Перевод с английского языка работы Колина Дениса "Кампания в Циндао":
Tsingtao Campaign by Colin Denis.
Часть 1:
https://m2kozhemyakin.livejournal.com/129283.html Осада Циндао радикально отличалась от других японских военных кампаний. Из-за пристального внимания к политическим последствиям, неуклюжих дипломатических трений с союзниками, расточительного использования материально-технического обеспечения и скрупулезного сведения к минимуму потерь она больше напоминала войну в Персидском заливе, чем сражения в Русско-Японской или Второй мировой войне. Менее всего она походила на бесполезное кровопролитие, предпринятое Японской армией во Второй мировой войне.
Выгрузка гидроплана Maurice Farman c японского гидроавиатранспорта "Вакамия" во время осады Циндао.
Авиация Японского императорского флота сыграла небольшую, но важную роль в кампании, включая первую в истории бомбардировку корабля противника - 6 сентября 1914 австрийского крейсера "Кайзерин Элизабет", впрочем, безуспешную.
Начиная со стадии планирования, штаб Японской армии предпринял все возможные меры для обеспечения успех. Они должны были продемонстрировать точность командования и заботу о личном составе. Материально-техническое обеспечение и огневая мощь присутствовали на поле боя в изобилии, чтобы снизить потери. Таким образом нация восхищалась бы совершенством японской военной техники, стирались бы в общественной памяти воспоминания о кровавых боях против России в 1905 году.
Штаб выбрал на должность руководителя операции генерал-лейтенанта Мицуоми Камио, офицера, отличавшегося скорее осторожностью, чем военным талантом, поручив ему не рисковать и не отступать. Он должен был одержать показательную победу. Он мог просить все, что ему было для этого нужно.
Японский командующий операцией в Циндао генерал Камио Мицуоми и его британский коллега Натаниэль Бернардистон.
Камио рассматривал возможность высадки около Циндао. Что, если немцы атакуют плацдарм на ранней стадии? Это могло бы сорвать высадку, вызвав именно те затруднения, которых он должен был избежать любой ценой. Он не видел причин рисковать. Он решил высадить свою пехотную дивизию на дальней (северной) стороне полуострова и провести ее сухопутным маршем в Циндао. Как только он захватит близлежащие побережья, он высадит свою громоздкую осадную артиллерию.
Кампания началась, что вполне естественно, с морского боя. Чтобы прикрыть минную постановку, проводившуюся заградителем "Лотинг" у Циндао, немецкий миноносец S90 патрулировал дальше от берега, чем обычно. Британская эскадра в Китае, рассеявшая свои силы для сопровождения конвоев и патрулирования морских путей, не могла выделить достаточно кораблей для блокады Циндао. Однако время от времени отряды английских кораблей совершали рейды у его побережья, захватив несколько судов снабжения. 22 августа одна из таких рейдовых групп в составе 3 английских эсминцев встретилась с S90. Старый британский эсминец класса "Ривер" "Кеннет" вступил в бой с еще более старым и тихоходным S90. Хуже вооруженный немецкий корабль бежал, добившись перед этим 2 результативных попаданий по "Кеннету". Тем не менее, по мере того, как "Кеннет" настигал S90, надвигался конец. Отчаявшись, командир S90 повернул к берегу, двигаясь неизученной акваторией, отмеченной на карте как "мелководье". "Кеннет" прекратил преследование, когда в бой вступили береговые батареи Циндао. Смелое маневрирование и превосходное управление кораблем принесли немцам небольшую победу.
Маленький старый немецкий эсминец S90 (1898) под командой капитан-лейтенанта Бруннера оказался при обороне Циндао эффективнее, чем все остальные защитники этой германской колонии, вместе взятые.
