В Канаде есть такой город Виннипег, где давным-давно родился мистер Гай Мэддин - крайне странный канадский режиссер, который еще в детстве заболел иррациональной любовью к немому кино. Накопив деньги работой кассиром, он начал снимать за копейки с одними и теми же актерами фильмы со стилизацией под этот жанр. Извращенцев у нас любят, так что Гай в итоге преуспел и стал широко известной личностью в узких киноманских кругах, занимая свой пост почетного канадского киночудика и завсегдатая всяких бирленале и по сей день. В общем, фигура знаковая. Кроме того именно он еще в 1990 году снял единственный в истории фильм об иностранной интервенции на Северном фронте в годы гражданской войны. Отсюда и название "Архангел". Режиссеру оно явно понравилось за созвучие - потому что никакого архангела в фильме нет, но зато есть Архангельск. Именно здесь в 1919 г. разворачивается борьба с большевиками, а героем является канадский лейтенант. В общем, коктейль из стилизации под немое кино, артхаузной упоротости и малобюджетной клюквы получился знатный. Неудивительно, что это самый известный фильм Мэддина среди русских фанатов. Пора и вам узнать о высоком искусстве, бестолочи!
В начале закадровый голос пафосно зачитывает титры, что зимой 1919 г. Первая мировая война уже кончилась, но солдатам на Севере России об этом не сказали. Вот они и воюют, как тот партизан из анекдота.
Потом в первой сцене фильма мы видим какого-то одноногого солдатика на палубе корабля, который долго собирается с духом, чтобы высыпать за борт прах некой Айрис. Как потом окажется, его жены. Но подходит капитан и тупо выкидывает прах со склянкой за борт - мало ли, вдруг выпивка. Знакомьтесь, это наш главный герой! Лейтенант Джон Боулз, верный подданный королевы из Канады!
Он прибывает в Архангельск. Где живут простые русские дикари.
И спасает человечество от немцев. Показываются зверства немцев. Немцы показаны в виде каких-то ряженых, одетых в бутафорские пикельхельмы и прочее псевдонемецкое тряпье, которые ломают иконы, бьют женщин, убивают детей и вообще, натурально жрут людей заживо. Аутентичность постановки потрясает.
Наш Боулз тем временем прибыл с корабля в Архангельск. Где все увешано надписями "ЛИНОМ ГОСКИКО БЕАЫХ АППАРАТОМ".
В полном противоречии с историей на Севере кроме канадцев есть шотландцы, греки и даже один зулус в пятнистой шкуре. И толпами ходят какие-то ряженые австрияки.
Боулз едет на извозчике мимо десятка силуэтов русских церквей. Потому что Russia. Там кажется еще и Медный всадник затесался.
Он прибыл жить на частную квартиру. Или точнее, барак. Он принадлежит простой русской семье по фамилии Donchak.
Стоит Боулзу открыть дверь, как перед ним падает как подкошенный ребенок семейства. Это простой мальчик с простым русским именем Гейза.
Прибегает "The boy's baba". То бишь, конечно, babushka Гейзы. И его отец. С простым русским именем Дженнингс.
И под конец прибегает мать несчастного ярко выраженной еврейской внешности с простым именем Улья. Она кричит, что это апоплексический удар! По заветам народной медицины надо пустить кровь, и они все вместе начинают резво обтирать пацана щетками. Да, это помогает. После спасения молодой души Боулз дарит семье с широкого плеча ценнейший подарок - несколько лошадиных волос, которые отгоняют духов болезни. Английская народная медицина начала ХХ века - она такая.
Семейство в восторге от такого замечательного человека. Бабушка даже дарит ему протез своего мужа. С двуглавым OREL и загадочными буквами ЧГ. Возможно, это Чугуевский Горкомбинат.
В этот момент в барак входит девушка, увидев которую, Боулз падает без сознания. А все потому что она как две капли воды похожа на его мертвую жену Айрис. Но на самом деле это местная девушка с простым русским именем... простым именем... Veronkha Петрович Алецкая. Которую переводчик весь фильм упорно называет Вероникой.
Дальнейший сегмент внезапно посвящен раскрытию бэкграунда Веронки.
