Жорстокi свiтанки (1966): Герои УПА освобождают рiдну Канадщину

Apr 14, 2022 10:37

Продолжающаяся "спецоперация" и наступающая годовщина Дня Победы, который скоро старательно запретят во многих странах, вызывает желание разобрать что-то тематическое. И сегодня на разборе по части клюквы уникальный образец. А именно "Жорстокі світанки / The Cruel Dawn" - то есть, "Жестокие рассветы". Это фильм 1966 года, снятый в память о защитниках Украина из УПА их соотечественниками на родине каждого сознательного украинского патриота - в Канаде. Сделан по роману Степана Любомирского "Новий шлях" местной диаспорой почти исключительно своими силами и целиком на украинском языке. К сожалению, я не знаток мовы и украинской культуры, поэтому понял не все в фильме - но это и не важно. Главное, что теперь мы можем увидеть культурный памятник, посвященный всем защитникам Украины и узнать истинную историю УПА, спрятанную клятыми москалями и коммунистами. Благо, фильм распространен в интернете. И нам не помешает в этом даже ужасное качество записи, пленки, скачущий монтаж и отвратительный звук.



Итак, Украина, 1946 г. Под эпичную музыку как из советских военных фильмов на плохой поцарапанной пленке с дрожащим изображением появляются мутные просторы Хохлядии. Перед строем советский солдат товарищ майор командует: "По машинам!" Советские солдаты спешно разбегаются по американским грузовикам. Майор отдает честь своему командиру, увешанному орденами как елка шариками. Тот гордо ему говорит:





- Товарищ майор! Важаю [выслуг?]у и перемае партизанове!



Солдаты на трех краснозвездных грузовиках едут за город. После прохождения титров показывается бой.





Советские оккупанты шмаляют куда-то по минометам и стреляют из винтовок. На пригорке на горизонте копошатся смутно различимые темные тени противника. Несмотря на поганую пленку, при приближении видно, что это УПА, которая воюет поголовно в мазепинках и серой униформе, перешитой из немецкой, причем некоторые захитники краины еще и пялятся в кадр.





Обе стороны яростно шмаляют и орут плохо разборчивыми голосами на украинском. Смотрится эта военная реконструкция, надо отдать должное, недурственно для бюджета такого фильма. Жаль, что музыка за кадром играет невпопад и постоянно прерывается. Понимая, что все кончено, один из предводителей партизан отпускает людей, достает и зачем-то мнет украинский флаг. Не знаю, зачем - думаете, он его хочет сжечь и сбежать? Нет, у командира в голове крутятся украинские флэшбэки. В них повстанники на фоне тризуба и совкового ковра долго и пафосно приносят клятву борьбе за освобождение неньки Украины и вечную защиту ридного прапора. Командир проникааааается и решает - надо бороться!





В следующей сцене оккупанты устраивают хохлам натуральный зерграш и целой толпой валяют на захитников, которые обороняют какую-то горящую халупу. Стрельба, взрывы, гильзы летят просто дождем - партизаны обороняются бешено. Оккупанты довольно убедительно для тех времен дохнут, но упорно идут вперед - как видите, противники друг друга стоят. В конце концов русским удалось занять укрепление и взять в плен раненых, но остатки партизан под задорненькие украинские мотивы бодро улепетывают по канаве за край кадра, что производит немного комичное впечатление.



Давешний майор устраивает допрос нашему защитнику прапора. Тот гордо отвечает: "Я вояк Украиньской армии!" "Вояк? Ха-ха-ха! Бандериц, от що!" - кричит майор и бьет бандеровца по хлебалу. Бей бандеровца по хлебалу, комрад, будь как майор. Майор обещает расстрелять непокорного жалкого "старшину", и все долго и натужно ржут, поглядывая искоса в камеру. В нужный момент недобитые бандеровцы бьют из минометов прямо по строю и атакуют опять. Все разбегаются, а раненый майор в бреду лежит и мычит вояку - добей меня, мне не жить, я не смогу больше пить водку и играть на балалайке... "Ты ж украинец!" - говорит ему старшина: "Мы одной матеры диты". Да, я украинец!!! - вспоминает майор, воскресает и летит на небо, распевая "Вильна Украина" И старшина дает майору воды.



Оставив на поле кучу трупов, кадр переходит через затемнение в другую сцену. Нам под заунывную музыку и голос звукорежиссера где-то далеко на фоне показывают лагерь УПА. Там скорбят по погибшим и плачут над ранеными. Какая-то девка плачет над братом Богдашем, но ей говорят, что он справжний вояк, и она тут же успокаивается. Тем временем у оккупантов в городе тоже все ништяк - там советские военные отплясывают с дамами. В кадре возникает некий капитан с аршинными звездами на погонах и разукрашенный бутафорскими орденами и значками. Все в лучших традициях Голливуда.





Этот хлопец Павло Яковлевич Верета, который говорит с заметным американским акцентом - наш главный герой. Он присоединяется к застолью - командование гарнизона пьет тут за победу "Красной армии" (с). И да, обратите внимание, этот набор наград у всех одинаковый.





