Примерно в 1995 году, в период, когда только была опубликована работа «Пол, экология, духовности», Кен Уилбер написал небольшую заметку под названием «
Об интеллектуалах и других кошмарах Нью-Эйджа», в которой на основании личных размышлений им было рассмотрено то странное и удивительное отношение к интеллекту и рассудку, которое бытовало (и до сих пор бытует) в среде нью-эйджевского движения, сторонники которого подчас готовы сплеча рубануть всё интеллектуальное, считая рассудок своим злейшим врагом и чуть ли не главнейшим из препятствий на пути к духовной реализации.
В предлагаемой вашему вниманию статье Уилбер предпринимает попытку объяснить, почему духовный путь не подразумевает массового отупления и прославления слабоумия, отвечая тем самым на некоторую популярную в то время критику своих работ. И вправду, то, что великие философы называли радостью мышления, сейчас подчас противопоставляется глупейшему антиинтеллектуальному и иррациональному поведению, которое в определённых кругах отчего-то считается духовным, а на деле закрепляет лишь инфантильные тенденции личности, закрывая выход к подлинно сверхсознательному. На протяжении всего эссе Уилбер рассматривает роль интеллекта, интеллектуалов и джняна-йоги в духовном поиске, разъясняя некоторые из наиболее часто встречаемых заблуждений относительно ума.Интеллект может, конечно же, быть привнесён в духовный поиск, и в таковом он проходит через яростный огонь изначального сознавания, в котором сгорает дотла вместе со всем остальным. Когда мы делаем интеллект своим слугой, он становится замечательным другом, освещающим ярчайшим светом темнейшие из миров, приносящим тепло и ясность всему, чего он касается. Неслучайно, что многие из величайших духовных мудрецов были джняна-йогинами - теми, кто использовал интеллект, чтобы превзойти интеллект. Шанкара, Ауробиндо, Плотин, Майстер Экхарт, Шеллинг, Нагарджуна, Платон: их умы горели столь ярко, что они испепелили эго в процессе. (
Читать статью целиком…)
Следует напоследок отметить, что статья относится к тому периоду жизни Уилбера, в который тот проявлял низкую активность в публичной сфере. С основанием Интегрального института в начале этого тысячелетия Уилбер покончил с обетом непубличности и теперь активно участвует в ведении семинаров и мастер-классов по интегральной теории и практике совместно с десятками других ведущих специалистов из областей бизнеса, науки, религии, спорта и др.