Тайна гибели митрополита Филиппа

Sep 02, 2021 10:43

Есть информационный повод для детективного исторического расследования.

"Он сделан на части того места, где была церковь. Это та церковь, где Малюта Скуратов задушил патриарха Филиппа", - сказал Руденя.

"Это только одна из версий", - заметил в ответ Путин.


В самом деле, из каких источников мы знаем, что сотрудник средневековых спецслужб Г. Л. Скуратов-Бельский ликвидировал Ф. С. Колычёва?

1. В "Синодике опальных" есть описания совершённых лично Скуратовым казней, но к Филиппу это не относится. В ранних списках Синодика опальных имя митрополита - отсутствует. Появляется только в кратком списке опальных духовных лиц, предпосланном позднему списку Синодика Московского Богоявленского монастыря аж 18 века, когда версия Жития уже широко распространилась.
2. Вполне вероятна версия митрополита Иоанна Снычёва о том, что Филипп уже был убит ко времени прибытия Скуратова в монастырь. "Он послал к Филиппу своего доверенного опричника Малюту Скуратова за святительским благословением на поход и, надо думать, за пояснениями, которые могли пролить свет на «новгородское дело». Но Малюта уже не застал святителя в живых. Он смог лишь отдать ему последний долг, присутствуя при погребении, и тут же уехал с докладом к царю".
3. Если Скуратов, действительно, обнаружил тело Филиппа, умершего от угарного газа, то это обычнейший способ убийства в то время. Дымом пытались уморить преподобного Максима Грека. Его писца Селивана тем же способом убили. «Того Сильвана же для (из-за) Максима в дым повесили и дымом уморили.» (см Рукописи синодальной библ.ч2 т2 с579) Это же и в другой рукописи того времени: «Сильван …заточен на Волоце Ламском во Иосифове монастыре и… в дыму задушен, скончаси.»(Рукописи Соловецкой бибиотеки»Казанск.дух.ак.ч1с163) В 1588 году в своей келье был удушен угарным газом И. П. Шуйский.
4. В 1591 году мощи преподобного Филиппа послали из Отроч Успенского монастыря в Соловецкий монастырь. Тогда-то и появился текст Жития святого с версией о том, что Филиппа задушил Скуратов. Но о свидетелях ничего не сообщается. От кого пошла эта версия? От людей, приставленных к Филиппу в Отроч Успенском монастыре, то есть, тех самых людей, которых Скуратов ранее обвинил в смерти митрополита: «небрежениемъ вашимъ Филиппъ-митрополитъ умре от неистовства зноя келѣйнаго»? Мягко говоря, необъективные свидетели.
5. Летописи: «Филипп митрополит во опале скончался от Малюты Скуратова во Твери граде в монастыре Отрочи, и погребен тамо» (Список Соловецкого летописца из Национальной библиотеки Республики Карелия, датируется второй половиной 1790-х гг.); «И конец жития сего прият от Малюты Скуратова» (Мазуринский летописец, ок. 1682 г.); «Того же лета идучи во Тверь царь и великий князь Иоанн Васильевич затушити велел старого митрополита Филиппа Московского» («Новгородская Третья летопись», ок. 1682 г.), очевидно, пересказывают версию Жития.
6. Алексей Михайлович при перенесении мощей Филиппа упрекал Грозного только в изгнании святого: «Еще молю тебя и желаю пришествия твоего сюда, чтобы ты разрешил согрешение прадеда нашего, царя и великого князя Иоанна, совершенное против тебя нерассудно, завистью, несдержанною яростью, ибо твое на него негодование как бы нас делает сообщниками его злобы. Хотя я и не повинен в досаждении тебе, но гроб прадеда постоянно убеждает меня, приводит в жалость; слушая о твоем житие и страданиях, мучаюсь совестью, что ты со времени изгнания твоего и доныне пребываешь вдали от твоей святительской паствы. И ради этого преклоняю сан мой царский за согрешившего против тебя, да отпустишь ему согрешение своим пришествием к нам, да подашь ему прощение и тем да уничтожится поношение, которое лежит на нем за твое изгнание».

16 век, Россия

Previous post Next post
Up