400 лет назад в Богемском королевстве

May 27, 2018 22:06

На этой неделе 23 мая случился 400-летний юбилей события, известного, как Вторая Пражская дефенестрация - выкидывание восставшими пражанами королевских чиновников из окна королевских чиновников из окна Пражского Града, королевского дворцового комплекса в Праге. Подобно Первой Пражской дефенестрации, случившейся в 1419 году и ставшей отправной точкой Гуситских войн (еще аналогичное событие имело место в сентябре 1483 года, отчего рассматриваемое иногда именуют третьей дефенестрацией), она также дала старт грандиозному многолетнему вооруженному конфликту, затронувшему практически всю Европу, не исключая России - Тридцатилетней войне 1618-1648 годов.

Дефенестрация (картина художника Карела Свободы)
И дефенестрация, и последовавшая за ней война стали следствием целого клубка противоречий, накопившихся в Европе за предшествующие десятилетия. Во-первых, конечно же конфликт между католиками и протестантами и европейскими государями, придерживавшимися той ли другой религии: с тех пор, как в октябре 1517 года Мартин Лютер прибил к дверям Замковой церкви в Виттенберге свои тезисы , многие из этих государей разглядели в новом учении инструмент для округления своих владений за счет церковных земель. Так, в 1525 году великий магистр Тевтонского ордена «приватизировал» владения этого ордена на южном берегу Балтийского моря, положив начало Прусскому герцогству, а через несколько десятилетий то же сделает его ливонский коллега Кетлер, положив начало герцогству Курляндскому. Растаскивание церковных земель шло по всей Священной Римской империи. Правда, в 1547 году императору Карлу V и брату его Фердинанду удалось в ходе так называемой Шмалькальденской войны разбить и обуздать князей-протестантов, но уничтожить протестантскую партию в империи полностью они не смогли. В итоге в 1555 году был подписан т.н. Аугсбургский религиозный мир, легализовавший лютеранство - правда, только для князей и имперских городов, их подданным ничего не оставалось, как следовать вероисповеданию своего властителя (знаменитый принцип «чья земля - того и вера»). Исключение было сделано для князей духовных - епископов и архиепископов: во избежание повторения альбрехтова финта с Пруссией этим полагалось в случае, если они перейдут в лютеранство, сдать епископскую кафедру и управление соответствующим духовным княжеством преемнику-католику (т.н. духовная оговорка). Однако в реальности епископы, особенно те, которые по распространенной в средние века практике происходили из семейств, правивших соседскими княжествами, на это правило поплёвывали - при поддержке родственников переходили в лютеранство и делились епархиальными доходами не с римским папой, а с ними, так что на деле ползучая приватизация («секуляризация») церковных владений продолжалась.
Кроме того, распространение нового учения получило среди дворян помельче и горожан - как способ сделать козью рожу своим королям. Не стало исключением и Богемское королевство, королями которого, с тех пор, как в 1526 году после гибели короля Венгрии и Богемии Лайоша в Мохачской битве с турками был избран вышеупомянутый Фердинанд (в дальнейшем - император Фердинанд I) становились императоры-Габсбурги. Преемники Фердинанда Максимилиан II (по некоторым сведениям - сам тайный лютеранин) и Рудольф II (имевший репутацию полусумасшедшего мистика и чернокнижника, при дворе которого, находившегося как раз в Праге - благодаря чему чехи до сих пор гордо именуют ее столицей Священной Римской империи - кормились толпы шарлатанов, как впрочем и серьезных ученых, таких как Кеплер например, кстати лютеранин) распространение протестантизма в Богемии терпели и надавали протестантам всяких привилегий: в регионе продолжалась турецкая экспансия, надо было держать фронт против бусурман, так что внутреннее спокойствие дороже (появилась даже поговорка: «В турчанине счастье лютеранина»). В 1609 году Рудольф издал свой «Маестат» - указ, уравниваший в Богемском королевстве в правах с католиками не только лютеран, но и представителей других протестантских течений.

