Вам когда-нибудь доводилось закусывать коллекционное бордо салом? Вот о таком диссонансе сегодня речь и пойдёт. Выращивание клюквы порой бывает намного более прибыльным, чем выращивание конопли. Потому что конопля действует лишь временно, а клюква может работать десятилетиями, а то и столетиями, если её правильно и куда надо развесить.
Этот пост - продолжение поста
«Отмена наоборот, или Европейские санкции и русская клюква». Читать ниже без прочтения начала крайне не рекомендуется, иначе нарушенные причинно-следственные связи могут вызвать когнитивный диссонанс. Речь у нас об опере, русских и царе Петре Алексеевиче.
Наполеону III была позарез нужна опера, дискредитирующая русских, поскольку он был одним из главных инициаторов войны, которую в Европе принято называть Восточной, а у нас Крымской. Заказ сделали, естественно, богу французской оперной сцены Джакомо Мейерберу. Тот комических опер никогда не сочинял, но имел параллельное предложение от Опера-Комик поработать в этом жанре. Короче, всё совпало. Над музыкой Мейербер уже работал несколько лет, взяв за основу одну из своих прежних опер, «Военный лагерь в Силезии», написанную в 1844 году для Берлина на немецкое либретто к торжествам в честь дома Гогенцоллернов. А теперь, недолго думая, решил и политический заказ удовлетворить, и срубить бабла по-быстрому. Он переработал партитуру и выбросил из неё часть музыки, дописав на её место новую, включая типа цыганские пляски и карельские напевки. Либретто же сочинил главный спец Франции по этому делу Эжен Скриб. Таким образом, Фридрих Великий превратился в Петра Великого, а все остальные персонажи - в карикатурных русских или карело-финнов. При этом Мейербера совершенно не смутило, что русская армия марширует под прусские военные марши, перекочевавшие из оригинала. Но обо всём по порядку.
Эжен Скриб - знаменитый французский писатель, автор популярного "Стакана воды" и десятков либретто для оперного театра
Про историческую достоверность забываем сразу и воспринимаем «Северную звезду» как «Красную жару» (см. заглавие). Царь Пётр под именем Петра Михайлова вновь вместо управления государством страдает фигнёй в Карелии (новая локация!). Местное карело-финское население постоянно пляшет, пьёт водку и декларирует свои намерения стать хорошими шведами, прославляя Карла XII (ничего не напоминает?). Петра это очень сильно напрягает, пока он не знакомится с кондитером Исмаилом (?!) Даниловичем (это в Карелии-то!), топящем за Россию. Потом Пётр знакомится с флейтистом (!!!) Жоржем Скавронским, у которого от нечего делать берёт уроки игры на флейте! В изначальной версии главным героем был Фридрих Великий, большой музыкант и любитель флейты, так что Мейербер париться не стал и оставил эту линию во французской версии, хотя выглядела она теперь, мягко говоря, нелепо. У Жоржа есть сестра Екатерина, на которую Пётр кладёт глаз. А ещё у Жоржа есть невеста Прасковья, которая очень не хочет отпускать его в армию. Тут появляются украинские мародёры (не смейтесь, в партитуре у Скриба так и написано - les pillards ukrainiens) во главе с атаманом Гриценко (интересно, что они забыли в Карелии?..). Екатерина поёт им цыганскую песню, после чего они отчаливают в туман, судя по всему поняв, что после цыган брать здесь нечего, а Екатерина, решив поддержать Прасковью и спасти брата, переодевается мужчиной и уходит в армию вместо него.
Карикатурное краткое содержание "Северной звезды" в стиле комикса
Ну что, силы ещё есть?)) В армии Екатерина нагрубила начальству, поэтому ей грозит смертная казнь (??...). Русская армия здесь вообще крайне удивительный организм, включающий непременных казаков, тобольских (?!) гренадёров и татарскую конницу… Командуют этим цирком полковник Шереметев и генерал Ермолов (имя покорителя Кавказа всё ещё было на слуху в Европе, поэтому Скриб засунул в партитуру и его уж заодно). Гриценко со своими хлопцами тоже присоединяются к войску, чтобы идти на шведов. Однако кто-то из пятой колонны пустил слух, что царя-де супостаты извели и надобно поднимать бунт и идти на Москву! Во как! И тут Пётр раскрывает себя, спасает и корону, и Екатерину, но она по закону жанра успевает тронуться умом до освобождения. Заканчивается эта нелепая история уже в царском дворце, где Пётр грустит по Екатерине. Гриценко привозит её к нему, и царь начинает играть ей на флейте, волшебные звуки которой возвращают несчастной разум. Народ славит Петра и Екатерину, на которой тот спешно женится. Екатерина - новая Северная Звезда.
