Оригинал взят у
marinagra в
СИНАГОГА В БАЗЕЛЕ
Синагога Базеля - одна из красивейших в Швейцарии. Впрочем, строгие ценители архитектуры могут
упрекнуть это здание, построенное в 1866-1869 годах по проекту архитектора Германа Гаусса, в эклектичности.
Неовизантийский стиль - крестово-купольная конструкция, характерные византийские окна,
красно-белые полосы, имитирующие разноцветную кирпичную кладку византийских храмов, - сочетается с
восточной орнаментикой. Во второй половине 19 века "восточный акцент" неизменно присутствовал в
архитектуре синагог, в каком бы стиле они не были построены. Ведь иначе синагога походила бы на
христианскую церковь!
Восточный фасад, обращенный к Иерусалиму, украшен витиеватым кружевным орнаментом, кровлю
венчает рельеф в виде скрижалей Завета. Граненые узкие башенки с пышными навершиями напоминают
свитки Торы с традиционной "короной".
Войдем в синагогу. Внизу - скамьи для мужчин. Состоятельные люди могут купить себе
постоянное место в синагоге. Светильники выполнены в форме традиционного ритуального подсвечника -
меноры.
Это верхняя галерея, где сидят женщины. Большинство европейских синагог в Средние века
имели женские галереи (вейбершул), закрытые частой металлической решеткой или занавесью.
В 19 столетии таких строгостей уже не было.
Купола, окрашенные в яркий синий цвет, - словно небесный свод, усеянный звездами.
И здесь четко видна византийская конструкция - купол, опоясанный лентой окон, треугольные паруса.
Обратите внимание на тонкую изящную роспись деревянного потолка!
Бима - возвышение, с которого читается Тора - первоначально принято было располагалась в центре
молельного зала, чтобы все собравшиеся могли слышать чтение и проповедь. Современная планировка,
когда биму располагают в конце зала, чтобы освободить больше места для скамей, в свое время очень
критиковалась. В 1886 г. раввины Венгрии и Галиции даже подвергли это обыкновение херему - отлучению.
Однако в наши дни чаще всего встречается именно такая планировка - с бимой в конце зала. Справа сбоку -
скамьи для особо уважаемых членов общины (или для тех, кто сумел купить почетное место у восточной
стены синагоги).
Подсвечник Ханукия напоминает о другом веселом празднике - о Хануке,
когда каждый день в нем зажигается на одну свечу больше.
На возвышении стоит стол или пюпитр, который тоже называют бимой и на котором лежит свиток Торы
во время богослужения. Бима базельской синагоги с богатой деревянной резьбой, под бархатным
вышитым покрывалом, очень красива.
Свитки Торы - главная святыня синагоги - хранятся в особом шкафу Арон хакодеш («святой ковчег»),
который расположен в углублении восточной стены. Ведущий богослужение стоит спиной к
собравшимся, лицом к Арон хакодеш.
Закрытый Арон хакодеш задернут красивой вышитой занавесью (парохет).
Центральная часть парохет явно более древняя, чем боковые.
Свитки Торы в синагоге Базеля.
По субботам и в праздничные дни Арон хакодеш открывают и с почтением вытаскивают свиток для чтения
во время богослужения. Свитки Торы - гордость и достояние общины. В процветающей богатой общине Базеля
десять свитков. Свиток хранится в специальном чехле - Тора-мантл, сделанном из бархата или шелка,
украшенным вышивками и медальонами (Тора-шильд). Стержни свитка Торы венчает корона
(кетер-Тора) или украшения с бубенчиками, которые изначально имели форму плодов граната (отсюда их
название - римоним), но с 16-го в. они приобрели и другие формы. Тора-шильд, кетер и римоним часто
делают из серебра, иногда - из металла.
Поскольку к пергаменту запрещено прикасаться, при чтении свитка пользуются особой указкой в форме
кисти руки с вытянутым указательным пальцем, отсюда название - яд (рука). Обычно указки делают
из кости, дерева или серебра. На Торах переднего ряда висят такие указки.
В 9 -10 веках н. э. еврейские мудрецы Вавилонии разделили Тору (Пятикнижие Моисеево) на 54 отрывка,
по количеству суббот в году (по лунному календарю). Цикл годичного прочтения Торы завершается 22 числа
месяца Тишри, после чего Тору начинают читать заново. Весь мир снова в начале -
"В начале сотворил Бог небо и землю".
В день праздника Симхат Тора свитки Торы вытаскивают из Арон хакодеш и проносят семь раз
вокруг бимы. Эта радостная процессия - хакафот - сопровождается веселой музыкой и танцами.
Мужчины по очереди несут свитки Торы (это большая честь!), свитки забрасывают конфетами,
которые потом подбирают дети.
Затем все мужчины по очереди приглашаются к биме, чтобы прочитать отрывки из последней главы книги
Дварим (Второзаконие). В заключение вызывают двух особо уважаемых членов общины - так называемых
"женихов": «хатан Тора» ("жених Торы") и хатан Брейшит ("жених главы Брейшит"). "Жених Торы" читает
последний, завершающий отрывок книги Дварим. По традиции, чтение Торы никогда не должно прерываться,
поэтому "жених Брейшит" сразу же прочитывает первый отрывок следующего цикла из книги Брейшит (Бытие).
Чтецов называют "женихами" потому, что праздник завершения цикла чтения Торы и начало нового
цикла - это своего рода символическая свадебная церемония, где Тора - невеста, а народ Израиля -
жених. В день праздника Симхат Тора радуются и Тора, и народ Израиля, подобно тому, как на свадьбе
радуются жених и невеста.
После праздничной службы начинается застолье с множеством традиционных угощений, музыкой
и песнями.С праздником! Радуйтесь! Все начинается снова, мы - в начале!