Красный барон / Der Rote Baron

Jan 30, 2009 18:04

Хороший немец


Красный барон - одна из легенд мировой истории, про которую фильмы начали снимать чуть ли не от самого изобретения кинематографа, наряду с «Титаником». Конечно, из него сделали символ и миф: вокруг любого неодушевленного объекта столько правд и неправд никогда не переплетается, как вокруг легендарной человеческой судьбы.
Манфренд фон Рихтгофен, «Красный барон» - немецкий летчик-истребитель, ставший лучшим асом Первой Мировой войны со своими 80-ю (!) сбитыми самолетами противника. Некоторые до сих пор считают его лучшим асом в истории.

Картина про Рихтгофена «Красный барон», снятая немцами в 2008 году, так и не вышла в российский прокат (и, видимо, вообще не выйдет): мне удалось найти только пиратскую копию европейского релиза с гнусавым переводом некоего «Ю.Живова».

Фильм - биографический и, как почти всегда с такого рода фильмами, довольно дурацкий. Если представить, что на человеческую жизнь направлена кинокамера на всём протяжении, жизнь Рихтгофена снималась как бы в расфокусе. Показывают все время совсем не то и не в том порядке: к примеру, взлёт би- и трипланов эскадрильи Красного барона с полосы показан во второй половине фильма, а ключевое в жизни Рихтгофена ранение в голову и его смерть вообще остаются за кадром. Вниманием камеры целиком владеют разные незначительные эпизоды из жизни Барона, хождения, крупные планы лиц, а не то, что должно быть в фильме про лучшего из асов - воздушные пируэты, сражения и победы. Ощущение примерно такое, как будто смотришь немецкое порно, но в кадре - исключительно сосредоточенные одухотворенные лица: потные, напряженные и с гримасами.

Но есть в «Красном бароне» нечто такое, что и при всех его неудачах не позволяет отвлечься от экрана, особенно если вы любите небо и сама идея полета вызывает трепет у вас внутри.
Рихтгофен выведен в фильме неожиданно легким и светлым юношей: причем не приторно-романтического свойства, а некой человеческой легкостью.

Вот он сбивает канадского пилота Роя Брауна в самом начале и помогает тому выбраться из рухнувшего биплана и дойти до санитарной машины - и этот эпизод больше говорит о нём как о человеке, чем как о легендарном истребителе.
Вот он соревнуется в воздушной акробатике с тем же Брауном уже позже, таки сбивает его опять - и сажает свой «Фоккер» рядом с его сбитым самолетом на нейтральной полосе, чтобы мирно побеседовать и пожать руку такому же хорошему пилоту. Атмосфера в этих эпизодах - совершенно такая же, как в моей любимой книжке про Иллюзии: словно человек-с-неба ищет свойского ему человека, родственную душу.

Пилот «Трэвэл Эйр» сидел на траве, привалившись спиной к левому колесу своего самолета, и смотрел на меня. С полминуты я тоже смотрел на него пытаясь разгадать тайну его спокойствия. Я бы не смог быть таким невозмутимым, и просто так сидеть и смотреть, как чей то самолет приземляется на том же поле и останавливается в десяти метрах от меня. Я кивнул и почему то сразу почувствовав к нему некую симпатию.
© Ричард Бах, "Иллюзии"

«Красный барон» пытаются описывать как фильм, «показывающий изменение характера Рихтгофена и его мнения о войне - от всего лишь веселой игры до ее истинного лица - бессмысленной, кровавой мясорубки». На самом деле это, конечно, ерунда: в финале, например, Манфред бегает и дурачится с товарищем по эскадрилье, и, в целом, весь фильм сохраняет эту свою небесную легкость, которая завораживала в начале.
Напарница Барона по невнятной романтической линии фильма - сестра милосердия Кейт все время пытается приземлить Рихтгофена, открыть ему глаза на кошмарную бойню, которая творится вокруг. «Ты всё время в небе, и оттуда тебе не видно, что творится в окопах и на фронтах. Опустись на землю - и сразу почувствуешь кровь, пот, тлен и полиэтилен» - примерно так она ему говорит.
Но в отношении того юноши, которым Манфренда фон Рихтгофена выводит фильм, я почти точно знаю, что это не поможет. Есть люди неба: они могут нравится своей человеческой легкостью, но их ценности - непохожие, даже совершенно отличные от земных.
И ничего понятного и близкого ему не найдет на земле пилот, про которого знаешь наверняка: он не поднялся, он спустился.

______________________________________________________________________
Интересные сведения, без знания которых вряд ли стоит смотреть фильм:

Красный Барон на Википедии

Дневники барона Манфреда фон Рихтгофена (фрагменты)

Боевая биография аса Манфреда фон Рихтгофена
Previous post Next post
Up
[]