Бернадот и Гваделупа

Mar 03, 2023 17:05

Колониальная гонка в Ост- и Вест-Индиях ассоциируется у нас прежде всего с пятью странами: Англией, Францией, Испанией, Португалией и немного Голландией. Тем не менее в ней в разные годы с разным, но в общем небольшим успехом пытались принимать участие и страны поменьше - вплоть до Бранденбурга, еще не ставшего Пруссией и даже крошечной Курляндии .
Так вот, 210 лет назад Швеция, в добавление к имевшемуся у нее в Вест-Индии с 1784 года острову Сен-Бартелеми (который она купила у Франции и ей же продала в 1878), едва не завладела французским островом в Вест-Индии с романтическим названием Гваделупа. Точнее ею чуть не завладел ее тогдашний наследный принц и фактический правитель Карл-Юхан, ранее известный, как Жан-Батист Бернадот, сын гасконского адвката, ставший наполеоновским маршалом (и мужем отставленной невесты будущего императора, что многое объясняет в его политике), а в 1810 году - таки наследником Шведским .



Живописные пейзажи острова Гваделупа и их несостоявшийся владелец

3 марта 1813 года Великобританией и Швецией был подписан Стокгольмский договор "о концерте и субсидии", согласно которому подтверждался шведско-британский союз против Наполеона, Бернадот, уступал англичанам все свои владения вне Швеции (в частности княжество Понтекорво на юге Италии, которое Бернадот, отправляясь в Швецию, вернул Наполеону, но тот не выплатил оговоренной компенсации) в оплату расходов на борьбу с общим врагом, а взамен получал в личную собственность эту самую Гваделупу, которую англичане несколькими годами ранее отвоевали у Франции. Остров немаленький, в то время славился своими сахарными плантациями - а этот ресурс по тем временам сопоставим с сегодняшними нефтепромыслами (тоже источник углеводородов, хоть и не для машин) - так что для Бернадота это была выгодная сделка.

Дезире Клари, жена Бернадота, несостоявшаяся императрица французов и состоявшаяся королева Швеции и Норвегии
Французы, однако, отказались признавать такое бесцеремонное распоряжение их владениями, пусть и «временно оккупированными»: 14 октября 1813 года сенат Французской империи принял специальное постановление «Относительно французского острова Гваделупа», в котором провозглашалось: «Никакой мирный договор не может быть заключен между Французской империей и Швецией, если Швеция предварительно не откажется от владения французским островом Гваделупа». Шведы решили, что без Гваделупы они обойдутся (точнее их наследный принц обойдется), и заключенным после первого отречения Наполеона Парижским миром 1814 года Гваделупу вернули Франции.
Британцы, как истинные джентльмены, не могли оставить верного союзника без компенсации, и 13 августа 1814 года согласились выплатить ему миллион фунтов стерлингов (или 24 миллиона франков).
С этой компенсацией хитрый гасконец поступил довольно остроумно: резонно полагая, что его монаршьи перспективы еще в тумане (королем Швеции и соседней с ней Норвегии он станет только в 1818 году), тем более, что многие его коллеги-маршалы, даже вовремя перебежавший на сторону антинаполеоновской коалиции Мюрат, корон лишились, а любая сумма денег имеет подлое свойство рано или поздно заканчиваться, он объявил, что потратит ее на погашение государственного долга Швеции. Ну а за это благодеяние он готов принять от Шведского государства небольшую финансовую благодарность в виде двухсот тысяч риксдалеров (так тогда шведская денюжка называлась) в год себе и своим наследникам бессрочно. Так маршал обеспечил на случай будущих политических пертурбаций содержание себе и своим потомкам. Которая, однако, не пригодилась, так как эти потомки занимают шведский престол по сей день. Однако, деньги, конечно, лишними не бывают, тем более, что указанная сумма (в дальнейшем известная, как «гваделупский фонд») по подсчетам современных специалистов равнялась сегодняшним 24 миллионам шведских крон или примерно 2 миллионам долларов.

Нынешний шведский король Карл XVI Густав. Ни Гваделупы, ни денег.
В следующие десятилетия она, впрочем, постоянно обесценивалась и ко времени воцарения нынешнего короля Карла XVI в 1973 году она, равнявшаяся тогда трёмстам тысячам крон (риксдалер был заменен на крону в 1884 году), была в пересчёте на месяцы была уже меньше среднемесячной зарплаты в Швеции. Тем не менее прижимистые шведские депутаты-социал-демократы всё меньше понимали эту строку бюджетных расходов, и в 1983 году правительство Улофа Пальме добилось от короля согласия на ее исключение из бюджета.
А Гваделупа, в отличие от большинства тогдашних и последующих французских колоний по-прежнему принадлежит Франции, являясь ее заморским департаментом. Как и упоминавшийся выше Сен-Бартелеми. Так что следующая песня - не о них:

image Click to view



19 век, Франция, Швеция

Previous post Next post
Up