Тантра вообще и интегральная в частности

Feb 10, 2009 00:20

Что такое тантра?

Тантра - это духовный путь: путь развития сознания и самосовершенствования.

Отличие тантры от других путей состоит в том, что это развитие реализуется посредством осознанного направления внимания не различные удовольствия и на процессы, чувства, которые эти удовольствия вызывают в сознании. От гедонизма (направление в философии ( Read more... )

тантра, интегральная духовность, интегральная сексуальность

Leave a comment

anonymous September 2 2010, 22:21:09 UTC
На иконах Алмазной Колесницы часто можно встретить изображения демонического вида божеств, многоруких и многоголовых, напоминающих упырей из фильма ужасов. Причем нет никаких сомнений, что эти кошмарные существа были объектами почитания буддийских монахов. Однако тантрические образы не следует понимать буквально: на иконе мы видим лишь персонификацию тех или иных состояний психики. Оскаленные клыки монстров символизируют их готовность искоренить отвратительные пороки, превратив их в кровь, наполняющую чашу из черепа - символ пробужденного сознания. Йогин в процессе созерцания отождествляет себя с тем или иным божеством, достигая таким образом состояния пробуждения - или полного освобождения от соответствующего порока.

Точно так же и все тантрические тексты имеют не один смысловой уровень и потому не предназначены для дословного прочтения. Например, на одном уровне требование убить родителей может означать искоренение аффектов, а на другом - пресечение потоков энергии в позвоночном столбе в процессе йогической практики. Практически все высказывания древних учителей в тантрах имеют символическое истолкование, которое, опять же, без гуру не постигнешь. Особенно много в текстах сексуальной символики, отчего и возникла у европейского читателя прочная ассоциация между тантризмом и сексом. С другой стороны, Европе еще со времен Фрейда известно, что многие психопатологии связаны с либидо; в Индии и без Фрейда до этого додумались, причем еще полтора тысячелетия назад.

По учению буддизма, пробужденное сознание (или сознание будды) рождается из соединения методов спасения сансарического человечества бодхисаттвой и его великого сострадания (каруна) с мудростью, или интуитивным постижением природы мира (праджня). Ваджраяна объявила метод и сострадание мужским началом, а мудрость - женским, и символически представила пробуждение сознания в виде соития мужского и женского тел соответствующих божеств. Так что тантрическое изображение полового акта - это символ единения сострадания-метода и высшей мудрости, производящих на свет целостность психики и тотальную просветленность сознания. Где же здесь секс?

Действительно, а был ли мальчик? Столь много метафорических украшений современной речи связано с представлениями об океаническом экстазе практикующих тантрический буддизм, что очень хочется знать, что же на самом деле всему этому соответствует. Увы, наука свидетельствует: если и были когда-нибудь в традиции тантры натуральные совокупления, то только в самом раннем периоде существования Ваджраяны, причем у йогинов, не принимавших монашеских обетов, или, выражаясь современным языком, сектантов. При этом подобные ритуалы обязательно предписывали участникам отождествлять себя с божествами (каруна и праджня) и самоуглубляться. Когда же тантрическая йога стала неотъемлемой частью буддийской практики, от божественного секса в реалити полностью отказались, довольствуясь виртуальным аспектом, то есть воссозданием сексуальной символики пробуждения сознания в акте созерцания.

Одним словом, уважаемый читатель, придется нам всем отказаться от стереотипа восприятия, а заодно и от словосочетания "тантрический секс", ввиду отсутствия такового. Поскольку тантрическая йога отнюдь не является техникой секса, а представляет собой сложнейшую систему работы с психикой. И если в той книжечке, которую вы случайно купили на "восточном" развале, утверждается противоположное, отнесите ее в мусоропровод! И ни о чем не жалейте.

Reply

primdeva September 4 2010, 17:44:51 UTC
Некто написал... Интересно, что заставляет некто скрываться... Наверное, как обычно, в чужом глазу соломинку, а в своем бревно... Эх, анонимы, высокоморальные, правильные, асексуальные... Тантристы - почему скрываетесь?

Теперь по тексту... мнение Катерины Стасиной о тантре - это, конечно, всего лишъ мнение Катерины Стасиной и мне не совсем ясно, что оно забыло здесь, в интегральном сообществе.

И, конечно, для меня во всем этом многословии нет совершенно ничего нового...