Фердинанд Штирийский, будущий император Фердинанд II
Совсем другого мнения по этому вопросу придерживался их двоюродный брат эрцгерцог Фердинанд Штирийский. Этот принц хоть и был плодом вопиющего инцеста - его папа и мама приходились друг другу дядей и племянницей! - не вышел ущербным ни физически, ни умственно. Напротив это был решительный и умный государь, быстро сумевший показать в своих землях дворянам вообще и дворянам-протестантам в частности, кто здесь главный. Он яростно изгонял из своих земель протестантов (ему приписывается фраза: «Лучше править пустыней, чем землёй, полной еретиков»), сносил протестантские кирхи и сжигал протестантскую литературу. Не церемонился он и с другими сословными и региональными привилегиями, гордо именуя себя «принцепс абсолютус» («абсолютный властитель»). Однако своими владениями он ограничиваться не собирался: закорешившись с другим своим двоюродным братом - герцогом Максимилианом Баварским - он принялся давить протестантов всюду куда мог дотянуться. Так, в 1607 году баварцы Максимилиана захватили богатый протестантский вольный город Донаувёрт. В следующем году на имперском рейхстаге он потребовал от князей-протестантов вернуть церкви все ее земли, захваченные ими со времен Аугсбургского мира.
Протестанты решили объединяться: 14 мая 1608 года шесть протестантских князей, собравшихся в Аухаузене, заключили между собой союзный договор для совместной обороны своих земель. Этот договор, к которому вскоре присоединились еще два десятка князей и вольных городов, положил начало Протестантской или Евангелической унии - военно-политическому блоку протестантских княжеств Священной Римской империи. Лидером этого блока стал курфюрст Фридрих IV Пфальцкий, а затем его сын Фридрих V, зять английского короля Якова I Стюарта ( потомки этого брака сами станут монархами Британской империи), кальвинист по вероисповеданию (распространялась ли на кальвинистов привилегия Аугсбургского мира, было неясно, но поскольку кальвинистов поддерживала богатая Голландия, многие князья, включая бранденбургских Гогенцоллернов, избрали эту конфессию), юноша тонкого эстетического вкуса и больших амбиций. Поддержал Унию и другой воинствующий кальвинист - князь Мориц Оранский-Нассау, правитель упомянутой Голландии.


Фридрих Пфальцкий и его жена Елизавета Стюарт
Стали объединяться и князья-католики: в следующем 1609 году, группа князей и епископов, съехавшись на конференцию в Мюнхене, объявили о создании союза «для защиты католической веры и имперского мира» под председательством упоминавшегося герцога Максимилиана. Этот союз в дальнейшем тоже расширится и будет известен, как Католическая лига. В 1613 году к Лиге присоединятся эрцгерцог Фердинанд и другой Габсбург - Альбрехт, штатгальтер Испанских Нидерландов ( нынешней Бельгии ), также формально входивших в состав Империи. Таким образом Империя распадется на два противостоящих военно-политических блока, что как известно может быть чревато большой войной.
На эти распри накладывался раздор в благородном семействе Габсбургов: император Рудольф II сцепился со своим братом, венгерским королем Матяшем II, базировавшимся по соседству в Пожони (как называли этот город венгры, немцы называли его Пресбург, сейчас он известен как Братислава). Заручившись поддержкой богемских оппозиционеров, Матяш спихнул Рудольфа сначала с богемского престола, а потом, в 1612 году - и с имперского, став императором Маттиасом I и единственным (в нашей литературе его часто называют Матвеем). Проблема, однако, была в том, что ни у Рудольфа, ни у Маттиаса не было детей, соответственно преемника надо было искать среди других Габсбургов. Представители этого семейства посовещались и решили двинуть Фердинанда - он сдюжит.
Богемские протестанты схватились за голову. На собравшемся в июне 1617 года на богемском сейме - съезде богемских сословий, собравшемся для утверждения Фердинанда наследником, их делегаты во главе с графом Генрихом Маттиасом Турном решительно протестовали, но император всё-таки продавил нужное решение, а Турна лишил должности коменданта королевского замка Карлштейн. Уже 5 июня 1617 года Маттиас передал Фердинанду корону Богемии, а в июле - также Венгрии и Хорватии, оставшись просто императором.


