Предисловие к книге «Дух осознанного бизнеса» Фреда Кофмана

Aug 18, 2008 19:23


Вот еще один текстик нашего Интегрального Светоча ;) про осознанный бизнес. Немного самолюбования и много Итегрального Пиара ;)
Осознанный, бизнес, Дух. Интересно, да?
Эти три слова нечасто встретишь все вместе даже в одном предложении, уж не говоря о посвященной им целой книге. Что бы они могли означать в такой последовательности?

Ну, давайте начнем с бизнеса. Бизнес означает… бизнес. Словарь сухо и произаично определяет его как «занятие, рабта, торговля, коммерция; серьезное, правильное, подходящее стремление». Звучит серьезно.
Осознание означает «осознание своего внутреннего и внешнего мира, психическую восприимчивость, пробужденность, внимательность».
Таким образом, «осознанный бизнес» может означать занятие, работу или торговлю, осуществляемые с вниманием и пробужденностью. Предполагается, что далеко не все люди занимаются им именно так. По моему опыту, частенько это справедливо. Поэтому я точно буду приветствовать осознанный бизнес; ну, и, вообще, осознанное что бы то ни было.
С Духом сложнее. Это большой, сложный и многозначный термин. «Принцип жизни или оживляющая сила живых существ; бестелесное сознание; сверхъестественное существо». Мне не нравится ни одно из этих определений. И мне кажется, Фреду тоже. Еще одно определение из списка - «суть» - похоже, ближе к делу.
Таким образом, «дух осознанного бизнеса» может означать «суть пробужденной или внимательной работы».
Звучит интересно. Хотя я все еще не уверен, что может означать «осознанный» или «внимательный», в особенности когда мы прочитали в определении «осознанный» провокационую фразу: «осознающий внутрений и внешний миры». А скажите, сколько их там, этих миров, и должен ли я осознавать их все, чтобы быть… по-настоящему осознанным?
Вот здесь, думается мне, эта идея осознанного бизнеса - не говоря уже о «духе» осознанного бизнеса - становится по-настоящему интересной. Миры, пространства, ландшафты, окружающая среда - большой мир, и чем лучше мы понимаем этот мир, как внутренний, так и внешний, тем лучше сможем в нем ориентироваться.
Во внешнем мире полезна карта; то же и с внутренним. Вместе они составят инструмент, на порядки улучшающий качество моего ориентированя в любой среде, в любом мире, в том числе и в мире бизнеса. Всеобъемлющая карта, вобравшая в себя новейшие знания как о внутреннем мире, так и о внешнем, даст нам невероятное средство достижения всех целей, какие только могут быть. Она так же покажет, как быть осозанным как во внутренним мире, так и во внешнем. Осознанный бизнес - а на самом деле, осознанная жизнь в целом - станет вполне возможной вероятностью.

