Прибавление к постам
Убиваемая девушка изображает славянство,
Убиваемая девушка изображает славянство. II .
В первом из этих постов упоминалась статья д-ра Даниеля Вери (Daniel Véri) [1], ссылавшегося между прочим на напечатанную в 1914 г.
Земщиной статью художника
Л.Т. Злотникова, оцифрованную [2] теперь как статьи
Петербургской Газеты [3] и харьковской газеты
Утро [4], перепечатавшей материал московской газеты
Час - относящиеся к этому делу и позволяющие выяснить ошибочные утверждения статьи [2]:
Во-первых, вышеупомянутая ритуальная картина была привезена в Спб. на Осеннюю выставку [5] не в 1908 [2], а в 1907 году [3], [4]. Отмечу, что работы
Л.Т. Злотникова выставлялись и на II-й (1907) [6], [7], и на III-й Осенней выставке (1908) [8], [9], с той разницей, что II-я, с 600 картинами и скульптурами и до 9000 посетителей за 2 месяца работы выставки, была принята спб. печатью (если судить по Новому Времени и Петербургской Газете) гораздо теплее [6], [7], [10]-[12], чем III-я, с 500 картинами и скульптурами [8], [9], [13], [14], причем если в 1907 г. Петербургская Газета, отметив, что картины вообще плохо продаются, сообщила и об успехе художника Н.И. Кравченко, сумевшего продать свою картину аж за 1000 руб. [15], то в 1908 г. та же газета не только раскритиковала III-ю осеннюю выставку, но и напечатала 2 разоблачительные статьи [16], [17], где сообщалось о налаженном в столице и в Москве производстве и продаже подделок под
И.К. Айвазовского,
М.А. Врубеля,
Ю.Ю. Клевера,
И.Е. Репина,
Г.И. Семирадского и др., и о таких же предприятиях в Париже, Берлине и др., где производили и продавали подделки под западноевропейских художников.
Возможно, что по этой причине, т.е. из-за газетной критики участников III-й Осенней выставки (1908),
Л.Т. Злотников и допустил ошибку, решив, что ритуальная картина выставлялась в 1908 г., а не в 1907 г., как было в действительности.
Во-вторых, он не совсем верно передал мнение
А.И. Куинджи, который, по сведениям Петербургской Газеты, не признал
Г.И. Семирадского автором ритуальной картины, решив, что это работа какого-то другого польского художника.
В-третьих, в 1907 г. в известных мне газетах речь шла о
Г.И. Семирадском, т.е. о художнике, работы которого, как было сказано выше, активно подделывались в то время, а не о
М. Мункачи, как о предполагаемом авторе,- которому, как я думаю, авторство приписали только в конце 1910 г., подкрепив это утверждение авторитетом
И.Е. Репина, о чем было сказано в посте
Убиваемая девушка изображает славянство.
В-четвертых, масштаб скандала из-за ритуальной картины в 1907 г., как его описывает
Л.Т. Злотников, кажется мне преувеличенным. Хотя, конечно, необходимо дальнейшее изучение тогдашней прессы, можно сказать, что большие столичные газеты либерального и левого направления, Речь и Товарищ, были заняты вопросами большой политики (выборами, склокой кадетов с эсдеками и т.п.); то же можно сказать и о Новом Времени, чей сотрудник художник
Н.И. Кравченко, бывший, как и
Л.Т. Злотников, участником Осенних выставок, умолчал о ритуальной картине.
1.
Daniel Véri. The Tiszaeszlár Blood Libel: Image and Propaganda.
2.
Злотников Л.Т. «Ритуальная картина». // Земщина. Спб., 1914. №1641, 18.04 (01.05), илл. прил., с. 2.:
Известная картина
Мункачи, изображающее ритуальное убийство ж-дами христианской девушки, не дает, повидимому, спасть сородичам Менделя Бейлиса. Газетные иудеи всеми силами стараются убедить читающую публику, что эта картина совсем не обладает теми огромными художественными качествами, которые признают за нею такие, например, авторитеты в искусстве, как
И.Е. Репин, и что картина эта есть произведение, созданное будто бы с шантажными целями и с желанием возбудить еще большую ненависть к «избранному» племени.
