нат невозмутимо отвечает - приказы выполняются, а не обсуждаются. И вообще, задачей было раскрыть канал утечки в нашем посольстве. А Шмидта не жалко, он предатель и дерьмо, неделю назад нас уже продал русским. Спор, вестимо, кончился ничем. А предательницу из посольства (бывшую жену Ната, кстати), потом нашли мертвой в каком-то мотеле Восточного Берлина, где ее забили до смерти. Угадайте, кто это сдееееелал...

Мишшион сри - Бейрут. Третья миссия в Ливане и это совсем скучно. Полчаса Бред втирается в доверие какой-то британской врачихе Элизабет под видом фотографа, чтобы через ее знакомого доктора подобраться к какому-то там шейху-террористу, прячущемуся на Кипре, который в Бейрут только в отпуск приезжает.







Длиннющая возня и езда на такси под обстрелом (ливанские традиции!) заканчиваются тем, что доктора подослали, но на кой-то хрен ливанцы-союзники црушников выбрали план понадежнее. И тупо штурмовали здание джипом со взрывчаткой. Грохнуло в лучших традициях рязанского сахара так, что полдома обвалилось. Не иначе как туда ядерную бомбу запихали.



Короче, тлен и тоска. А хотя это ж арабы, чего их жалеть.



В итоге Тому что-то надоело убивать ни в чем повинных людей ради каких-то мутных схем ЦРУ и он уволился ага, ща. Перевелся в другой отдел. Совестливый ты наш. А потом, как оказалось, самовольно провернул операцию в Китае, чтобы вытащить ту самую врачиху Элизабет, обвиненную в шпионаже. Причем намекается, что врачиху китайцам сам же Нат и сдал, чтобы она не отвлекала красавчика от работы. Та-таааа! Ох уж эта ревность, ох уж эти эмоции... Не-е-ет, это мой сладкий Брэд, сучка ты крашеная!



Казалось бы, Нат на такой работе должен быть прожженнейшим ублюдком, которому плевать на человеческие жизни. Однако он почему-то любит симпатичного рослого накаченного блондина... с могучим торсом... и смазливым личиком... мммм, Брэд, я хочу тебя... освободить, в смысле. А оказывается, ЦРУ не хочет его вызволять! Оказывается, они вели прослушку в Китае и не хотят, чтобы это всплыло, так как именно сейчас идут какие-то там торговые переговоры с Пекином. Как это всплывет, если Брэд к этой операции никакого отношения не имел - абсолютно непонятно, но его хотят кидануть, чтобы китайцы его пристрелили и дело с концом. Короче, его кидают, потому что црушники злые!



Ну и параллельно ВЕСЬ ФИЛЬМ наряду с рассказом своих ветеранских баек Нат успешно натягивает нос ЦРУ, вызволяя нашего балбеса даже не выходя толком из кабинета. Он сливает инфу об аресте журналисту в Гонконге, посылает свою секретаршу помогать (и та, конечно, не боится увольнения и суда), а под конец совершенно наглеет и подделывает подпись начальника и все документы. И все это, блин, ПРЯМО под носом коллег, которые бегают с удивленными глазками по коридорам, как идиоты. После этого сюжет напоминает абсурдистские анекдоты про Штирлица. Собственно, там напрямую один цитируют - Нат выклянчивает у коллеги чуть ли не за интим название тюрьмы Брэда, а под конец невозмутимо приглашает на вечеринку. Когда прибегают злодюки и спрашивают - о чем говорили? - коллега невозмутимо отвечает: о вечеринке! Штирлиц бил Мюллера в ухо гантелей и не боялся - он знал, что запоминается всегда последняя фраза...



И Нат за 282 тысячи вечнозеленых, - все, что откладывал на пенсию и похоронные - подкупает китайских чиновников, чтобы те помогли ему организовать побег Брэда с какого-то китайского острова. Китаезы, разумеется, максимально тупые и карикатурные и больше думают не о деньгах, а как бы досмотреть на халяву "Спасателей Малибу". А в этом идиотском гешефте Нату еще и помогает какой-то коллега из Гонконга Гарри. Кто это и какие у них там были замуты - непонятно. Но учитывая, что это бывший британский спецагент Чарли Маффин, я догадываюсь.