Большой мир, большая карта
Конечно же, карта не является территорией, и мы точно не хотим путать карту, сколь бы сложной она ни была, с территорией самой по себе. В то же время, нам не нужна неадекватная, частичная или испорченная карта. Дело в том, что большинство человеческих усилий, включая и большинство бизнес-предприятий, имеют дело с неполными или вводящими в заблуждение картами человеческих возможностей. Эти частичные и раздробленные карты внутренней и внешней реальноти ведут к постоянным неудачам как в личной, так и в профессиональной сферах.
На протяжении последних десятилетий впервые в истории была проведена напряженная работа по сведению всех известных карт человеческих возможностей, как внутренних, так и внешних, в более целостную, всеобъемлющую и точную карту реальности. Эта «большая карта» - иногда ее называют Интегральная Карта - является наиболее полной и сбалансированной на сегодняшний день, и, стало быть, предлагает неоценимую помощь для тех, кто хочет определить свои цели и добиться практически любых из них, будь то в личной или профессиональной сфере.
Насколько полна эта Большая Карта? Она начинается с исчерпывающего межкультурного сравнения всех известных карт внутренних реальностей, предлагаемых основными мировыми культурами, включая психологические карты - от Фрейда и Юнга до Пиаже; восточные карты, включая йогу, буддизм и даосизм; обширные результаты исследований когнитивных наук, нейробиологии и эволюционной психологии; типологий от эннеаграммы до теста Майер-Бриггс; инструментов как древних шаманов так и святых постсовременности. Идея была проста: какая психологическая карта могла бы объяснить и включить все эти возможности? Поскольку человечество предложило все разнообразие этих школ и систем, должна быть модель, достаточно полная, чтобы объяснить их все. И, насколько нам известно, именно это и делает Интегральная модель.
В результате во внутренней реальности проявляется спектр созания, доступный мужчинам и женщинам. Этот спектр включает в себя тело, ум и дух; до-рациональное, рациональное и транс-рациональное; подсознание, само-сознание и сверхсознание; эмоциональное, этическое и духовное. Дело в том, что все эти возможности - тело, ум, дух - важны для целостного подхода к любой ситуации, личной или профессиональной, потому что эти реальности воздействуют на каждого человека в каждый момент времени. И вы либо сознательно их учитываете, либо они будут подсознательно саботировать все ваши усилия на всех направлениях. Это касается любого человеческого предприятия - от брака и бизнеса до образования и отдыха.
Кроме внутренней, или психологической, реальности, Интегральная Модель также включает в себя наиболее современные карты внешнего мира, карты, предоставленные уважаемыми эмпирическими отраслями науки, такими как динамическая теория систем, теория сложности и теория хаоса. В сочетании с внутренними картами, они представляют собой по-настоящему Интегральную Карту внутреннего и внешнего мира - Карту, которая показывает, что это значит на самом деле… быть осознанным.
Хотя это звучит (и является) сложным, в действительности Интегральная Карта сводится к нескольким очень простым факторам, которые легко можно понять. Самый простой способ описания Интегральной карты, это то, что она охватывает спектр сознания, действующий как во внутреннем, так и во внешнем мире: Интегральный подход включает тело, ум и дух, действующие в себе, культуре и природе.
Мы уже кратко коснулись первой части определения - «тело, ум, и дух» - которые мы рассмотрели как спектр сознания, составлящий мир внутренней реальности. Вторая часть интегрального определения - «в себе, культуре и природе» - представляет наиболее важные миры сами по себе, т.е., три основных среды, реальности или ландшафта, в которых действует спектр сознания..
«Я» связано с моим внутренним миром, или субъективной реальностью, доступ к которой можно получить путем интроспекции, медитации и самонаблюдения. «Культура» связана с миром общих ценностей, взаимопонимания и общих значений, которыми вы и я можем обмениваться - как, например, общий язык, интерес в бизнесе, любовь к классической музыке или любая другая общая ценность или значение. Они не субъективны, а итерсубъективны, доступ в этот мир получается при помощи интерпретаций и взаимопонимания. А «природа» относится к внешнему миру объективных фактов, окружающей среды и событий, включая внешние аспекты человеческой природы, ее продукты и артефакты. Если человеческий организм является частью природы - а это так и есть, - тогда продукты человеческой активности, например, автомобили, являются продуктами природы и к ним приложимы естественные науки, такие как теории систем и теории сложности.
Эти три основных ландшафта - я, культура и мир - часто называются Красота, Бог и Истина, или Искусство, Мораль и Наука. Или, проще - Я, Мы и Оно. Часто они называются «Большой Тройкой», насколько основополагающими и важными являются эти три мира, в которых действуют человеческие существа. Таким образом, чтобы жить осознанно - и вести осознанный бизнес, - при планировании любой деятельности эти три миро непременно должны быть включены в сферу вашего внимания, так как, повторюсь, эти три мира присутствуют в любом событии, и вы либо должны сознательно их учитывать, либо они подсознательно саботируют любое ваше движение.