Рудольф II и его брат Матвей (Маттиас)
Воцарившись в Богемии, он взялся действовать в своем духе и начал с того, что запретил строить протестантские кирхи в землях, которые принадлежали церкви (протестанты считали эти земли королевскими, то есть государственными), а вскоре принялся сносить уже возведенные и арестовывать пытавшихся защитить их прихожан. Протестанты пожаловались императору Маттиасу, но тот их попросту послал, причем письменно - присланное им письмо было настолько грубым, что адресаты кайзера не поверили своим глазам: распространился слух, что на самом деле письмо написал не император, а его пражские прихлебаи-наместники - Вилем Славата из Хлума и Ярослав Боржита из Мартиниц (оба, стоит заметить, этнические чехи, тогда как вожди протестантов по преимущству были немецкого происхождения).
Протестанты решили действовать. 22 мая 1618 года их вожди, собравшись во дворце Яна Альбрехта Смиржицкого в Праге, они приняли решение силой изгнать королевских наместников из Праги.
Утром 23 мая 1618 года протестантские протестанты (пардон за тавтологию) «большими группами, в каретах, на лошадях и пешком» двинулись к Пражскому Граду. Они ворвались в Людвигово крыло королевского дворца, где заседали королевские чиновники, в том числе упомянутые Славата и Боржита. На них инсургенты и обрушили свой гнев: был устроен импровизированный суд, они были признаны агентами врагов Богемского королевства и государственными изменниками и приговорены к смерти через дефенстрацию (выкидывание в окно, фенестру по-латыни). Первым полетел Боржита. По легенде он прокричал: «Иисус, Мария, помилуйте меня!», на что один из присутствующих усмехнулся: «Конечно, только она его теперь и помилует!». Через минуту выглянув в окно он с удивлением увидел, что несмотря на падение с весьма большой высоты (чуть ли не 20 метров) Боржита остался жив, он воскликнул: «О Боже! Она его помиловала!».
Следом полетели Славата и писарь Фабрициус - но они тоже остались живы. Объяснение этому феномену у католиков и протестантов было различным: первые утверждали, что советникам помогли ангелы Божьи, а вторые - что эти советники плюхнулись на кучу навоза (самое место этой куче под окнами королевского дворца!).


Чудесное спасение пражских чиновников и крыло королевского дворца в Праге, из окна которого их выкинули
Уцелевшая троица чиновников добралась до дворца графини Поликсены из Лобковиц, которая их там спрятала, решительно отказавшись выдавать его новым властям. Позже они скрылись в Баварии.
Мятежники взялись за обустройство новой власти. Было создано временное правительство - Директория из тридцати делегатов сословий, начато формирование армии, главнокомандующим («генерал-лейтенантом») которой стал граф Турн. Начали вооружаться и роялисты - их формирования возглавил богемский дворянин Альбрехт Валленштейн, которого надвигающаяся война вознесет на невиданные вершины, а затем погубит.
Зависимое от Богемской короны маркграфство Моравия тоже под шумок попытается провозгласить независимость, но весной 1619 года войска графа Турна захватят ее столицу Брно и приведут мораван к покорности.

Граф Генрих-Маттиас (Йиржи-Матиаш) фон Турн, один из вождей Богемского восстания
Император Маттиас и король Фердинанд заняли выжидательную позицию, первоначально склоняясь к компромиссу с повстанцами. Осенью они всё же двинули в Богемию войска под командованием генерала Бюкуа, которые 9 ноября 1618 года столкнулись с армией Турна при Ломнице и были принуждены уступить - так состоялась первая битва Тридцатилетней войны.
20 марта 1619 года Маттиас умер, новым императором был предсказуемо избран Фердинанд, ставший императором Фердинандом II.
В июле 1619 года в Праге собралась Генеральная ассамблея земель Богемской короны, которая 31 июля 1619 года приняла новый конституционный закон страны: Богемское королевство превращалось в конфедерацию из пяти провинций, в которую помимо Богемии и Моравии должны были войти также зависимые от короны святого Вацлава Силезия (нынешняя юго-западная часть Польши) и две Лужицы - Верхняя и Нижняя (они же Лузации, они же Лаузитц - области в юго-восточном углу восточной части нынешней Германии, в значительной степени славяноязычные). Возглавлять конфедерацию должен был король - но сугубо выборный и ненаследственный. В августе того же года Ассамблея наконец низложила Фердинанда и занялась поисками нового короля. Первоначально склонялись к кандидатуре курфюрста Иоганна-Генриха Саксонского, но тот не захотел ссориться с императором.