Весь этот клюквенный компот длится два часа, и только под самый финал суперменство Ната из анекдотов срабатывает, и Брэда вместе с британкой прямо из китайской тюрьмы вытаскивает американский суперспецназ. И судя по тому, как дергались ни в чем не повинные часовые в перестрелке, с ними любители "Спасателей Малибу" чо-то не поделились.



Урааа, Америка опять победила! А честный обманщик, мошенник и убийца Нат радостно уезжает в закат! На дорогой машине с чувством выполненного долга. А что стало с теми двумя китайцами, которые Брэда сопровождали в начале фильма на санитарке, мы не узнаем, потому что это вонючие китаезы и их не жалко. Хэппи-энд!

Шедевральное кино, что тут скажешь, просто шедевральное, пиндосский режиссер с британским паспортом умел отбирать сюжеты. Кстати, про техническое качество не врали - фильм, при всей сумасшедшей клюкве, очень аутентичен на детали и локации. Наверно, на это 115 миллионов потратили, так как экшна там, кроме парочки пафосных взрывов и стрельбы в коридорах, ни хрена и нету. Зато есть клиповый монтаж с зумом, как тогда было популярно и фильтры вместо постановки.



Я досмотрел этот бред до конца, вытер за пару часов глаза одеялом и подумал, что более пафосно и тупорыло снять надо постараться. И вряд ли я скоро увижу конкурента этой ленте. Я ошибся. Следующий же скачанный мною по памяти фильм его легко переплюнул. Это оказался боевик "Расплата", который на самом деле ни хрена не расплата, а "Долг" / Debt (2010). Фильм тоже оказался американский, тоже от британца Джона Мэддена, но прославляет внезапно Моссад и Израиль. А все потому, что это ремейк одноименной израильской ленты 2007 г. "Долг" от некого Ассафа Бернштайна.

Сюжет, несмотря на дикую затянутую болтовню и нудность, один и тот же - аж целых три бравых молодца Моссада, одна гражданочка и два мужлана, похищают нацистского ветерана по кличке "хирург из Биркенау", но все идет немножечко не так. Так как еврейским киноделам реальных историй Эйхмана и Менгеле показалось маловато, то хирурга переделали в вымышленное лицо. И похищали его почему-то не из Латинской Америки или Египта, а из пригорода Западного Берлина. Через израильское посольство. Которое в реальности было в Бонне. Гениально, что тут скажешь... Американский Британский режиссер решил все исправить и заменил Берлин на... Восточный. Ну твою маааааать...



Это моментально сделало сюжет еще тупее. На кой хрен трем спецназерам рвать задницу и похищать беглого нациста, который живет простым частным гинекологом, если можно просто сообщить властям ГДР и те сами выдадут преступника? И почему их всего трое, Эйхмана вон, целые бригады пасли.



Восточный Берлин, правда, получился относительно аутентичный. Ну как аутентичный... Снимали, как обычно в Чехии. Солнце при тоталитаризме, как обычно, НЕ СВЕЕЕЕТИИИИИТ! Граница - стена из каменных блоков, которую пафосно сторожат офицеры с СКС и калашами.



И хотя действие вроде как в 1965 году, в кадре один раз внаглую светят поздние "Трабанты" модификации 1980-х, Мерседес-Бенц образца 1966 г. и Шкоду-Октавиа 1968 г. Хорошо хоть, основной парк аутентичный. Правда, меня удивил Москвич-412, но оказалось, что это Москвич-408, он 1964 г.







А вот с вартбургом из 1970-х прокол просто наглейший. Он даже не похож на машину шестидесятых!