Интегральный бизнес
Таким образом, осознанный бизнес - бизнес, который осознает внутренние и внешние миры - это бизнес, который принимает во внимание наличие тела, ума и духа в себе, культуре и природе. Можно сказать по-другому: осознанный бизнес будет внимателен к тому, как весь спектр сознания действует в Большой Тройке миров я, культуры и природы.
Это значит в особенности, что лидер в интегральном бизнесе будет использовать инструменты, разработанные для того, чтобы наилучшим образом ориентироваться и овладевать собой, культурой и природой.
В таком случае, неудивительно, что теории управления бизнесом подразделяются на три больших категории, охватывающие всю панораму Большой Тройки: подходы, которые сосредоточиваются на внешних объективных системах, моделях потока и контроле качества; подходы, сфокусированные на мотивации индивидуумов; и подходы, подчеркивающие важность корпоративной культуры и ценностей. Важно, что лидер интегрального бизнеса будет скоординированно и интегрированно использовать все эти инструменты для достижения максимальных результатов и не согласится на меньшее.
Например, лидер интегрального бизнеса будет использовать теорию систем для того, чтобы понять динамические модели внешнего мира. Системный подход в бизнесе популяризировали такие писатели, как Мег Уитли (Meg Wheatley) и Майкл С. Джексон (Michael C. Jackson), среди сотни прочих. Системный подход также широко используется для отслеживания бизнес-циклов, и в революционной работе Клейтона Кристенсена (Clayton Christensen) по разрушительным технологиям (disruptive technologies).
В то же время лидер интегрального бизнеса применит инструменты внутреннего спектра сознания индивидуума - такие как повышение эмоционального интеллекта, ставшее популярным благодаря работам Даниела Голмана (Daniel Goleman); тест Майера-Бриггса, уже широко используемый в оценке персонала; системы личной мотивации, такие как системы Тони Роббинса (Tony Robbins) и Франклина Кови (Franklin Covey).
Наряду с этим, лидер интегрального бизнеса не остановится на себе и мире. Он также приобретет обширные знания о корпоративной культуре, общих ценностях и организационной мотивации. Определенная корпоративная культура не только присуща каждой компании, но также и каждому циклу развития бизнеса лучше соответствует тот или иной тип корпоративной культуры, что показали, например, значимые исследования Джеффри Мура (Geoffrey Moore), или  Джима Коллинза (Jim Collins). Оба исследователя указывают на основополагающую важность корпоративных ценностей и интерсубъективных факторов в долгосрочном успехе - факт, который любой лидер интегрального бизнеса захочет учесть, для того, чтобы быть внимательным и пробужденным в мире корпоративных ценностей и максимальной эффективности.
Другими словами, все основные теории менджмента и лидерства - и теория систем, и эмоциональный интеллект, и управление корпоративной культурой, охватывающие панораму Большой Тройки, с которыми сталкивается каждое человеческое существо - играют свою определяющую роль в подлинно Интегральной модели осознанного бизнеса. Хотя на первый взгляд это может выглядеть слишком сложно, нельзя отрицать тот факт, что подход, хоть в чем-то не интегральный, обречен на неудачу. В современном мире никто не может позволить себе быть не интегральным, это обойдется слишком дорого. Тело, ум и дух, а так же я, культура и природа всегда здесь, постоянно оказывают влияние, формируют события, и вы либо сознательно принимаете их во внимание в каждом своем действии, либо оказываетесь в канаве на обочине.

Большая Карта, Большой ум
Я попытался дать простое и краткое изложение этого подхода к ведению бизнеса в своей книге «Теория всего: Интегральное видение в бизнесе, политике, науке и духовности». Но, пожалуй, наилучшая точка для начала интегрального подхода к бизнесу - это… мы сами. В Большой Тройке я, культура и мир овладение интегральным подходом начинается с себя самого. Как тело, ум и дух проявляются во мне? Какое влияние это оказывает на мою роль в мире бизнеса? И как я могу стать более осознанным в этих уже существующих во мне и в других людях реальностях?
В этом состоит главная ценность книги Фреда Кофмана «Дух осознанного бизнеса» - третьего, заключительного тома серии «Осознанный бизнес». Овладение интегральным подходом начинается с себя на эмоциональном уровне, ментально-этическом уровне и духовном уровне. Ничего кроме не нужно; что-то меньшее приведет к катастрофе.
Фред Кофман представляет собой живой пример следования тем принципам, которые он провозглашает в своих книгах. Это восприимчивый, безупречный и глубоко осознанный человек. Это делает его не только лучшим, более эффективным и более успешным бизнесменом, но и прекрасным человеком, называть которого другом для меня большая честь. Я настоятельно рекомендую вам отправиться в это путешествие с Фредом, обучаясь трансформировать тело, ум и дух в преддверии трансформации себя, культуры и природы. И в этом интегральном слиянии ни вы, ни мир уже не будете прежними.

интегральный бизнес

Previous post Next post
Up