27 августа японская Вторая эскадра вице-адмирала Садакичи Като начала блокаду Циндао. Британская военно-морская разведка подозревала, что германская эскадра крейсеров "Восточная Азия" уже ушла, но японский флот не стал рисковать. Современное боевое соединение из 2 дредноутов, 1 линейного крейсера и 2 новых линкоров классом ниже дредноута (броненосцев) усилило Вторую эскадру, готовую вступить в бой со всей немецкой эскадрой крейсеров. Флот захватил 3 небольших прибрежных острова, использовал их в качестве наблюдательных пунктов и начал тщательное траление.
30 августа погода испортилась. Циндао, "Восточная Ривьера", могла похвастаться мягкой сухой осенью. Осень 1914 года оказалась самой влажной за всю историю наблюдений, поскольку необычные для этого сезона тайфуны затопили весь полуостров. Той ночью шторм выбросил японский эсминец "Сиротайе" на мель на прибрежном острове. Экипажу удалось спастись, но немецкая канонерка "Ягуар", охраняемая береговыми батареями, вышла из гавани и уничтожила беспомощный корабль.
Высадка японских моряков на берег во время осады Циндао.
2 сентября японцы начали высадку в Лунгкоу, на северном побережье полуострова. Четыре роты морской пехоты при поддержке армейской пулеметной роты, усиленной моряками, высадились на берег. Они рассредоточились по пляжу, не обнаружив немцев. Следующим прибыл инженерный батальон, построивший плавучий пирс и 2 каменных причала за 24 часа. За ними последовал кавалерийский полк, а затем пехотный полк, который "вернул" себе уже находившуюся на берегу отдельную пулеметную роту. К этому времени из-за ненастной погоды берег был затоплен. Кошмарная сцена развернулась в хаосе грязи, прибоя, дождя и ветра. Животные барахтались, вытаскивая увязшие повозки, разгруженные ящики уносились в море и тонули, истеричные офицеры проклинали усталых солдат. Камио прекратил дальнейшую разгрузку и приказал войскам, уже находившимся на берегу, продвигаться вглубь полуострова любой ценой. Один изумленный японский инженер наблюдал, как уровень воды в небольшом ручье поднялся на 2 метра за час, подмыв его понтонный мост. На следующий день он поднялся на 9 метров, и поток стал непреодолимым. Японцы отчаянно держались за плацдарм. Перед ними внезапные наводнения смыли целые деревни. Тысячи крестьян погибли в результате самой страшной катастрофы в Шаньдуне на памяти живущих. Китайские официальные лица протестовали против высадки японцев как нарушения нейтралитета Китая, но не оказали реального сопротивления; местные власти с радостью приняли японскую помощь в борьбе с последствиями стихийного бедствия.
Короткий перерыв в ливнях позволил высадившимся силам привести себя в порядок, и потрепанная кавалерия начала наступление 7 сентября, за ней с трудом продвигалась пехота. Пайки не могли быть доставлены, поэтому войска жили за счет грабежа сельской местности. Террасные фермы неплохо переносили непогоду. Кроме того японцы обнаружили, что продукты гниют в торговых повозках, застрявших у размытых дорог. Тем не менее, войска перешли на половинный рацион по мере продвижения вперед.
Воздушная разведка над Циндао, японская пропагандистская картинка.
5 сентября гидросамолет Японского флота пролетел над Циндао, шокировав немцев, которые не ожидали авиации. Пилот доложил об австро-венгерском крейсере, 5 канонерских лодках, эсминце и нескольких пароходах. Он принял невооруженные корпуса "Корморана", "Тигра", "Илтиса" и "Лукса" за действующие военные корабли и не заметил переоборудования "Лотинга" в минный заградитель, но он подтвердил, что эскадра крейсеров сбежала. Като отпустил приданные его эскадре дредноут, линейный крейсер и новые линкоры классом ниже дредноута. Военно-морской флот передислоцировался, создав 2 быстроходные эскадры для поиска исчезнувших немецких крейсеров и предоставив британцам мощный крейсер для сопровождения конвоев и 2 крейсера для патрулирования против рейдеров у Сингапура. Взамен британцы предоставили Като "Триумф", старый линкор классом ниже дредноута (броненосец), мобилизованный в Гонконге.
