ГРАЖДАНИН КЕЙН. (Сitizen Kane) режиссер. Орсон Уэллс.
сценарий. Херман Дж. Манкевич. Орсон Уэллс. Джон Хаусмен.
Этот фильм, во всех опросах критиков и других кинематографистов назван лучшим фильмом всех времён и народов. Этот фильм стал новаторскими с точки зрения драматургии, и режиссуры и операторского искусства. Он выдвигался на «Оскар» по девяти номинациям, но удостоился только приза за лучший сценарий.
Действие фильма начинается в тот момент, когда медиамагнат Кейн умирает, произнеся никому непонятные слова - «бутон розы». Для всех тех, кто хоть немного знал Кейна - это становится настоящей загадкой. И вот Роулстон - редактор документального фильма о газетном магнате Кейне решает найти разгадку. Он посылает репортера Томпсона на расследование. Репортер должен встретиться со всеми близкими Кейну людьми и узнать, что же означают предсмертные слова «бутон розы». Но никто ни репортер, ни близкие Кейна - так и не узнают ответа. Никто. Кроме зрителя.
Любопытно, что....Актёру, сценаристу, режиссёру и продюсеру Орсону Уэллсу, когда он создал «Гражданина Кейна» было всего лишь 25 лет (!). Он потратил на постановку около 686 тысяч долларов. ( около 20 млн. по нынешнему курсу). А ведь фильм мог вообще исчезнуть без следа, так как кинопродюсер Луис Б. Майер предлагал оплатить главе студии РКО, все затраты на производство, если тот согласится смыть киноплёнку. Дело в том, что для реального газетного магната того времени Уильяма Рэндолфа Хёрста, «Гражданин Кейн» был абсолютно неприемлемым, - многие узнавали в главном герое Кейне именно его.
А еще любопытней тот факт, что "бутон розы" в начале фильма и "детские саночки" в конце фильма - очень не нравились Уэллсу. А это самые основные моменты в сценарии фильма. Без них фильм бы получился и без начала и без конца. Точнее вообще бы не получился...Слава Богу, что он прислушался к мнению сценаристов....