Ну вот я и посмотрел иранское аниме по "Шахнаме", не прошло и двух месяцев, причем даже в официальном русском дубляже. Очень неплохой продукт, правда не без недостатков.
Сабж я не читал, хотя немного знаю по пересказам, благо на данное произведение кто только ан Востоке не опирался, не цитировал или даже не пытался повторить. Поэтому буду оценивать примерно как и любой простой телезритель знакомый с сокровищницей персидской культуры лишь поверхностно.
Картина начинается сразу с экшена - чудовища местного дьявола Ахримана штурмуют крепостные стены твердыни легендарного царя Джамшида. Все в огне и мельтешении, Спилберг торжествует - все по его лекалам. Ну и с начальной сцены видим сразу все достоинства и недостатки. К первым - великолепная музыка и пение, даже для искушенного восточными мелодиями человека; отличная прорисовка монстров и прочей нечисти и мистики, где естественен переход из двухмерности в 3Д и обратно; прекрасно переданы женские персонажи, правда с упором на стандарты современной иранской пластической хирургии. Ко вторым, увы, относится все остальное, и в первую очередь рваность довольно легкого сюжета о становление Героя и борьбы со Злодеем. Очень старались показать достойный экшн, но переборщили с его, повтоеюсь, мельтешением, и, что еще хуже всего, комментированием целой ротой капитанов Очевидность бубнящих всю схватку тебе под ухо то, что и так прекрасно видно. Куча персонажей и неумение их раскрыть, отчего их гибель не вызывает никаких эмоций.
Итак, возвращаясь к сюжету, после начальной битвы царь Джамшид одолевает Ахримана, но не успокоившись и возомнив себя великим полководцем, решает расширить границы на севере, куда и уходит с армией. Не имея наследников мужского пола он оставляет на троне сатрапа Юга, хотя у него и имеется лапочка-дочка, а еще и умница-красавица-комсомолка-спортсменка-гитаристка Шахерезада. Увы, патриархат рулит. Царь попадает без вести вместе со всей армией, как и посланная за ним спасательная экспедиция, также внезапно гибнет и регент. В условиях вакуума власти, на престол восходит Заххак, сын умершего сатрапа-регента, и вроде как продолжает править согласно заветам пропавшего в снегах севера царя Джамшида. Что интересно, он не трогает принцессу Шахерезаду, которая вроде и обеспечивает всему этому легитимность. Хотя по сюжету дальше все выходит за рамки простой политики и явно смещает все акценты.
В рамках программы восстановления страны, задуманной еще Джамшидом, Заххак обьявляет о великой реконструкции дворца, для чего на работы призывают трудоспособное мужское население, и, одновременно повышают налоги. Народу это не нравится, ибо своя копейка ближе к телу, да и ушедшие на строительство домой не возвращаются, насчет чего ползут мрачные слухи. Что вскоре подтверждает сбежавший от благодетелей работник кирпича и цемента, которого хватают прямо на глазах у семьи и соседей, под предлогом воровства царского имущества. Тем временем, во дворце у шефа Заххака становится ясно, что молодой узурпатор связался с темными силами терзающими его душу и направляющими по пути зла. Так как у него еще нет Раши Тудей и Первого канала, то несчастный вынужден сам лично пожирать мозги своих подданных, в буквальном смысле этого слова. да еще и косплеить Ирода приказом об убийстве младенцев, чем подписывает себе смертный приговор, ибо как известно даже единственный спасшийся невинный испортит все дело.
Спасенным оказывается младенец Афаридун (или Феридун, оба варианты верны), которого готовит к финальной схватке с тираном местный Резистанс во главе с кузнецом. На который, Афаридун спустя двадцать лет и явится. Причем, не один придет, а с кузнецом.
Вот казалось бы собственно и все, но весь фокус в том, что создатели видимо специально фокусируются не на Герое, прямом и примитивном как рельса, а именно на злодее Заххаке. Его мучения, постоянная борьба с собой и непонятными демонами, терзания от гибели отца и упреках от его тени в собственной злодейской сущности, которую несчастный имел оказывается с самого рождения, и являются стержнем сюжета. Как и его запретная любовь к принцессе Шахерезаде, причем именно не пагубная плотская и животная страсть, а именно светлое и высокое чувство подогреваемое как музыкальными упражнениями девушки, так и ее личном, подавляемом влечении к Заххаку.
Одним словом, смотреть можно.