Жители колоний Великобритании начали формировать добровольные силы самообороны, высвобождая армейские подразделения. Британская армия внесла небольшой вклад в операцию Камио. Один регулярный британский пехотный батальон высадится с японской осадной артиллерией, за ним последуют 2 индийские пехотные роты.
13 сентября японская кавалерия налетела на немецкий аванпост в Цимо, на границе протектората. Захваченные врасплох немцы бежали после короткой перестрелки. Японцы на следующий день заняли Киаучжоу, перерезав Шаньдунскую железную дорогу.
Японская пропаганда обожала живописать подвиги своих кавалеристов. На самом деле действия 22-го кавалерийского полка под Циндао выглядели не столь монументально, но со своими боевыми задачами японская кавалерия справлялась намного лучше, чем в Русско-Японскую войну.
Превосходные немецкие дороги соединяли Циндао с этими пунктами, и Мейер-Вальдек укрепил свои горные аванпосты вдоль протяженной внешней линии обороны, игнорируя беспокоящий огонь японских эсминцев. Он надеялся задержать японское наступление.
Тем временем Камио решил прервать высадку на севере, поскольку погода снова ухудшилась. Может потребоваться много недель, чтобы перебросить всю его дивизию через утопавший в грязи полуостров. Он рассудил, что немцы не могли рисковать быть отрезанными от Циндао, начав атаку на побережье, пока японские войска удерживали Цимо. Идя на продуманный риск, он приказал 24-й пехотной бригаде, только что высадившейся на берег, снова грузиться на корабли. Кавалерия, инженеры и части 23-й пехотной бригады, высадившиеся на берег первыми, должны были отправиться маршем в Цимо, оставив плацдарм. Камио приказал остальным своим войскам высадиться близ Циндао, в заливе Лаушань. Новая база обеспечила бы снабжение его войск. Камио правильно оценил планы и силы противника, и вывел свои войска из затруднительной ситуации, импровизируя.
Высадка японских войск в заливе Лаушань.
Японская пехота прибыла в Цимо 18 сентября, измученная и полуголодная. Она начала продвигаться к немецким горным аванпостам. На рассвете японские крейсера обстреляли (пустые) побережья в Лаушане, и 24-я пехотная бригада начала высадку. Сосредоточив свои силы в безопасности в Цимо, Камио приказал войскам выдвинуться в горы и обеспечить связь с изолированным отрядом на плацдарме. В тот вечер одна японская пехотная рота захватила перевал Хотунг, отбросив немецкий аванпост после длительной перестрелки. Другая рота вступила в контакт с кавалерией из Цимо. Циндао был окружен.
На следующий день, при неуклонно ухудшающейся погоде, японская пехота захватила Мекленбург-Хаус, горный курорт, прорвав внешнюю линию обороны. Камио пришел к выводу, что немцы не могут рисковать вступать в серьезное сражение, чтобы не оказаться отрезанными. Он решил, что они не будут организовывать решительную оборону до тех пор, пока не окажутся в периметре городских укреплений. И снова Камио правильно оценил ограниченные возможности немцев. Он приказал быстро продвигаться через горы, полностью игнорируя риск поражения. Японские войска двигались небольшими колоннами, обычно численностью в роту. Немецкие аванпосты, остановив одну колонну, обнаруживали, что другие обходят их с флангов. Немцы неизменно отступали. Британские войска, защищавшие Сингапур, точно так же реагировали на эту тактику 26 лет спустя.
Немецкие войска в артиллерийских мундирах проходят по улице Циндао.
Значительный процент наспех мобилизованных резервистов существенно снижал боеспособность и дух оборонявших колонию сил.