Для ж-дов, конечно, крайне неприятно, что против их кровавых преступлений возвышают свой голос и посвящают свои силы люди даровитые и талантливые; для ж-дов очень неприятно, что мировые художники, ученые, писатели и общественные деятели «осмеиваются» возвышать свой голос против иудейского паразитизма и указывать на их отрицательные свойства; для ж-дов, конечно, неприятна и картина
Мункачи, ибо эта картина слишком сильно, ярко и талантливо передает то чудовищное преступление, в котором обвиняют иудеев.
Картина
Мункачи, снимок с которой помещается в настоящем приложении к «Земщине», имеет свою маленькую историю.
В 1908 году эта картина была привезена из Варшавы на «Осеннюю выставку», устроенную г. Ауэром в Пассаже. Тогдашний владелец ея предполагал,- так же, как и многие другие,- что картина принадлежит кисти знаменитого польского художника
Семирадского. Но затем мнения знатоков разделились и некоторые приписывали ее
Мункачи, а некоторые -
Семирадскому раннего периода его творчества, но все сходились в одном, что картина представляет огромную художественную ценность и безусловно написана большим мастером. К числу восторгавшихся, как искусством, так и темой, взятой для этой картины, принадлежал и покойный теперь известный художник
А.И. Куинджи.
Но в данном вопросе все эти обстоятельства не так важны, а важно то, что как только картина появилась на выставке, то ж-ды немедленно же подняли невообразимый гвалт и в печати, и в обществе. Полетели письма в редакции иудейских газет с протестом и возмущением против содержания этой картины и против устроителя «Осенней выставки» г. Ауэра, не побоявшегося выставить ненравящееся сынам Израиля произведение искусства на обозрение публики. Среди художников, участвовавших на «Осенней выставке», тоже поднялась целая буря: ж-ды и ж-дохвосты требовали самым энергичным образом, чтобы «ритуальная» картина была снята с выставки, а сторона противоположная, к которой принадлежал и пишущий эти строки, защищала от иудейских посягательств свободу художественного творчества и настаивала на неприкосновенности произведения
Мункачи.
Но силы иудейства неисповедимы. Тогда же стали носиться весьма определенные слухи, что местный иудейский кагал снарядил целую депутацию, во главе чуть ли не с
бароном Гершкой Гинцбургом, с требованием убрать ненавистную для ж-дов картину. «Преступная» картина была снята. Победа осталась за иудейством.
Затем эта картина попала в польский клуб, но так как в польском клубе оказалось больше иудеев, чем поляков, то картина вскоре со стены была убрана и поставлена в какой-то темный чулан. Когда клуб прогорел и имущество его пошло с аукционного торга, то вместе с другими вещами была продана и картина
Мункачи. После целого ряда перепродаж она очутилась наконец в руках ея теперешняго владельца, который и принимает всевозможные меры, чтобы уберечь эту картину от уничтожения и порчи со стороны всеуничтожающего кагала.
Вот краткая история картины
Мункачи до настоящего дня. Что с нею будет дальше - неизвестно, но нужно полагать, что ж-ды употребят все силы, не пожалеют никаких капиталов, чтобы заполучить это безусловно большое художественное произведение в свои руки и поступить с ним так, как они обыкновенно поступают со всем тем, что неугодно кагалу, т.е. уничтожить его.
3.
Ритуальное убийство молодой христианской девушки в средние века. // Петербургская Газета. Спб., 1907. №268, 30.09 (13.10), с. 5:
Картину, изображающую ритуальное убийство и принесенную кем-то на «осеннюю выставку», цензура не разрешила выставить. Картина выдается ея владельцем за
Семирадского, но признать ее таковою трудно. Мы вполне разделяем мнение
А.И. Куинджи, который считает автором картины кого-либо из польских художников.
