Легендарный боевик Ричарда Доннера с Мэлом Гибсоном и Дэнни Гловером не просто запустил успешную франшизу, принесшую создателям порядка миллиарда долларов. Он стал настоящим образцом жанра «бадди муви», слава которого не меркнет по сей день. Конечно, истории о копах-напарниках в Голливуде снимали и раньше: в ’70-ых на телевидении с успехом шёл сериал «Старски и Хатч» (вы могли видеть его киноадаптацию 2004-го года с Беном Стиллером и Оуэном Уилсоном), а в 1982-ом на экраны вышел комедийный боевик «48 часов» с Эдди Мерфи и Ником Нолти, вошедший в десятку самых успешных релизов года под номером 7. Подобно «Смертельному оружию», эти проекты успешно эксплуатировали идею столкновения характеров героев, так непохожих друг на друга, но именно лента Доннера смогла завоевать по-настоящему всенародную любовь.
Как это зачастую случается, сценарий фильма рождался в муках и его первоначальная версия была достаточно далека от того фильма, что знают зрители.
Шёл 1985-ый год. 23-летний Шейн Блэк только окончил Университет Калифорнии и работал над сценарием «Смертельного оружия», который сильно отличался не только от более поздних «черновиков», но и от фильма. Исходник растянулся на 141 страницу и повествовал довольно мрачную историю с альтернативными сюжетными ходами и персонажами.
Например, детектив Мартин Риггс, сыгранный Гибсоном, мог быть намного более психически неуравновешенным. В сценарии присутствовала сцена, в которой снайпер ранил и убивал несколько детей. Вместо того, чтобы воспользоваться стрелковым оружием, Риггс брал гранатомёт и буквально разносил злодея на куски. В другом эпизоде Риггс применяет сюрикэн: японское метательное оружие, известное у нас как «звёздочки» ниндзя. С их помощью он не просто ранит противника, но использует для пыток и получения информации.
Что касается размаха ленты: экшен-сцены в фильме также задумывались несколько иными.
В числе прочего, Блэк придумал большую сцену погони, в которой участвовал полицейский вертолёт. Этот вертолёт сбивал напалмовым фугасом Джошуа (антагонист фильма, сыгранный Гэри Бьюзи), тот падал прямиком на Знак Голливуда - знаменитый логотип на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе - и вызвал сильнейший пожар. В этом время Мёрто (Дэнни Гловер) убивал генералаПитера МакКалистера, находившегося за рулём грузовика, перевозившего оружие и героин. Грузовик терял управление, падал и взрывался всё над теми же Холмами. В результате над полыхающими буквами Знака Голливуда начинал идти героиновый снег. Что довольно символично, т.к. события фильма развиваются в канун Рождества.
Весьма своеобразно Шейн Блэк решил расправиться и с Джошуа/Бьюзи. В развязке Риггс убивает его, воткнув супостату палец в глаз и добравшись до мозга.
Несмотря на несомненную колоритность героев и проявленную фантазию, Блэк посчитал сценарий никудышным и едва не избавился от него. Позже он изменил своё мнение, переработал и сумел продать студии Уорнер Бразерс за $250.000. На протяжении многих лет он оставался единственным владельцем первой версии скрипта, пока не предал его огласке, продав его на аукционе.
Отдельно стоит упомянуть кастинговые решения, которые тоже могли в определённой степени повлиять на то, каким бы вышел фильм.
Главную роль могли сыграть Пирс Броснан, Кевин Костнер, Майкл Дуглас, Харрисон Форд, Джефф Голдблюм, Рутгер Хауэр, Майкл Китон, Кристофер Ламберт, Шон Пенн, Курт Рассел и Патрик Суэйзи. Все они от предложения отказались. В 2007-ом году издание Vanity Fair выяснило, что в числе претендентов был и Брюс Уиллис. Год спустя он получил роль детектива Джона МакКлейна (в не менее культовом боевике «Крепкий орешек»), которую до него предлагали Гибсону.
Сам Шейн Блэк видел в роли Мартина Риггса актёра Уильяма Хёрта («Тёмный Город»,«Искусственный Интеллект»), но студия отказалась рассматривать его кандидатуру: Хёртапосчитали недостаточно популярным.
Роль злодея Джошуа собирались отдать Джону Сэксону, известному по серии фильмов «Кошмар на улице Вязов», где он сыграл отца главной героини Нэнси Томпсон. Ввиду занятости на съёмках триквела истории о Фредди Коюгере, Сэксон не смог принять участие в создании «Смертельного оружия».
Кандидатуру Мэла Гибсона предложил сам режиссёр Ричард Доннер. Его помощница Марион Догерти, отвечавшая за кастинг, пригласила Гибсона и Гловера в Лос-Анджелес на прослушивание. Как позже вспоминал Доннер, на принятие решения у него ушло не больше двух часов:
«Я был на седьмом небе. Они распознали все намёки. Они увидели смешное там, где не увидел я. Они нашли печаль и слёзы там, где раньше их просто не было. Но что самое главное - они установили связь. И всё за одно чтение. Так что если вы хотите знать, каким был тот кастинг - он был чистым волшебством, настоящим динамитом».
*
статья на страничке автора