Умение Камио предугадывать намерения немцев проистекало из лучшей разведывательной информации, которой обладала японская сторона. Обе стороны вербовали китайскую рабочую силу и пытались использовать местных кули в качестве шпионов. Некоторые японские офицеры, переодетые как кули, даже работали на немецкой линии фронта. Японский кавалерийский полк выдвинулся для патрулирования дальней (внутренней) стороны гавани, что очень затруднило проскальзывание даже отдельных пешеходов в Циндао или из него. Настроение китайцев в определенной степени благоприятствовало японцам, и это чувство становилось все более выраженным по мере приближения поражения Германии. Немецкая разведывательная система начала разваливаться. Китайцы рассказывали немцам то, что те хотели услышать: истории об ужасных погодных условиях вдоль линии боевого соприкосновения (правда) и об ошеломляющих японских потерях (ложь). Японцы же получали точные отчеты о положении противника, но они всегда прибывали с опозданием на несколько дней. Своевременную информацию предоставляла только авиация. Как и во время Русско-Японской войны, японские солдаты строили сложные систему укрытий, маскирующие дороги и мосты, чтобы скрыть свое передвижение. Но даже одинокий немецкий аэроплан Taube (его напарник потерпел крушение в августе) порою сводил на нет их работу.
Вся авиация оборонявшихся - Rumpler Taube лейтенанта Плюшова.
По мере того, как японцы брали под контроль перевалы один за другим, они развивали инфраструктуру своих дислокаций. Инженеры и вспомогательные войска высадились на берег, построив причалы в Лаушане и аэродром в Цимо. 21 сентября из Цимо начали совершать вылеты 3 самолета Японской армии. Камио приказал им уничтожить немецкий самолет. На самом деле они так и не сбили его, но непрерывное жужжание, стрельба (из пистолетов, винтовок и 1 установленного пулемета) и бомбежки вынудили немецких летчиков совершать только короткие вылазки. Гидросамолеты Японского флота также систематически вели разведку немецких позиций.
Камио получал приказы от штаба армии, который начал осознавать политические возможности, предоставляемые войной в Китае. Захват Шаньдунской железной дороги обеспечил бы интересы Японии по всей провинции и усилил бы японское присутствие на материке. Как кто-либо мог протестовать против захвата Союзниками немецкой железнодорожной магистрали? В рамках передислокации войск Камио занял всю железнодорожную линию силами одного батальона. Позже армия направила ему дополнительный пехотный полк для размещения там гарнизонов.
Немцы поняли, что Камио маневрирует за линией гор, уклоняясь от крупного сражения. Решив не позволить ему полностью захватить инициативу, Мейер-Вальдек приказал начать контратаку. Полагая, что прорыв в районе Мекленбург-Хауса привлечет внимание японцев к этому месту, немецкий штаб запланировал рейд на перевал Клеттер, недалеко от Цимо. Немецкие силы численностью 130 человек, 4 пулемета и 2 полевых орудия застали японскую заставу врасплох и разгромили ее. Однако японские офицеры, командовавшие соседними подразделениями, сохраняли спокойствие. Соседние роты выдвинулись на подмогу, и немцы отступили. Они одержали еще одну незначительную победу, в результате которой, выражаясь терминами бокса, противника пропустил одиночный удар, но не более того. В тот же день британский контингент начал высадку в Лаушане.
Японская портовая инфраструктура в период операции полностью была творением инженеров Императорской армии.
26 сентября, когда японская дивизия прочно обосновалась на берегу, должным образом развернулась и получила надежную базу, Камио отдал приказ о всеобщем наступлении. Как и прежде, его войска двигались небольшими группами. Перестрелки по всей линии соприкосновения постепенно насторожили немецкий штаб. В кратчайшие сроки эсминец S90 и канлодка "Ягуар" подошли со стороны гавани, обстреляв правый фланг японцев. Ночью немцы отступили на свою вторую линию, убежденные, что враг дорого заплатил за продвижение. Но на деле горные аванпосты защитников города пали один за другим, почти бескровно. Союзники вплотную приблизились к главной немецкой линии обороны в течение последующих двух дней, несмотря на то, что австрийский крейсер "Кайзерин Элизабет", "Ягуар" и S90 снова обстреляли фланг гавани. Камио выделил полевую батарею для борьбы с ними. Но корабли уничтожили японский наблюдательный пункт и заставили батарею замолчать. Впечатленный мощью морских орудий, Камио попросил Като обстрелять вражеские сухопутные батареи, чтобы отвлечь их от своего наступления. Като решил вместо этого обстрелять морские батареи: сказалось типично плохое сотрудничество между японскими армией и флотом.
