Другое кино

Dec 09, 2013 15:10

В связи с приближающимся выходом в прокат фильма Ларса фон Триера "Нимфоманка", хотелось бы поговорить о том, готово ли наше - русскоязычное сообщество, к такого рода кино. Какого рода? Ну вот такого - откровенного. Про взаимотношения полов, про секс и тяжелые душевные травмы.
Если "Меланхолию" большинство из моих друзей восприняли хорошо, то любые упоминания фильма "Антихрист" вызывают в них гримасу боли.



Я в чем-то солидарна с ними. Помню, смотрела "Антихриста" в большом зале Октября на премьере на ММКФ. Сильные впечатления! Гул зала был единодушен. На финале фильма, зал вскрикивал, вскакивал и охал одновременно. Собственно, именно финал с отрезанием гениталий и кровавой дракой всех так сильно "отвернул" от фильма. Он просто перечеркнул все остальные воспоминания о кино. Почти все, кто в тот день выходили из зала, обсуждали именно финал.
Я тоже тогда и сейчас считаю, что это было слишком. Перебор. Потому что весь этот треш не обязательно было показывать крупным планом. Человек вполне себе сам может дофантазирвать какие-то вещи. Я не против драки в целом - режиссер тут сам себе хозяин. Ну, хотел драку - ну и ладно. Но зачем же столько натурализма? Только ради эпатажа? Не думаю. На том просмотре был со мной знакомый из Германии. Так вот он сказал умную вещь - режиссер рассчитывал на свою публику. Немецкую, датскую... северно-европейскую, скажем так. И в том обществе совершено другое отношения к сексу, обнаженному телу, чем в России. Немецкого зрителя ничем уже не удивишь. И Лар фон Триер решил действовать наверняка. Чтобы прорваться до сердца самого черствого зрителя. Помните его новеллу в "У каждого свое кино"? Только кувалдой по мозгам! Только треш! Только так тебя услышат.
И ведь услышали. Забыть фильм невозможно. Пересмотреть трудно.
И вот недавно я решила, в связи с подготовкой к съемкам своего фильма, пересмотреть "Антихриста". Я сразу решила, что финал просто не буду смотреть. Я - тонкий и достаточно интеллигентный человек (решила я) и меня не нужно бить кувалдой, я и так пойму. И произошло чудо. Фильм оказался просто потрясающим! Т.е. все то, что было застелено туманом тяжелого послевкусия от кровавого мордобоя, вдруг опять вылезло на поверхность. Ведь финал - это всего лишь последние минуты фильма, а вся сердцевина его - прекрасна и интересна. Ведь важно не отрезание гениталий, а этот разговор мужчины и женщины - супер-эго и эго - сознательного и бессознательного - разума и чувств. Тут все - и размышления о набирающем силы и противоречия психоанализе в мировой практике. И разговор человека с самим собой, с собственными кошмарами. Грубо говоря - мы считаем, что разум поможет докопаться до сути наших проблем, но часто происходит обратное. Чем дальше мы погружаемся в лес наших внутренних демонов - тем тяжелее становится из этого леса выбраться. Мы остаемся там, в этом лесу, окруженные всплывшими на поверхность кошмарами. Ты думал, что убил проблему? Нет, вот же еще 130 проблем, которые немедленно просят разрешения. Человеческий разум не всесилен. Иногда лучше даже не начинать копаться в этих тараканах. Вот о чем для меня это кино. Безусловно, в нем много граней, есть о чем поразмышлять и не обязательно принимать точку зрения автора, ведь он сам не вылезает из психотерапевтических клиник. Но это интересно. Это достойно внимания.
Возвращаясь к началу своих размышлений о современном российском зрителе, скажу - очень мало тех, кто может отбросить шелуху навязанных обществом ярлыков и трезво посмотреть на фильмы фон Триера или, скажем, Озона ("Молода и прекрасна") или Бертолуччи ("Последнее танго в Париже", "Мечтатели"). Я уж молчу про такие фильмы как "Откровения", "Дневники нимфоманки", "Портрет в сумерках". Как только человек натыкается на нестандартные взаимотношения героев - он перестает воспринимать кино в целом.
Русский зритель готов к разговорам о Боге, о власти, о политике, о возвышенном. Тот же Тарковский скорее понятен большинству интеллектуальной и заинтересованной в "другом кино" публике. Ларс фон Триер все еще остается персоной "за" рамками. Готовы ли мы к "Нимфоманке"? Или будем смотреть на групповой секс и плеваться с криками "и эти люди запрещают нам ковыряться в носу"! Не важно о чем фильм, не важно какой посыл заложен, важно, что нарушены общественные "табу" и вот уже мы закрываем глаза, чтобы не видеть, как эти два страшных черных негра раздевают Шарлотту Гинсбург. Я не говорю, что в кино должно быть все абсолютно вседозволено. Я говорю о том, что если талантливый режиссер что-то хочет показать и сказать свои фильмом, значит, ему это и правда важно. Но готовы ли мы к этому? Готовы ли к разговору о сложном и сокровенном? Или число такого зрителя в России несоизмеримо мало?

зритель, вопрос, Антихрист

Previous post Next post
Up