Она живет у себя в бараке с росписями под рюсськую живопись, но внезапно к ней приходит некий доктор и приводит молодого балбеса в военной форме по имени Филбин. Филбин - простой офицер Русской императорской армии (хотя Википедия считает его бельгийцем). Он - муж Веронки, что доказывает свидетельство о браке - говорит доктор и протягивает его. Но это карта сокровищ! - пытается протестовать Веронка. Доктор игнорирует очевидное и продолжает вешать лапшу на уши.
Оказывается, маленький Филбин был отлучен матерью от груди во избежание и в итоге заболел неизлечимым склерозом. Это помогало ему заводить девушек и тут же забывать о верности. Единственная телка, которая ему дала, а он это не забыл - это собственно Веронка. С ней он на днях и обвенчался в церкви. Типичной такой церкви, где священник носит деревянный крест, а вокруг конвой ряженых солдат.
Молодые в праздничной форме.
Что было дальше, пациент не помнит, так как из-за склероза у него вечная амнезия и он памятью навсегда застрял в дне венчания. Выслушав этот бред и посмотрев на больного, девушка быстро говорит, что его не знает и закрывает дверь.
После чего надевает шипастую шапку, изображающую лучи, и сваливает через черный ход (спокойно, это скоро объяснят).
Возвращаемся к Боулзу. Придя в себя, он решает найти Веронку, которую он упорно считает за Айрис (как видите, тут далеко не один поехавший). И одевается в парадно-выходную форму.
Долгое ожидание девушки на пристани или где там - не дает никаких результатов. Очень удившись такому исходу, Боулз бредет домой. А там типичный семейный быт - увидев, что Гейза играется с кокардами канадца, мать Улья старательно порет его в углу плеткой-семихвосткой, похожей на мочалку.
Отец позорно волынит в углу, втыкая на подобранные где-то ордена и медали на типичном русском серванте, потому что он трус и рохля.
Увидев эти дикие русские нравы, Боулз, конечно, негодует и решает навести порядок. Поэтому просит плеть у матери и старательно порет ребенка сам. Это же, в конце концов, мужская работа!!!
Русские в восторге от такой помощи. Ведь Гейза все равно вырос в России, для него БДСМ с детства - это норма!
Но с Веронкой надо все же разобраться. Вскоре Боулз находит ее на городской площади, где проходит праздник иллюминации. На сцене собираются актеры, ряженые под немцев и союзников, которые застывают в пафосных позах. Одна из актрис - наша Веронка, которая со своей шипастой башкой и винтовкой в руках изображает что-то типа сражающейся Свободы.
Собравшийся город (жильцы которого ничем не отличаются от актеров на сцене) - в восторге. Рядом через огромную машину с рупорами дает пояснения диктор.
Даже местные большевики, все поголовно волосатые-бородатые и с рожами уголовников, пришли посмотреть.
На сцену как добровольцы забираются Филбин и Боулз. Когда Филбин начинает лапать невесту, Боулз в ярости его бьет. Но все думают, что это часть представления, а потом в честь праздника иллюминации достают свечи. Очень красиво, хотя и ни хрена непонятно.
Главное - крестов побольше, это же Россия!
После представления Боулз отвозит на извозчике даму домой. Та благодарна за спасение от мужа-психопата, но адрес не дала. И вообще не дала. Просто свалила, оставив напоследок ненужную карту сокровищ.
Так, что тут у нас... Какой-то собор, череп и кости, рука, яйцеклетка, чертеж атомной бомбы и надпись "СЛОН". Ну все ясно, это карта Соловецкого лагеря особого назначения, и ежу понятно!
Но дурак Боулз не знает русской географии и тупит. По возвращении домой он проваливается в оранжерею простых русской крестьян Дончаков, и Улья, которой очень понравился этот симпатичный психопат, его выхаживает, пока трусливый куколд Джэннигс страдает в уголке и дроч... хнычет.
Далее вся кодла в городе идет на фронт. Не называть же это войском.
На фронт идут вся ряженые вояки города, вооруженные винтовками Мосина и каким-то дрекольем. Все, включая ряженых шотландцев, греков, африканцев и прочих нацменов, а также бредут какие-то совершенно левые гражданские. Половина собравшихся - женщины в пафосных выходных костюмах, намазанные при всем параде. Даже Улья пошла на фронт, пока трус Джэннингс ссыкливо отсиживается дома.