Мейер-Вальдек знал, что вскоре ему тоже придется отказаться от обороны второй линии, но у него был туз в рукаве. Холм принца Генриха возвышался над соседними высотами, на него было чрезвычайно трудно взобраться, однако оттуда открывался отличный обзор на многие мили во всех направлениях. Немецкие инженеры подготовили небольшой аванпост на его гребне. Соединенный телефоном и гелиографом с тяжелыми сухопутными батареями, он продержался бы, даже если бы японцы заняли оставшуюся часть линии обороны. Затем он открыл бы огонь по врагу с тыла. Шестьдесят человек с пулеметами удерживали аванпост, запасшись провизией на двухмесячную осаду.
В ночь с 27 на 28 сентября установилась особенно плохая погода. Штаб Камио выбрал роту 46-го пехотного полка, усиленную инженерным взводом, для выполнения героической задачи по восхождению на холм в темноте во время тайфуна. Саперы вырезали ступени, натягивали веревки, и все это делалось в относительной тишине, без света. Японцы поднимались по расщелине в скале. Сбитые с толку, когда она раздвоилась, они выделили пехотный взвод, чтобы попробовать пройти по второму маршруту, который казался менее вероятным путем к вершине. Наступил рассвет, погода улучшилась. Измученные и вымокшие до нитки, основные японские силы достигли гребня. Застигнутые врасплох немцы отреагировали быстро, прижав атакующих непосредственно к обрыву. Повиснув над пропастью, японцы в течение нескольких часов беспорядочно стреляли по немцам. Затем отчаявшийся японский командир возглавил безнадежную атаку. Немцы скосили его. Японский лейтенант организовал вторую атаку, и тоже погиб под уничтожающим немецким огнем. Прикрываемый этим боем, отдельный японский взвод тихо поднялся на вершину. Он фактически оказался на немецком (юго-западном) склоне холма с опозданием на 3 часа. Взвод немедленно начал в перестрелку с немцами. Немецкий командир решил вступить в переговоры; он был готов сдать холм, если бы ему позволили отвести своих людей обратно в Циндао. К его возмущению, японцы проигнорировали флаг перемирия и захватили его в плен. В итоге немецкие войска капитулировали. Ценой 24 убитых японцы уничтожили 6 немцев, взяли 54 пленных и выиграли решающее сражение осады.
Японские солдаты конвоируют сдавшихся в плен немцев.
Потрясенные неожиданной потерей своего ключевого аванпоста и неожиданной массированной бомбардировкой Союзников с моря, немцы отступили со своей второй линии обороны. "Кайзерин Элизабет", "Ягуар" и S90 прикрывали отступление, но неоднократно получали попадания из полевых орудий. Корабли отошли следом за сухопутными силами.
Камио подтянул свои войска к внутренней линии обороны противника и приказал разместить главную базу в бухте Щацикоу, ближе к Циндао. Военно-морской флот очистил этот район от мин, потеряв 2 небольших тральщика. Инженеры построили пирс, дорогу и узкоколейную железную дорогу для окончательной стабилизации материально-технического обеспечения. Тыловая база Лаушань должна была обеспечивать войска продовольствием, пока тяжелая осадная артиллерия и боеприпасы прибывали в бухту Щацикоу. Поскольку уклон железной дороги был слишком крутым для небольших локомотивов, около 1500 солдат железнодорожных подразделений и 10 000 кули толкали 1200 вагонов вверх и вниз. После завершения строительства железная дорога будет доставлять 150 тонн грузов в 300 вагонах ежедневно. Поездка туда и обратно по всей ее длине занимала 4 дня. Дополнительные железнодорожные части построили пути-ответвления до складов снабжения. По дороге кули катали 800 китайских тележек. Каждая тележка, которую тянули и толкали 2 человека, несла груз в 350 фунтов. Инженеры подготовили бетонные платформы для осадных орудий и соорудили замаскированный наблюдательный пункт на высоте 900 футов на гребне холма принца Генриха, обслуживаемый 5 телефонными линиями и радиопостом. Отсюда просматривался весь Циндао.
