"Рассказы" - больше, чем рекомендую!

Nov 24, 2012 22:08

"Рассказы"? Сейчас нужно что-то большое, цельное, про современность. Роман. А у вас нет романа?" - "Нет".

А вы любите рассказы? Эту краткую форму изложения, в котором - как гласят литературные словари - "малое количество действующих лиц и небольшое содержание, зачастую имеющее лишь одну сюжетную линию, здесь обычно нет остроты художественных красок и богатства любовных интриг". Я люблю. Рассказ, в отличие от романа - эдакий ребёнок - ещё не вырос и ему нужно успеть. Успеть вместить в свои 5 страниц то, из чего и станет понятно, что дальше будет только так. Что жизнь не поменяется. Жизнь этого расскзанного дня останется именно такой, как не расписывай сюжет дальше. Потому для меня прав был Антон Павлович, говоря о прямом родстве краткости и таланта.

4 не связанных сдруг с другом истории, 4 рассказа про современных нас, на деле и по жарну совершенно разные, проявляются здесь как 4 драгоценных камня с очень искусной, профессиональной, тонкой огранкой.


Это фарсовая комедия, сатира, фантастика-триллер, мелодрама. Здесь нет вычурности, блеска и пестроты, да и откуда всему этому здесь взяться, ведь этот фильм про про каждодневную жизнь в нашей стране. И глядя на экран, с радостью и страхом осознаёшь, что мы научились-таки снимать фильмы про себя, без преувеличений и прикрас. Это так натурально показано во втором рассказе, эта денежная  коррупционная цепочка, спасающая друг друга, в которой всегда есть "выход" и выход этот не "прямо и налево". Это выход, когда знаешь, что если есть деньги, всегда можно решить проблему: отмазать / решить вопрос. И не потехи или жажды денег ради это происходит в большинстве случаев, а ради  простого "выжить", когда по-другому и выжить-то невозможно. И в этой боли - ежедневной, привычной - наша жизнь, невероятно узнаваемая, от которой хочется грустно смеяться и выть на луну. Это не сатира - это жизнь, с почти полностью стёртой гранью. Жизнь, на котороую учишься смотреть с грустным юмором, привыкая, силясь не сломаться и остаться собой.

А эта мания вечных прогнозов и желания всё знать наперёд. Эта благая цель извечного планирования превращается здесь в фрас, мастерскки сыгранный трями актёрами во главе с Андреем Мерзликиным в первом рассказе. Благая цель? Да. Но ведь известно, что именно благими намерениями и выстлана дорога в ад.

Всё-таки я обожаю рассказы. В этой мини-форме, как нигде виден человек: нелепый, слабый, страдающий, сильный, счастливый, борющийся. Когда один, заряженный Пушкиным и Лермонтовым, сильнее целого наряда полиции. Утопия? Знаете, нет. Эта сила векового знания, это отношение к истории и литературе не как к школьным предметам, а как к тому, без чего невозможно творить полноценную жизнь - как раз это по-настоящему и совсем не утопично. В третьем рассказе на это смотришь не как на фантастику, а как на реальность, затаив дыхание и ожидая спасения. "Нам нужно помочь девочке", - "Ей уже ничто не поможет". - говорит, сгорая, библиотекарь, героина Тамары Мироновой.

И конечно, четвёртый рассказ, эта глубокая мелодрама-комедия, про то, что секс ничто, точнее, очень мало и не надолго, если струны души настроены на разные волны и не звучат в унисон. Если для одного Волоколамка - это лишь пробки и воспоминание обмывки новой машины, купленной в кредит, а для другого здесь - вся боль прошедшей войны и этот другой, знаете, не седовласый ветеран Войны. Это даже не щель, это пропасть - и её не замажешь. И пропасть не разных поколений, а разных ценностей, разного восприятия жизни. "Скажи мне, что ты знаешь про Россию?" - "Я знаю, что Сталин победил Ленина, победил Гитлера. И что немецкие танки дошли почти до IKEA". Боже, эта история показана здесь так, что мурашки по коже.

Возможно, фильм не увлечёт любителей длинных кинолент с лихозакрученным сюжетом, но мне, уже сидя в кинотеатре на буквально втором рассказе, хотелось звонить всем друзьям со словами "Обязательно бегите смотреть "Рассказы"!"

"А у вас нет романа?" - "Нет". - "К сожалению, это сейчас никому не нужно. Люди не покупают." При всём уважении к романам - рассказы в моде. Потому что именно из них и состоит наша жизнь. И это, без преувеличения, гениально.


триллер, фильмы о разнице в возрасте, комедии, авторское кино

Previous post Next post
Up