Все, естественно, грязное, затхлое и мрачное. Три спецагента снимают какую-то дико разваленную халупу, где со времен войны и не убирались, и пафосно тренируются там в рукопашке по системе МОССАД.



Евреи из них, конечно, те еще. Для удобства зрителю вместо оригинальных Ракель, Зви и Эхуд их переименовали в Рэйчел, Давид Дэвид и... Стефан. Играют еврейских парубков Джессика Честейн, Сэм Уортингтон и новозеландский венгр Мартон Чокаш, единственный, кто похож на еврея. Хотя логично - они же должны косить под немцев...



Врача Дитера Фогеля (ну, его хотя бы датчанин играет) взять не так уж сложно, но Рэйчел доблестно ходит к нему несколько недель подряд и послушно раздвигает перед нациком ноги (символизм!). Решено его оглушить под видом инфаркта и утащить на лже-скорой к железной дороге, где заблокированная станция под охраной. Машинист сделает остановку на полминуты, а евреи его перетащат в последние вагоны.



Перевозка, кстати, совершается на абсолютно аутентичных грузовичках "Баркас", которых достали целый взвод - молодцы, хвалю.



Операция проходит как по маслу, но в самый последний момент все срывается. Пока мужики героически перекусывали проволочный забор под прикрытием проезжающих поездов, а Рэйчел флиртовала с каким-то рабочим рядом, который не вовремя вышел покурить, Фогель очнулся и надавил на гудок. Естественно, шухер, проверка документов и т.д.



Будь у Дэвида хоть капля мозгов, он вместе со Стефаном бы перетащил недобитого нацика в вагоны и спокойно бы уехал. А Рэйчел они как-нибудь да вытащили бы потом, тем более, что документы у нее в порядке, ее бы не факт, что даже арестовали. Но тупой суперагент, у которого не вовремя шары в трусах заиграли, запищал - я ее не брошу! Конец немного предсказуем.



Шухер, стрельба из СКС, паника, погоня, сбитые шлагбаумы и офицеры - в общем, полный фейл. Дальнейшее напоминает какую-то черную комедию в духе братьев Коэнов. Американцы умывают руки - вытаскивайте, мол, пациента сами. Как-как, задницей об косяк... Нацика держат связанным, старательно пытаются кормить с ложечки, а тот бесится, выплевывает ложку и вечно троллит сынов Израиля. Немецкий родственник Саши Барона Коэна, не иначе.





Суперагенты постоянно истерят как девочки и ссорятся друг с другом, как будто это Дом-2. Круче всех, как обычно, Дэвид, который истерично бьет хирурга за троллинг по щщам. Молодец. В итоге хитрый нацик завладел осколком, освободился, оставил Рэйчел на прощание красивый шрам на мордасах и пафосно свалил в закат. Фэйл. Вуаааап, вуаааап, вуааааап, вуаааааааааап... Да, нацика почему-то стерег только один человек по дежурству на стенке в коридоре.



Стефан бесится хотя сам график писал, но ему приходит в голову гениальный план, как прикрыть провал. А именно... тупо соврать, что нацика убили и его больше нет. Гениально! Он абсолютно уверен, что беглый нацик не придет в полицию, не даст о себе знать, его не вскроют случайно спецслужбы... И что самое смешное - так и есть! Беглый окровавленный старик каким-то образом пропал, как пятак в воду, посреди Восточного Берлина, самого охраняемого города в мире! В итоге три еврея, три веселых друга, возвращаются на родину, где моментально становятся за свой фейл национальными героями!



Так они живут тридцать лет и, конечно, мучаются от своего вранья. Дэвид тот и вовсе от этого поплакался и совершил самовыпилинг, убив себя ап грузовик. Но спустя 30 лет, уже в девяностых, приходит весть, что недорезанный хирург таки объявился. Куда мог сбежать зловредный хитрый нацист, чтобы точно нигде не нашли? Да разумеется, Н-А У-К-Р-А-И-Н-У!!!