Мейер-Вальдек решил сорвать приготовления Союзников. Его тяжелые сухопутные батареи начали обстрел японского тыла. Аэроплан "Таубе" поначалу осуществлял целеуказание, но вражеские самолеты преследовали его слишком эффективно, чтобы позволить ему корректировать артиллерийский огонь. Зенитный огонь по поднятому немецкому аэростату наблюдения так напугал наблюдателя, что он отказался подниматься снова. На следующий день немецкий метеорологический аэростат поднялся в воздух и был немедленно сожжен. Поэтому батареи вели огонь вслепую, посылая около 1500 снарядов ежедневно. Немцы ошибочно убедили себя, что их огонь наносил серьезные потери Союзникам. Желая усилить удар, немецкий штаб спланировал ночной рейд на правый фланг противника.
Немецкие подразделения концентрируются для контратаки при обороне Циндао, 1914.
Поздно вечером 2 октября 3 немецкие роты совершили вылазку. Одна обнаружила только пустые траншеи и отступила. Остальные попали под яростный огонь японцев и бежали, спасая свои жизни. Японцы захватили 6 пленных и обнаружили 29 тел. Принятие желаемого за действительное, традиционное для немецкого военного мышления того времени, снова превратило эту перестрелку в воображении осажденных в крупный успех. Когда китайская шпионская сеть в регионе оказалась в руках Японии, немецкие разведчики больше не могли отличать реальность от фантазии. Они считали, что прибытие 29-й японской пехотной бригады, на самом деле совершенно рутинное мероприятие, подтвердило, что осаждающие несли тяжелые потери.
Союзники вырыли передовую траншею в 1-2 километрах перед линией немецких укреплений. Камио настаивал на хрестоматийном ведении осады, с проведением извилистых S-образных траншей, галерей и параллелей. Британцы, которые наконец-то добрались до наступающей линии фронта, находили педантизм своих японских союзников раздражающим. Немецкая артиллерия всегда вела приоритетный огонь по британцам, как по солдатам, которые позже могли бы сражаться против Германии в Европе. Камио отказался поддерживать союзников японским контрбатарейным огнем, потому что хотел, чтобы его осадные орудия оставались скрытыми до последней решающей бомбардировки. В окопах солдатам Камио было трудно отличить немцев от британцев, и они часто обстреливали британские патрули. Только плохая стрельба японцев позволила избежать серьезных потерь от этого "дружественного огня". Британские солдаты в конечном итоге для простоты опознания свой/чужой стали носить шинели Японской армии, что сократило, но не устранило инциденты. Плохие санитарные стандарты Японии, разное количество провизии, разный распорядок дня личного состава, противоречивая в тактической доктрине, британское расовое высокомерие (многие англичане считали своих японских союзников "кули в форме"): все это способствовало обострению отношений. Прибытие в конце октября двух индийских пехотных рот для усиления британского регулярного контингента только еще больше осложнило серьезные трения между командованием двух стран.
Индийские сипаи, британские и японские солдаты на позициях под Циндао, 1914.
Интересно, что Британский Королевский флот в то же время очень хорошо ладил с японцами, и броненосец "Триумф" органично вписался в японскую Вторую эскадру.
