Тантра вообще и интегральная в частности

Feb 10, 2009 00:20

Что такое тантра?

Тантра - это духовный путь: путь развития сознания и самосовершенствования.

Отличие тантры от других путей состоит в том, что это развитие реализуется посредством осознанного направления внимания не различные удовольствия и на процессы, чувства, которые эти удовольствия вызывают в сознании. От гедонизма (направление в философии,  в котором целью жизни является получение удовольствия) тантра отличается тем, что человек не просто слепо следует своему желанию испытывать удовольствие, а сперва наблюдает это желание со стороны, чтобы затем внимательно изучить все те последствия, которые его удовлетворение вызывает в нем.

 
Одна из самых сильных энергий в человеческом теле - энергия сексуальная. Сексуальность служит не только продолжению человеческого рода, но также и источником для получения очень сильного удовольствия, можно даже сказать, самого сильного. Все во вселенной обусловлено сексуально, все взаимодействует на уровне полярности мужского и женского начал. Поэтому тантра использует прежде всего сексуальную энергию для изучения желания и понимания удовольствия. Стать тантристом - значит ясно и целостно видеть и чувствовать эту энергию, распознавать самое тонкое ее течение и проявление, осознанно пользоваться собственной сексуальностью и с ее помощью развивать самого себя и других людей.

К сожалению, в процессе человеческой эволюции, истории развитие сексуальности далеко не всегда происходило гладко и последовательно. Препятствием тому служило прежде всего стремление подчинить сексуальность определенным нормам и законам: моральным, социальным, политическим. Это верно как для отдельного индивидуума, так и для общества в целом. В результате такого развития с сексуальностью зачастую связаны страхи, блокады, неправильные внутренние установки, ложные стереотипы, иррелевантные убеждения и контрпродуктивные психологические механизмы. Кроме того, на сексуальность сильно повлияли этика, культура, история, религия, эстетика, экономика, искусство, техника и другие сферы. Это влияние не всегда было негативным, но его продуктом стала очень сложная сексуальность, обусловленная исторически, культурно, религиозно и искуственно, так что отдельный человек сегодня вряд ли в состоянии адекватно оценить и итерпретировать как свою собственную сексуальность, так и проявление сексуальной энергии в другом человеке.

Тантра как духовный путь поиска и принятия собственной индивидуальной сексуальной природы призвана освободить сексуальность от всего лишнего и наносного. С помощью тантры возможно увидеть, изучить, избавиться и преодолеть деструктивные убеждения, программы и стереотипы, при этом сохранив те культурно приобретенные сексуальные проявления, которые оправдали себя как полезные, необходимые, привлекательные. Другими словами, тантра - это путь освобождения сексуальности от тяжелого груза ее истории и всех  связанных с ним заблуждений, в то время как она также является путем сознательного принятия действительно совершенных, истинных и прекрасных форм сексуальности и наслаждений.

В случае успешной тантрической практики человек развивает в себе глубоко осознанную, целостную и гибкую сексуальность, которая позволяет ему не только свободно и самостоятельно функционировать в отношениях с партнером и с другими людьми, но также и трансформировать негативные энергии и эмоции, непосредственно связанные с сексуальностью, в продуктивные сферы, такие как личностный или духовный рост, креативность, наука, работа, спорт, воспитание детей или карьера.

Что такое интегральная тантра?

Интегральная тантра является практикой, призванной привести человека к целостности и полноте.

Такая практика по возможности включает в себя все возможные области и аспекты космоса. Интегральная тантра основывается на практике интегральной жизни, разработанной Кеном Уилбером и включающей в себя 4 главных и несколько дополнительных модулей, соответствующих отдельным аспектам человеческого существа. Это главные модули: тело, дух, разум, тень, а также дополнительные: отношения, чувства, сексуальность, работа, креативность, этика и другие.

Поэтому интегральная тантра является совокупностью тантрических практик, каждая из которых направлена на развитие конкретной сферы. Физические и дыхательные упражнения, выполняемые на интегральных тантра-тренингах (например из кундалини-йоги) стимулируют развитие тела, разнообразные тантрические медитации совершенствуют дух, дискуссии и рефераты способствуют мышлению и интеллектуальному пониманию, а тантрический форум и психотерапевтическая работа направлена на интеграцию тени (приведение в сознание бессознательного материала) Интегральная тантра включает в себя совместные занятия живописью, музыкой и литературой, а также мультимедиальное искусство и разностороннее общение в группе, что в свою очередь развивает творческую деятельность, чувства и отношения.

Сексуальность же является основной компетенцией тантры. Ритуалы и сексуальные упражнеия, тантра-массаж с партнером и в группе составляют ядро интегральной тантрической концепции. Таким образом, при корректной постановке сексуальной этики и благодаря конкретной работе в тантрическом круге достигается максимально многогранное и полноценное развитие личности.

При этом необходимо заметить, что мастерски выполненный и глубоко осмысленный процесс единения мужчины и женщины в сексуальном акте, являющийся вообще сам по себе наиболее целостным и гармоничным актом, доступным человеческому существу, включает в себя все вышеупомянутые аспекты и модули, только этот простой факт, к великому сожалению, сегодня крайне редко осознается кем бы то ни было даже в так называемых «тантрических» или эзотерических кругах.