Павел знакомится с девушкой Лидией и танцует с ней, пока в стороне задорно танцуют русские плясовые. После танцев Лидией говорит на украинском, что они там у себя у Москве скучают без наших соколив на Украине - намек понят, и они страстно сосутся. Парочка перемещается домой к Лидии, причем Павел зачем-то потащил за собой еще и свой ППШ - наверно, дома оставить было не с кем.



Самое интересное не показали... Затемнение. После него мы видим, как в тюрьме избитого повстанца допрашивает какой-то дюжий офицер. Пленный мочит как рыба, хотя его в целях перевоспитания учат терапии дубинками.





Махнув рукой на болезненного, органы ведут нового подопытного. Следующий оказывается ненамного разговорчивее и только с плохими театральными оборотами говорит, что он вояк Украиньскою Повстанчешей Армии и иншого имя не мает. "Сволочь ты! Хохол! Бандит ты! Унтерменш! Вот кто ты есть!" - с такими же театральными паузами говорит ему гэбня с гортанными украинскими интонациями и бьет по хлебалу. Потом - терапия дубинками, ну мы это знаем. Пленный, однако, не падает духом и после гуляния дубинок по спине обещает, что за его армию отомстят сотни тысяч повстанцев. И не только Украины - но и Беларусь, Кавказ, Прибалтика, Балканы... странно, что Вьетнам не вспомнил. Все, в общем, против "империалистичной влады" клятых москалей. Молодец, что тут скажешь... в итоге гэбня решила всех пленных расстрелять.

Лидия, лежа крупным планом в ночнушке на кровати (какой же патриотизм без фансервиса), беседует по телефону с Павлушей, обещает ему все блага через папаню-полковника и просит привести ее на казнь бандитов. А потом в кино.



Вечером в клубе все танцуют под "Катюшу" и пьют горилку во имя победы над бандитами. Больше всего меня во всем интересует, почему на заднем плане висит Орджоникидзе, а не Сталин.



Пьяные офицеры грозятся, что раздавят бандитов, а Павло говорит, что их нельзя недооценивать. Конечно, тупые москали в это не верят. Павлик после раздумий говорит Лидии, что она жестокая женщина, волчица, волчица ты, смотришь на казни - так то я не хочу тебя больше... с тобой больше встречаться. Вся эта унылая мылодрама хуже, чем на Втором канале, и совершенно не интересна. Тут приходит весть - соседние части разбиты бандитами, никто не выжил! Возмущенный полковник приказывает усилить посты. Но тут на клуб нападают! Разыгрывается довольно унылая битва. Откуда-то из тьмы палят по клубу. Несколько оставшихся палят куда-то по ним. Полковник названивает по телефону. В основном в кадре тьма и ни хрена не видно. После перестрелки повстанцы отступили с освобожденными пленными. Жертв у них, конечно же, нету - вы же знаете о блестящей боеспособности украинских войск. Слава Украине!





На следующее утро советские солдаты идут маршем по городу, распевая "Москва майская". Однако на марше кто-то их обстреливает и убивает двух лейтенантов. Под звуки того же марша за кадром все залегают, а потом обыскивают квартал, вламываясь в дома целыми ротами. Какая интересная творческая находка режиссера Ивана Красного! Зато во время обыска Павел побывал на квартире у буфетчицы Марии, которую давно заприметил в клубе.



Вскоре на ковре у полковника Павел отчитывается об этом. Полковник при этом очень сильно удивляется, что Павел никого не расстрелял в отместку. Нет, я не шучу, он так и сказал: "Ви никого не розстрилялы?!" Но Павло ни умиит быты катом! Полковник яросте!!! Ведь наказ е наказ! "Ви що, думаете, НКВД дурью складаэться!" И он догадывается, что что-то тут не так - ведь Павел был впереди, как и погибшие, но не пострадал - может, он с бандитами заодно из-за своего происхождения.



Этот мировоззренченский, как у Достоевского, вопрос - расстрелять или не расстрелять - мусолится еще долго. В конце концов полковник успокоился и сел мирно пить с Павликом горилку. Потом он читает громкие обличительные речи и приказывает писать командованию нужную бумагу или он его расстреляет - и грозит незаряженным наганом.



Вечером партизаны расстреливают пленных и готовят какую-то засаду. Тем временем Павел приходит на дом к буфетчице Марии, познакомиться поближе. Они ужинают и базарят о вильной Украине и службе Павла империализму и предательстве национальной совести - мы уже поняли, что Мария явная связная УПА. Она вещает о московськой оккупации, но томный вечер с интимом на тему ридной Украины прерывается - в дом вломился страшный НКВД, который хватает первых попавшихся людей.



Герой Павло решает спасти девушку, поэтому... раздевается... Господи, почему вместо эпического полотна на тему спасения Украины нам вечно показывают какую-то порнуху... Но все нормально - оказывается, Павел разыграл любовница и встретил налет как Шварценеггер - с полуобнаженным торсом и ППШ в руках, - потребовав, чтобы они убрались с глаз его долой, пока он занят важными делами с вот этой девушкой на диване.