Массированные бомбардировки с моря могли подорвать возможности защитников Циндао для прикрытия конкретных операций, но они не могли полностью уничтожить береговые батареи. Слишком много взрывов сбивали с толку артиллерийских корректировщиков флота; они не могли рассчитать каждый выстрел каждого корабля. Поэтому 6 и 10 октября три блокадных корабля приблизились вплотную, чтобы вступить в дуэль с береговыми батареями. Немецкие батареи заставили их отступить. Като решил усилить штурм с моря. 14 октября он вывел весь свой флот для яростной бомбардировки Циндао, а затем послал четыре корабля к береговым укреплениям "на дистанцию пистолетного выстрела". Тяжелый снаряд обороняющихся серьезно повредил "Триумф", который поспешно ретировался под одобрительные возгласы немецких артиллеристов. Суда поддержки отремонтировали его за 24 часа.
15 октября на Циндао обрушился еще один тайфун. Сильная непогода размыла железную дорогу и сорвала орудийные платформы, задержав подготовку штурма на несколько дней. Во время внезапных наводнений утонули 25 японских солдат. Немцы, также страдавшие от непогоды, затопили все второстепенные суда в гавани, высадив экипажи в качестве морской пехоты. Союзники разрешили им эвакуировать некомбатантов. Мейер-Вальдек решил испытать, сможет ли внезапная морская атака и недавнее затишье в боевых действиях отвлечь флот Союзников. Он приказал эсминцу S90 совершить ночную вылазку. Поздно вечером 17 октября старый немецкий корабль медленно выскользнул из гавани. Через несколько часов его сигнальщики заметили темную тень. S90 выпустил торпеду. Снаряд попал в старый легкий крейсер Японского флота "Такачихо", на котором в результате с оглушительным взрывом взорвался погреб боеприпасов. Вспыхнули прожекторы, корабли Союзников открыли огонь, к общей лихорадочной стрельбе присоединились немецкие береговые батареи. S90, отрезанный от берега, скрылся в ночи. Уклоняясь от неистовых поисков Союзников, он интернировался в китайском порту на побережье. В Циндао из немецких кораблей на плаву остались только "Ягуар" и "Кайзерин Элизабет". Из 256 человек, находившихся в ту ночь на борту "Такачихо", выжили только 3.
Крейсер "Такачихо" (1885), самая крупная потеря союзников во время осады Циндао.
Между тем, Мейер-Вальдек приказал совершить еще одну вылазку на суше. Поздно вечером 22 октября 80 немцев подкрались к позициям противника. Бдительные часовые сразу открыли огонь, и немцы обратились в бегство.
25 октября вся японская осадная артиллерия доложила о готовности занять огневые позиции. Планируя большую бомбардировку, Камио приказал, чтобы ни одно орудие не открывало огонь, пока у каждого не будет полного запаса в 1200 снарядов. Ни одно орудие не выдаст свою позицию врагу, открыв огонь, пока этого не сделают все. Он хотел, чтобы каждое орудие выпускало по 80 снарядов ежедневно. Штаб планировал 7-дневную бомбардировку, но Камио настоял на 15-дневном запасе боеприпасов. Для финальной атаки японские саперы сформировали штурмовые взводы, оснащенные винтовочными гранатами и бамбуковыми трубками, начиненными взрывчаткой (наподобие бангалорских торпед для разрушения колючей проволоки).
Хитросплетения гансовской "колючки" не смущают бравого японского пехотинца.
Когда погода постепенно прояснилась, Вторая эскадра начала неспешную систематическую бомбардировку морских батарей Циндао с моря. Несколько кораблей курсировали взад и вперед, стреляя с предельной дистанции. 29 октября и снова 30 октября Като водил весь флот для массированных бомбардировок. Броненосец "Триумф" также приял участие в штурмовке укреплений, применив тактику, позже использованную британцами против турецких береговых орудий в Галлиполи. Неуклонно, удар за ударом, немецкие морские батареи рассыпались в прах.
Внушительный главный калибр британского броненосца HMS "Триумф", приданного японской эскадре - 254-мм.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.