Семирадский писал ярче. Скандальный характер картины увеличивается тем, что физиономия одного старого еврея признается за Ротшильда.
4.
Последняя почта. Интерес к картине. // Утро. Х., 1907. №281, 04 (17).11, с. 3:
Как известно, в Петербурге находится нашумевшая картина
Семирадского «Ритуальное убийство». Картина эта была привезена из Польши, где она хранилась у одного из родственников знаменитого художника, для нынешней осенней выставки. Но владельцам пришлось отказаться от мысли экспонировать ее в виду запрещения цензуры. В настоящее время, как «
Час» слышал, ведутся переговоры о приобретении этой картины одним из петербургских крезов, принадлежащим к союзу русского народа и покупающим ее с тем, чтобы выставить в недалеком будущем в Москве и Одессе. Картина оценивается в 50 тыс. руб.
5. Осенние выставки, организованные братьями П.Д. и Г.Д. Прокопиевыми, именовавшими себя Робертом и Григорием Ауэрами и занимавшимися торговлей картинами («Ауэр П.Д. и Ко») и живописью соответственно, устраивались в Спб. в 1906-1916 гг., см
Северюхин Д.Я. Галерея П.Д. Ауэра и «Осенние выставки». (Фрагмент из книги «Старый и новый художественный Петербург». 2013).
6.
Меценат. Осенняя выставка. // Петебургская Газета. Спб., 1907. №255, 17 (30).09, с. 2: (...)
В залах Пассажа открылась вчера 2 осенняя выставка картин. (...)
Отметим еще (...) сделанную под
Щербова карикатуру
Злотникова (борьба
Брешко-Брешковского с
Лурихом).
7.
Злотников Л.Т. Решительная борьба между г. Брешко-Брешковским и г. Лурихом. [Карикатура] // Петербургская Газета. Спб., 1907. №256, 18.09 (01.10), с. 4.
8.
Художественные вести. // Речь. Спб., 1908. №220, 14 (27).09, с. 5:
14 сентября открывается в Пассаже третья осенняя художественная выставка. Выставляется до 500 номеров. (...) Злотников выставляет целую серию злободневных шаржей.
9.
Икс. Богадельня г. Ауэра. // Петербургская Газета. Спб., 1908. №255, 16 (29).09, с. 2: (...)
Отдел карикатуры представлен довольно интересно. Шаржи на злобу дня Злотникова, Никонова и Зборовского останавливают на себе внимание. Они не вымучены, а оригинальны, обличая в художниках наблюдательность и несомненный талант. (...)
10. Дубль-вэ. Осенняя выставка картин. // Петербургский Листок. Спб., 1907.
№253, 15 (28).09, с. 2;
№254, 16 (29).09, с. 3.
11. Кравченко Н.И. Вторая осенняя выставка картин. // Новое Время. Спб., 1907. №11326, 23.09 (06.10), с. 3; №11332, 29.09 (12.10), с. 4; №11347, 14 (27).10, с. 4.
12. Кравченко Н.И. Художественная хроника. // Новое Время. Спб., 1907. №11383, 19.11 (02.12), с. 3.
13.
Злободневные штрихи. Осенняя выставка. Покупка и продажа подержанных картин Ауэра. [Карикатура] // Петербургская Газета. Спб., 1908. №260, 21.09 (04.10), с. 8.
14. Кравченко Н.И. III-я осенняя выставка. // Новое Время. Спб., 1908. №11712, 19.10 (01.11), с. 4-5.
15.
Петербургский обозреватель. Эскизы и кроки. // Петербургская Газета. Спб., 1907. №266, 28.09 (11.10), с. 3.
16.
Брешко-Брешковский Н.Н. Фабрика знаменитых картин: Меценаты-профаны.-Бандиты.-Художественные плантатор и негры. // Петербургская Газета. Спб., 1908. №248, 09 (22).09, с. 2.
17.
Икс. Выставка картин «Старые годы». // Петербургская Газета. Спб., 1908. №311, 11 (24).11, с. 2.