Все собравшиеся охвачены яростым патриотическим пылом и готовы отдать жизнь за царя и Россию. Поэтому они герочески прутся по снегам на фронт, обходя спящих прямо на земле солдат, которые старательно косят под раненых, но при каждом толчке тут же вскакивают и убегают.
На фронте не происходит ровным счетом ничего интересного. Все сидят в окопах и слушают граммофон.
Только Боулз смотрит на любимую Веронку-Айрис, которая в соседнем окопе пафосно втыкает во тьму под гербом России-матушки. После долгой внесюжетной болтовни все точно так же пафосно возвращаются обратно. Таковы тяжелые будни войны, господа.
По возвращении в город Боулз замечает, что Веронку куда-то ведет давешний доктор и некий чел, похожий на Распутина. Боулз решает ПРОСЛЕДИТЬ.
И подслушивает с помощью той самой машины с рупорами, о которой было выше. Она так брошенная и стоит спокойно на площади.
Оказывается, похожий на Распутина чел - гипнотизер. Он ввел Веронку в транс, и она рассказала, почему не признает мужа.
Оказывается, сразу после венчания они отправились в свадебное путешествие в Мурманск. На самолете Архангельского аэропорта.
Над типичными архангельскими церквями.
В типичный Мурманский отель...
С типичными мурманскими росписями и иконами на ресепшне и девушками в KOKOSHNIK...
С типичными расписными дверями в номерах...
И типичными большевиками-грузчиками, которые донесли багаж.
В общем, в конюшне Веронка застукала Филбина, который пердолился с девушкой с ресепшна и, конечно, тут же развелась. Доктор чешет затылок - а как же ребенок, вы вроде его сделали? Ответа мы не услышим, потому что информация о ребенке действует на Боулза очень странно. Он приходит в дом хозяйки Ульи и почему-то начинает считать, что ее ребенок-младенец в колыбели - на самом деле его ребенок от Айрис. Кто-то очень сильно принимал мет на фронте без рецепта.
Где-то начиная с этой минуты доселе стройный и логичный сюжет повествования начинает разваливаться. После череды внесюжетных упоротых сцен Боулз решает найти любой ценой Айрис. И почему-то решает, что в этом ему поможет карта сокровищ.
Он бродит между русских православных крестов, церквей, деревянных авиабомб, окопов и прочего реквизита всех 10 локаций фильма.
Забредает даже к антинемецкому плакату "IМРIКЗ ПАРИ КАIСЭR СЛОВ". Смысл надписи был утерян в веках.
Долгие блуждания оканчиваются ничем - долбоклюй ничего не нашел, кроме вшей на задницу.
Новый поход на фронт. Перед этим Боулз объясняет Гейзе, как выглядят большевики. Вид стандартный - большие глаза, уши, когти, шерсть - в общем, сами знаете.
На сей раз долго в окопах спать не пришлось. Внезапно разыгрывается пафосная перестрелка то ли с большевиками, то ли с немцами. Показана она синим фильтром, потому что... Ну, в немом кино такое действительно было, значит и тут так надо.
Разыгрывается яростная битва, все ожесточенно и пафосно стреляют во все стороны без дыма и огня, отбиваются винтовками и православными деревянными крестами... А параллельно на дом мирно спящих Дончаков нападают кровожадные большевики. Они выпускают кишки трусу Джэнингсу, натягивают мешок на голову Гейзе и радостно ржут. Видимо, они собираются его прямо на месте сожрать. Однако внезапно Джэнингс ПРЕОДОЛЕВАЕТ и старательно убивает всех большевиков аки пьяный Халк, задушив их своими собственными кишками.
Большевизм будет повержен во имя нашего христианского бога!
Увы, подвиг не был оценен родными. Пацан, сняв мешок с головы, решил, что все это сделал забредший на огонек Филбин. Тот подтверждать не стал, но и отрицать тоже. И пожелав хорошего дня, ушел праздовать медовый месяц. В общем, семейство и молодая вдова безутешны из-за потери кормильца.
