Сильно развитое конокрадство

May 31, 2019 19:10

Дмитрюков И.И. Конокрадство. (Письмо в редакцию). // Новое Время. СПб., 1910. №12427, 16 (29).10, с. 13.
   Бывший недавно в Москве съезд коннозаводчиков, к сожалению, не затронул одного весьма существенного вопроса в деле улучшения крестьянской лошади - вопроса о борьбе с конокрадством. Между тем сильно развитое конокрадство всегда будет служить серьезным препятствием к улучшению крестьянской лошади. Из бесед с крестьянами неоднократно приходилось слышать, что хорошей лошади иметь нельзя, так как все равно ее уведут конокрады. Факты подтверждают это опасение: обыкновенно лучшие лошади в селении исчезают безследно. Еще недавно по инициативе преимущественно крестьянских депутатов проведен закон об усилении наказуемости конокрадов. Как и следовало ожидать, одно усиление репрессии не могло повлиять на уменьшение числа преступлений, именуемых конокрадством. И при увеличении репрессии безнаказанность преступников по обнаружению виновных осталась без изменения. К такому выводу приводит наблюдение на местах. Из бесед с одним из судебных следователей оказалось, что количество возникающих дел о конокрадстве не уменьшилось, а обнаружение виновных совершенно отсутствует. Из 60 дел по одному небольшому уезду только по двум были обнаружены преступники и то с довольно слабыми доказательствами. Остальные же 58 дел направлены к прекращению. Дерзость же конокрадов пожалуй еще увеличилась: крадут с поля, крадут из запертых помещений и даже угоняют лошадей в упряжи с ярмарок и базаров. Тот же следователь указал, что розыск полиции ниже всякой критики. Таким образом при наличии стройной организации конокрадов наблюдается слишком слабая, разрозненная деятельность полиции. Розыск обыкновенно не идет далее чисто формального отношения - сообщения о краже лошадей в соседние полицейские управления, которые обыкновенно, не предпринимая никаких действий, ограничиваются стереотипным ответом, что по тщательном розыске виновных не обнаружено. Между тем трудно себе представить, чтобы бдительная полиция, представители коей имеются в каждой волости, т.е. относительно в небольшой административной единице, не могла раскрыть притонов конокрадов. Мне известен случай, когда в одном уезде еще при действии старого закона об ответственности конокрадов, благодаря энергии станового пристава, конокрадство было почти совершенно уничтожено, так как почти и один случай не оставался не обнаруженным. Следовательно, даже при наличности существующей организации полиции возможно успешно вести борьбу с конокрадством, если только на это будет обращено серьезное внимание как центрального правительства, так и местного.
   Если в Г. Думе вырвался вопль народа при разсмотрении законопроекта об усилении ответственности конокрадов, то странно, что правительство не вняло этому воплю и не приняло самых энергичных мер для борьбы с этим злом. А между тем это зло все растет и с насаждением хуторского хозяйства, когда присмотр за лошадьми будет затруднительнее, может принять прямо угрожающие размеры. Никакие меры по улучшению крестьянского коневодства не могут достигнуть цели, если агенты правительства не откроют самой серьезной борьбы с конокрадством.
Урусов С.П. Еще о конокрадстве. (Письмо в редакцию). // Новое Время. СПб., 1910. №12430, 19.10 (01.11), с. 4.
   В №12427 «Нового Времени» от 16 сего октября помещено письмо члена Г. Думы И. Дмитрюкова о конокрадстве. Письмо это начинается с сожаления, что недавно бывший в Москве съезд коннозаводчиков не затронул весьма существенного вопроса о конокрадстве. Если бы это было так, то действительно это было бы непростительно, но на самом деле это было иначе, и вопросу о конокрадстве было отведено достаточно места в моем докладе.
   О конокрадстве, этом ужаснейшем биче нашей деревни, говорилось и писалось вообще очень много, но к сожалению ничего существенного еще сделано не было для борьбы с этим злом, а теперь, надо надеяться, подумают и об этом.
   Достаточно заглянуть в статистические сведения мировых судей и земских начальников, чтобы понять, как велики размеры конокрадства и как часты печальные факты крестьянского самосуда над конокрадами.
   Беречь, холить, убиваться в продолжение нескольких лет для того, чтобы лихой человек выхватил у тебя в момент, когда ожидается получение вознаграждения за труд, невыносимо даже и всевыносящему Славянину.
   Целая сеть конокрадов, пристанодержателей, передатчиков и укрывателей с Цыганами и Евреями раскинулась по всей земле Русской, начиная с самых укромных уголков глуши, до крупных центров конского внутреннего и внешнего сбыта. Только непрактичный хозяин станет отыскивать свою собственность или судиться с человеком, на стороне которого доброжелательность его шайки, громадность наших разстояний, полицейская неурядица в деревне, судейская формальность, гуманность законов, наша собственная халатность и т.д., до «красного петуха» включительно.
   Так как конокрадство неодинаково распространено по всей империи, то необходимо законы о конокрадстве изменить сообразно местным условиям. Влияние общества на своих односельчан нельзя отрицать, а потому было бы целесообразно лиц, обвиненных судом в конокрадстве, приеме краденого, укрывательстве или сбыте, карать по всей строгости законов и по отбытии наказания препровождать в свои общества под надзор, в случаях рецидива виновных вновь привлекать к ответственности, а общество подвергать за своего односельчанина штрафу, в размере хотя бы пяти коп. с души на благотворительные нужды деревни. За совершение же кражи в третий раз виновного выселять немедленно в места не столь отдаленные, и такое выселение обязательно производить за счет государственного казначейства.
   Вот, что предлагалось обсудить по вопросу конокрадства первому всероссийскому съезду коннозаводчиков в Москве.

1900-e, 1910-e, Россия

Previous post Next post
Up