После этого они расстаются с поцелуями, и мы понимаем, что у Павла вспыхнуло большое, светлое чувство... к Украине... На следующее утро в каком-то бандеровском госпитале продолжают тухлое политпросвещение. Пленный советский майор (тот самый, из пролога) говорит, что тему заявляли, будто тут все фашисты, так Путин Сталин говорил - а он их не бачит. А второй, явный бандеровец, заявляет - а что такое фашизм? Диктатура? Армия? НКВД? Партийная власть? Учат на одном языке! Тюрьмы, концлагеря, расстрелы, угнетение народов! Коммунизм равно фашизм! Сталин это Гитлер! И прямо под портретом Тараса Шевченко недобитый бандеровец читает обличения угнетения ридной неньки.



За чаем майору читают "правдивую" историю Украины, а не московские фейки. В чем же подлинная история Украины? Оказывается, Москва украла у Украины ее историю и отняла себе! Я уже приготовился услышать, как Москва коварно отнял у Украины создание борща, самолета, Черного моря, колеса и горилки, но... Тема тут же заглохла. Вместо этого бандеровец просвещает, что УПА боролась против немецкого фашизма и борется против советского империализма за миллионы людей, которые умирают с голоду. Голодомор вспомнили, как же без него - 7 миллионов штук Чека уморила голодом, так и сказали, прямым текстом.

Все это, конечно, крайне интересно, но теперь все это и так знают, в укрошколах этому детей с молодых ногтей учат. Потом какая-то нудная сцена, где НКВД щемит по подозрению Лидию у нее дома... В общем, она склоняет ее к сотрудничеству, чтобы вычислить шпиона в городе, а не то - секир-башка. Под шпионом понимается наш Павка, ясно дело, так что Лидка долго и ненатурально рыдает. Сам Павка прощается с Марией перед боем с УПА, но на середине разговора говорит, что готов ради нее примкнуть к партизанам. Мне не нужно это для себя, мне нужно, чтобы ты решил это для великой Украины - щебечет та. В общем, фильм о любовном треугольнике - я, она и Украина.



Честно говоря, дальнейший час уныния, сиропных любовных разговоров и бездарных шпионских интриг описывать откровенно скучно. Давайте лучше посмотрим на Павлушу с аршинной RED ZVEZDA на каске.



На 77 минуте с помощью пленного радиста бандеровцы завлекают москалей в засаду и происходит еще одна батальная сцена, мало чем отличающаяся от первой.





О разгроме тех же трех грузовиков сообщают в клуб, где звучит "Полюшко-поле". НКВД выясняет, что все эти победы благодаря тому, что бойцы гарнизона сами перешли на сторону врага и сформировали подполье в частях, передавая повстанцам информацию.



А на 90 еще одна боевая сцена... На госпиталь... Причем давешний майор так прочувствовал всю силу бандеровской пропаганды, что перешел на сторону УПА и стал бороться за ридну краину. Вот, а вы смеялись - гипноз работает! Когда пришли русские, он тут же бросил автомат и выдал себя за своего - Штирлиц, блин. Злые москали хотят отнять медсестру и изнасиловать, как у них это принято. Майор вступается за нее, его тащат на расстрел - но, как в первый раз, бандеровцы ВНИЗАПНА нападают и все начинается по новой.





Ближе к концу НКВД приперлось к Марии, которая оделась в национальную одежду, и забрала с собой. Павла же назначили расстреливать шпиона в гарнизоне - товарища Беленко. Это очередной биоробот с программой восхваления ридной Украины, что мы видели. Он стоит у стенки и так же твердит свою программу в ответ на все обвинения. В нагрузку к ней ставят и Марию, и возлюбленные в шоке бросаются друг другу в объятия.



Верета в ярости заявляет, что так не можно и требует, чтобы его расстреляли со всеми захитниками. И кровавое НКВД в лучших традициях Михалкова действительно собирается их расстрелять из немецких пулеметов. Времен Первой мировой.



Вы уже догадались, что будет дальше? Да, верно - неуловимые мстители из УПА подкрались в город незаметно целыми ротами и атакуют место расстрела. Причем под руководством давшнего майора Биценко. После очередной пострелушки все хорошие ребята спасены, а все плохие оккупанты убиты. А полковник-начгар, насмотревшись на эту белиберду, от чуйств застрелился.





Конец один в один как в советских фильма. УПА занимает города и веси (!), молодые радостно милуются у вечернего окна и под патриотические речевки смотрят на строй гордых освободителей Украины, идущих зализными батальонами под блакитно-жовтым прапором на визволение Батькивщины. Слава!



Комментариев не будет, ибо это абзац. Извините, но лучше уж баптистские любительские фильмы о преследовании евангелистов в СССР смотреть, там хоть клюква есть и сюжетные повороты. И даже там не рисовали спустя двадцать лет после поражения себя победителями.

Единственный вопрос - при чем тут, бладжад, жестокие рассветы?!!

б) Песни и пляски, а) Кино, 4) Какая-то другая ягода, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Previous post Next post
Up