Рэйчел и Стефан бесятся. Старых пенсионеров, кстати, играют не менее щирые евреи - Хелен Миррер, Киаран Хайндс и Том Уилкинсон. Как оказалось, про Дитера Фогеля вести объявились в какой-то киевской газетенке. Естественно, это очень достоверный источник. Хелен Миррер, у которой постоянно исчезает шрам на лице (понахватались, понимаешь, Гарри Поттера) после длинных истерик с коллегой, которые занимают полфильма, в итоге срывается туда. Украинский сегмент показан откровенно убого и условно. Какие-то кагбэ советские здания, советские машины, украинские флаги и т.д.





Израильский оригинал, уж на что бездарный тухляк с картинкой и реквизитом на уровне дешевого ТВ-фильма из девяностых - так и то Киев в настоящем Киеве снял. И клюквы там не было. Ну, если не считать того, что нацист скрывался в доме престарелых для высокопоставленных членов советской номенклатуры под пафосной фамилией "Бозоров". Ага, рядом с Пелевиным, Ющенко и Юлиусом Фучеком.



При этом в американском фильме АБСОЛЮТНО ВСЕ НАДПИСИ сделаны исключительно на украинской мове, что для девяностых, конечно, нелепо.







В итоге Рэйчел вспоминает свои навыки ветерана спецназа, героически уворачивается от трахающихся и проникает в редакцию газеты "Вечерние вести Украины". Запертую на кодовый замок, как в боевиках 90-х.



Там она добывает инфу, что старикан, называющий себя Дитером Фогелем, объявился под именем Сергея Шевчука в санатории имени Бабенко в окрестностях Винницы. И приезжает туда. В типичный винницкий санаторий, ага. В каком-то пафосном дворце, который изнутри выглядит как халупа.





Чтобы ее не обскакал журналист Юрий Титов, Рэйчел проходит через задний ход и добирается до палаты Фогеля-Шевчука с шприцом яда. И-и-и-и-и... Сюрприз-сюрприз! Это какой-то левый самозванец, поехавший умом старикашка, у которого мания величия. То есть, получилось то, о чем весь фильм старушке говорил друг - тупо сплетня!



Казалось бы все, финита ля комедия. Но тут - сюрприз, сюрприз! - ЕЩЕ ОДИН внезапный поворот! В коридоре Рэйчел встречает НАСТОЯЩИЙ Дитер Фогель! Вау, внезапные повороты каждые пять минут, Шьямалан отдыхает. Оказывается, старый сраный нацик столько лет молчал и спалился на том, что проболтался невменяемому старикашке-болтуну. Блестящий сюжет!



Дитер пафосно говорит: зе кэн би онли ван! - и достает ножницы, которым шпуняет старуху! И разворачивается пенсионерская битва!





Прямо как в Гриффинах, очень похоже.

image Click to view



В итоге нацик забил старуху Шапокляк в живот, радостно встал с ножницами и пошел. А потом упал от шприца в спине, о котором забыл (хотя ни в одном кадре ему в спину шприц не всовывали - в оригинале его хотя бы куском стекла порезали). Ура, справедливость восторжествовала, пусть и спустя столько лет! А Хелен Миррер, точь-в-точь как Виктор Цой в "Игле", встала с дырой в животе и нетвердой походкой пошла в закат под "Каплю крови на рукаве".



А что Дитера они не убили, она заранее запиской оповестила пришедшего журналиста, потому что... ну... совесть заела!



Вот такое вот гениальное кино. Тоже клюквенный компот, тоже идет два часа, большая часть болтовня и нытье, сделанные британскими актерами как в театре. По этой части сделано отлично, не подкопаешься. А всякие пафосные детали вроде солнечного мессианского света и прочей дребедени режиссер тупо спер из оригинала. Молодец, возьми конфетку.

Кажется, у меня поднимается температура. Пойду посмотрю старые советские комедии, там без обмана. А вы пишите письма мелким почерком, сигнализируйте про клюкву, камрады, порадуйте старика.

а) Кино, 3) Несортированная клюква

Previous post Next post
Up