Веронка, которую чуть не убили на фронте, ВНЕЗАПНО передумывает и признает брак с Филбином. С места в карьер они срываются на медовый месяц в Мурманск и мы видим те же самые кадры, что и раньше - церкви, отель, конюшня и т.д. Боулз каким-то образом (видимо, на извозчике, я не знаю) ухитрился от них не отстать. Покумекав, он дожидался, пока Филбин отошел, а сам стыбздил на ресепшене его шапку-ушанку-шлем и прошел в номер к Веронке.
Как оказалось, девушка планировала месть. Приняв в темноте Боулза за Филбина (???) она раскрывает ему, что она его не любит, ее сердце принадлежит самому благородному человеку, который чуть проклятого Филбина не убил - Боулзу. Тогда Боулз зажигает спичку, освещает свое веселое хлебало маньяка, и от шока Веронка падает без сознания.
Падение приводит к потрясающим последствиям. Веронка зарабатывает амнезию точно так же, как два ее тупых оглоеда!!!! Это позволяет Боулзу навешать ей лапши на уши, что она его вонючая Айрис. И он вывозит ее к их якобы "ребенку" в Архангельск. Над которым, как гласят титры, царит "опиумный туман". Ну вы как бы уже поняли, что тут без тяжелых наркотиков не обошлось...
Улья смотрит на весь этот беспредел глазами по пять рублей. Однако при первом удобном случае Веронка внезапно сбегает. Боулз кипешует и опять пытается ее вычислить по карте сокровищ, из-за чего мы опять пять минут видим, как он ходит по тем же локациям, ровным счетом в том же порядке!!!!
В конце концов он находит девушку у нее дома, и они страстно сосутся и пердолятся за кадром. Потом они пафосно прогуливаются по улице с ребенком на руках, но в самый неподходящий момент у Веронки абсолютно с потолка, без всякой видимой причины типа ударом током или гирей по башке, ВНЕЗАПНО возвращается память. Сообразив, что ее использовали, она дает Боулзу по его боулзам и сваливает. Одновременно в городе опять начинаются бои. Это судьба! - понимает Боулз. Он приходит в дом и пафосно говорит Улье - если со мной что-то случится, позаботьтесь о моем сыне! И важно дает ей в руки... ее же собственного сына. После чего героически идет в бой. Там уже все стреляют куда попало и после долгой перестрелки какой-то большевик убивает стрелявшего Гейзу. Боулз подскакивает к несчастному. Как сладко пасть за Отчизну! - пафосно говорит школота и отбрасывает копыта. Вот он, сознательный патриот, хоть сейчас на СВО призывай.
Разгневанный Боулз в бешенстве бросается МСТИТЬ большевикам! И... и... в общем... конец немного предсказуем.
Контуженный инвалид на все органы, однако, все же приходит в себя и бредет во тьме по улицам. Даже его ломает от этого гениального сюжета.
В конце концов он набредает на венчание Веронки и Филбина. Перед его шокированным лицом молодые спешно убегают, и - привычный маршрут - чемодан, аэропорт, Мурманск! Окровавленный долбойоб пытается брести за ними, и падает в снегах во тьме и тишине. Занавес.
Последние кадры. Лето, солнце, корабль прибывает в Канаду, там девчонки машут цветочками и все радуются. И только Боулз сидит на палубе с винтовкой мрачнее тучи и все вспоминает, как Веронка ему не дала.
Конец и титры. В которых мы с удивлением узнаем, что главную роль играл - парапапапам! - реальный сценарист Южного парка. Без шуток. Так вот откуда все эти веселые добрые шутки.
Таков этот фильм. Причем учтите, я вам даже половины упоротых сцен не пересказал. Если вы ничего из этого не поняли, то не переживайте. Гай Мэддин всегда снимает так, что стилизация получается образцовая, но абсолютно ни хрена не понятно, кроме артхаузных загонов и семейно-шизофренических перверсий. Собственно, его фильмам сюжет вообще не нужен, нужно тупо наслаждаться визуалом под старое кино. И снимает Гаюшка, конечно, для себя, а не для вас. Бестолочи бездуховные. Клюква под старину вышла, безусловно, образцовая, а потому предлагаю отправить в Канаду режиссеру бутылку водки, канистру борща и гранату с газом "Новичок", ему понравится. На здоровье!