Финал оперы и, наверное, самый её знаменитый фрагмент - вокальная дуэль Екатерины и двух флейт, в исполнении потрясающего южнокорейского сопрано Суми Чо. Он тоже отчасти роднит «Северную звезду» с «Волшебной флейтой» в смысле вокального мастерства
Click to view
Хотелось бы сказать, что есть два момента, роднящих опус Мейербера с «Волшебной флейтой» Моцарта - магические звуки флейты и дураки-мародёры, сливающиеся, приплясывая, словно Моностатос с маврами, после красивой песенки. Но это лишь внешнее сходство. По сути «Северная звезда» - самая грандиозная музыкальная катастрофа для Мейербера. Про драматургию я вообще молчу. На её фоне опера Гретри или оба опуса Доницетти - просто гениальные произведения, а опера Лорцинга и вовсе шедевр театрально-вокального искусства. Поэтому Серов назвал «Северную звезду» в своё время «гениальной осечкой в трёх актах». Однако парижская публика была противоположного мнения. Премьера в Опера-Комик в феврале 1854 года прошла на ура. В ложе сидел заказчик, Наполеон III с императрицей Евгенией, которые рукоплескали композитору. Вместе с ними самой великой клюкве а ля рюс рукоплескал и весь театр. А теперь по политической подоплёке.
Невероятно лиричный дуэт Петра и Екатерины в исполнении российского баса Владимира Огнева и американского сопрано Элизабет Футрал
Click to view
Русский царь - агрессор, захватывающий гордую и независимую Швецию. При этом ещё и пьяница, хоть и не чурающийся прекрасного (игра на флейте, например). Его подданные неоднородны и готовы на бунт, главное - верно их направить. Но даже царя можно приструнить, если заслать в его тыл агента влияния в виде отважной и самоотверженной женщины, после чего он станет сговорчивым. Екатерина в данном случае символизирует собою «свободу» и «справедливость» в их европейских интерпретациях. Словом, лубок, представленный в самый разгар Крымской войны, пришёлся как нельзя кстати. Карикатурный враг - элемент пропаганды. После завершения войны интерес и к России, и к Петру Великому как оперному персонажу на Западе резко упал - война была Россией проиграна, император Николай умер, а новый либеральный император Александр II всех устраивал, так что и отменять никого больше стало не нужно. И санкций музыкальных вводить тоже не надо.
Альберт Лорцинг
Трансформация образа Петра I на оперной сцене удивительна - от позитивного образцово-показательного товарища до запутавшегося и агрессивного мужика. Прямо вот очень напрашиваются ассоциации с современным прочтением Западом российского руководства. Даже вокально Пётр преображается - от тенора-альтино у Гретри, почти совпадающего местами с кастратским вокалом, через баритонов у промежуточных композиторов до баса у Мейербера. То есть чем дальше, тем хтоничнее, как сейчас принято говорить, и хуже. В этой связи Пётр у Лорцинга очень уж выбивается из этого ряда, поскольку больно уж он там позитивен, да и вообще вся опера в драматургическом плане просто прекрасна благодаря своей адекватности. У Мейербера же чёткое противопоставление мира и войны, идиллии и горя, любви и ненависти. Очень прямолинейно. Удивляет одно - как в середине XIX века он смог поймать моменты про украинцев и про терпеливость русских? Нынешние беженцы в Европе - ещё цветочки, скоро они трансформируются в тех самых pillards. А русские свергают свою власть лишь в очень крайнем случае - если им окончательно запудрить мозги, причём извне. Вот этого наши западные «партнёры» никак понять и не могут. Поэтому клюкву оставляют для своего населения, а нам остаётся лишь конопля, которую мы в состоянии пережить.
Один из самых развесистых эпизодов «Северной звезды» - цыганское рондо Екатерины, когда она выпроваживает украинских мародёров. Фрагмент спектакля оперного фестиваля в финской Кокколе 2017 года, поёт финское сопрано Ану Комсу
Click to view
Мир оперы - удивительная штука. Это далеко не просто музыка и пение. Опера - это инструмент и идеологии, и политики, и пропаганды, и протеста, и ещё много чего. Если начать погружаться в него не поверхностно, лишь с эстетической стороны, а смотреть внутрь, раскапывая саму суть, то и слушаться, и смотреться опера станет совершенно иначе. И доказательства сразу найдутся самые что ни на есть неопровержимые. А уж применительно к России - тем более. И цитата из классика «умом Россию не понять» обретёт иной смысл, просто объясняющий резолюцию Петра Алексеевича на шведском прошении.
(c) petrus_paulus
Если музыкальные фрагменты у вас не будут запускаться в связи с возможной блокировкой YouTube в России, используйте VPN.