Свою задачу интегральная тантра видит именно во все более глубоком осознавании отдельных аспектов сексуальности, в сбалансированном и последовательном совершенствовании ее индивидуально необходимых или для конкретного человека интересных проявлений. Интегральная структура сегодня является наиболее актуальной и максимально полной тантрической концепцией, опробованной во многих институтах во всем мире. Она доказала свою высокую эффективность и релевантность в столь разных областях как духовность, наука, искусство, бизнес, политика, экономика, экология, гендерные исследования, философия, психология.

В чем состоит преимущество интегральной тантры по сравнению с тантрой традиционной или современной тантрой в Европе?

Традиционная тантра (буддийская и индуистская) зарождалась и развивалась в Индии и Китае. Она большей частью представляла собой набор глубоких философских текстов, призванных адекватно описать структуру космоса и сознания. Тантрическое наследие также включает в себя множество практических медитаций и  упражнений, нацеленных на достижение более высоких духовных уровней. Таким образом, традиционная тантра только косвенно имеет отношение к сексуальности и является прежде всего духовной школой, наподобии йоги или шаманизма. В традиционной тантре сексуальность зачастую используется лишь как средство для духовного роста, причем этот рост понимается исключительно как внутренний и не имеет прямого влияния ни на успех человека в обществе, ни на внешнее созидание, развитие интеллекта, физического тела или осознание собственной маски и тени, а имеет влияние лишь косвенное и на внешние, например карьерные достижения даже негативное. Такое понимание тантры издавно присуще азиатской культуре и занимает в ней очень важную религиозно-духовную нишу. Тем не менее, чтобы европейцу или русскому сегодня изучать тантру например в буддийском монастыре, требуются принятие монашества и многолетняя усердная практика, длительная аскеза и затворничество, а также посвещение гуру, зачастую в сочитании с тяжелым физическим трудом или изнуряющей физкультурой.

За последние 30-40 лет разными людьми, как правило долгое время практивовавшими тантру в Индии, было предпринято множество попыток этаблировать тантрические практики в Европе. Такая интеграция проходила на разных уровнях, окольными путями и далеко не всегда успешно. Причиной послужили сильная коммерциализация, деятельность масс-медиа, слухи и реклама, а также европейский, очень отличный от азиатского менталитет, но в первую очередь христианская церковь и мораль, следствием коих является сильная психологическая обусловленность европейцев в сексуальной сфере и результирующие из нее страхи и табу. В итоге, в сознании европейского обывателя тантрическая практика является чем-то вроде официальной лицензии на практику группового секса, деятельность многочисленных салонов «тантра-массажа» почти не отличается от конвенциональной проституции, а в очень узких эзотерических сообществах тантра понимается как практика свободной любви. В лучшем случае отдельные очень редкие тантрические институты работают на уровне сексуальной психотерапии, помогая клиентам преодолеть их сексуальные блокады, рассмотреть поближе страхи и табу. Можно сделать вывод, что в Европе «тантра» обычно интерпретируется как очередная коммерческая возможность для удовлетворения мужчин своих сексуальных потребностей, в отдельных субкультурах как проявление сексуального либерализма и иногда некоторые этаблированные техники используются в сугубо терапевтических целях. До самой практики, то есть до построения отношений или приумножения энергетического потенциала с помощью трансформации уже свободной, развитой и гибкой сексуальности с целью развития целостной и сильной личности, ее тела, ума и духа, увы, так и не доходит.

В России же интеграция тантры находится в зачаточном состоянии. Для русского человека тантра была и остается большим вопросительным знаком, выписанным жирным черным курсивом на листе грязной бумаги, на которым рядом часто начертаны слова «оргия» или «извращение», в лучшем случае «тайное» и «непостижимое».

В основе интегральной тантры как максимально полной и целостной концепции мы находим отражение традиционной и современной европейской тантры, дополненное совершенно новыми актуальными структурами из таких областей как групповая психотерапия, искусство, культура, построение сообществ, динамическое общение, бизнес и менеджмент. Другими словами, интегральный подход заключается в том, что из традиционного тантрического наследия мы почерпнули духовные основы и сексуальные средства (ритуалы), а из современной европейской концепции ее разносторонние методы, направленные на растворение сексуальных табу, страхов и блокад. Самым важным же является то, что при этом мы дополнили их различными сексуальными упражнениями и медитациями, глубоко адаптированными специально для европейской и российской культуры, не забыв  при этом о важной роли искусства и творчества в тантрических практиках, а также об общении, форуме и интеллектуальном понимании сексуального взаимодействия.

Интегральная концепция реализуется мультимедиально, с применением самых современных компьютерных, видео- и музыкальных технологий, широко используются видеофильмы («другое» кино) и музыка из разных направлений (авангард, нью эйдж, техно, арт-рок, транс, медитативная). Наши упражнения исследуют роли маски и тени в индивидуальной сексуальности, то есть непосредственно работают с игрой и агрессией в сексе, трансформируя их в нежность, флирт и страсть. Все это способствует дифференциации тела от ума, духа и тени с целью дальнейшей интеграции и оптимизации, нахождения личного баланса и гармонии в отношениях с партнером.

Преимуществом здесь является то, что мы принимаем все, что возможно использовать продуктивно, ничего не чураясь и не отвергая. Мы выявляем и демонстрируем позитивные аспекты эго, тени, современного общества и культуры с их целеустремленностью, ориентацией на продуктивность и самоотдачу. Мы черпаем лучшее даже из технократии, науки, эзотерики и психотерапии. Интегральная тантра творит всеобьемлющую, цельную и многогранную сексуальность собственными силами, в полной мере реализуя высокий потенциал тела, ума, духа и тени.

тантра, интегральная духовность, интегральная сексуальность

Previous post Next post
Up