Хочется только сказать, что во-первых, здесь речь сугубо о буддийской тантре, а существует еще и индуистская (и именно в ней практикуются сексуальные ритуалы), а во-вторых в России вообще тантра пока находится в состоянии зародыша и понимается исключительно теоретически, вследствии все еще сильного влияния совковской морали (а у нас, как известно, секса нет)

Автора мне хотелось бы отослать к продвинутой немецкоязычной и англоязычной литературе по нео-тантре на www.tantra-literatur.de Она рефлектирует на тему старинных текстов на санскрите уже в течении более чем 30 лет. Причем рефлектируют люди, изучавшие тантру в Индии на протяжении десятилетий, многогранно образованные и знающие восточные языки.

А Катерина Стасина, конечно, имеет право высказаться....
Всего наилучшего!

Reply

vplusplus January 3 2011, 22:54:46 UTC
Вообще, это конечно очень поучительная история, поскольку половина вышеупомянутого текста Катерины Стасиной сильно похожа на главу "Тантрический буддизм" из цикла лекций Е.А.Торчинова "Введение в буддологию" (прямая ссылка), поэтому, хотя чести Катерины Стасиной перетыривание материала без указания источника не дает, еще более забавно выглядит попытка послать Стасину (точнее, Торчинова) к литературе по нео-тантре и вопрос, что это мнение делает в интегральном сообществе (мнение primdeva безусловно имеет право находиться в интегральном сообществе, но почему-то с точки зрения primdeva мнение Торчинова, который на минуточку специалист-буддолог и в общем довольно верные вещи пишет, в нем находиться не может, что ставит под вопрос интегральность самого primdeva). Но primdeva явно выше всех этих концепций и куда больше понимает в сути тантры! Вот уж поистине - в чужом глазу соломинку...

ОМ ШАНТИ ШАНТИ

Reply

primdeva January 27 2011, 16:30:37 UTC
Не будем спорить об интегральности Стасиной, Торчинова и примдева, который и не претендует на интегральность (его претензии ограничиваются максимум более-менее интегрированной, проживаемой, вовлеченной в жизнь сексуальностью, что, как ему кажется, и есть тантрический путь, причем более близкий индуистской и европейской нео-тантре чем тантре буддийской).

Другими словами, я своими текстами, вдохновленный, собственно, Уилбером, написавший их, как мне кажется, на основе его философии, пытался спросить у уважаемого сообщества, верно ли я интегральную теорию в плане переживания и практики сексуальности понимаю. А мне ответили не очень по теме буддийской тантрой и отослали к Стасиной, даже не к Торчинову.

Вопрос же "что мнение Стасиной делает в интегральном сообществе?" - это не попытка сказать, что мнение примдевы более правильное, весомое или достойное. Я этим лишь пытался дать понять, что понятая Стасиной ТАК буддийская тантра в определенной мере исключает сескуальные практики из духовного пути. Как следствие - исключение или вытеснение/поддавление тела/эго, то бишь что-то вроде христианства и всего того, против чего выступает Уилбер и интегральное сообщество. Этот феномен описан в Тобою и мною(!) столь ценимой статье (http://ezotera.ariom.ru/2011/01/20/uilber.html) Вот и появляется уместный вопрос: "Причем тут интегральность?"

Вот прямая цитата Уилбера из статьи, из "кульминации" и сердца статьи, так сказать:

"Для того чтобы показать нам обратное, существуют интегральные мудрецы, недвойственные мудрецы. Эти мудрецы, которых принято называть «ТАНТРИСТАМИ», настаивают на том, что жизнь следует превосходить, живя ей. Они утверждают, что можно достичь избавления в вовлечении, найти нирвану посреди самсары, найти освобождение в полном погружении. Они с полным осознанием вступают в девять кругов ада, ибо больше нигде нельзя найти девять сфер рая. Им ничто не чуждо, ибо нет ничего, что не было бы Одним Вкусом.

В действительности вся суть состоит в том, чтобы совершенно естественно чувствовать себя с телом и его желаниями, умом и его идеями, духом и его светом. Принимать их все полностью, в равной степени и одновременно, ибо все они в равной степени представляют собой движения Одного и Единственного Вкуса. Жить в вожделении и наблюдать его игру; углубляться в идеи и прослеживать их блеск; тонуть в Духе и пробуждаться к блаженству, для которого нет названия во времени. И тело, и ум, и дух все в равной мере заключены в вездесущем осознании - основе всего, что бы то ни было."

Reply


Leave a comment

Up