Предполагаемая территория Богемской конфедерации - сама Богемия (красным) и примкнувшие к ней Моравия, Силезия и Лужицы (розовым)
Тогда решили обратиться к Фридриху Пфальцкому, и, несмотря на то, что тот был кальвинистом, а таковых в Богемии не наблюдалось, 26 августа 1619 года, как раз на его 23-летний день рождения, избрали его богемским королем. Соратники Фридриха по Протестантской унии решительно отговаривали Фридриха от принятия короны, резонно полагая, что это может повлечь превращение богемского восстания из локального конфликта в общеимперскую войну между католическим и протестантскими князьями. Но молодому горячему Фридриху перспектива стать королём вскружила голову и он согласился (существует мнение, что на самом деле его подбила на это его жена Елизавета Стюарт, которой страсть как хотелось стать королевой), и несмотря на все уговоры коллег-князей не лезть куда не надо, и на заявление союзников-голландцев, что они не будут ему помогать, он 24 сентября 1619 года объявил, что принимает корону.
4 ноября 1619 года в соборе Святого Вита в Праге он был коронован короной Святого Вацлава.
Тем же летом против Фердинанда восстали венгры во главе с Габором Бетленом и даже австрийцы из Верхней и Нижней Австрии, бывших владений покойного Маттиаса. Осенью того года войска Бетлена и Турна осадили Вену.
Казалось бы величию дома Габсбургов приходит конец, но Фердинанд проявил чудеса изворотливости. Во-первых он гарантировал австрийским дворянам-лютеранам свободу вероисповедания, и тем привлек их на свою сторону. Во-вторых он заключил союз с Максимилианом Баварским, пообещав ему часть владений поганца Фридриха Пфальцкого и его курфюршеский титул. Кроме того, Фердинанд обязался возместить Максимилиану все военные расходы, передав в залог земли Верхней Австрии. Таким образом он заручился поддержкой Баварии и всей Католической лиги, которую возглавлял герцог. Кроме того, он связался с другим воинствующим королем-католиком - Сигизмундом III Польским, который отправил в Венгрию казаков, что заставило Бетлена уйти из-под Вены (в результате вскоре оттуда ушел и Турн).
Теперь можно было разобраться с богемцами. В 1620 году соединенная армия имперских войск под командованием Бюкуа и войск Католической лиги под командованием фельдмаршала Тилли двинулась на Богемию. 8 ноября 1620 года произошла знаменитая битва при Белой Горе - событие с которым чехи традиционно связывают утрату своей независимости и попадание в трёхсотлетний австрийский плен. Богемцы были наголову разбиты, Фридрих с супругой, бежал из страны, в которой процарствовал год (получив прозвище «Винтеркёниг» - «король на одну зиму»), войска Тилли вступили в Прагу.
С побежденными Фердинанд не церемонился. Активисты повстанцев, не успевшие скрыться (как граф Турн), были отданы под суд, 27 из них 21 июня 1621 года были обезглавлены или повешены (часто с предварительным отсечением рук, языков и других частей тела) на Староместской площади в Праге. 11 отрубленных голов после этого десять лет хранились в железной клетке на Карловом мосту в Праге, пока не были захоронены захватившими на время Прагу протестантскими войсками. Затем Фердинанд обрушился на протестантское сообщество: сначала кальвинисты в 1622 году, а через несколько лет и лютеране были принуждены либо обратиться в католичество, либо покинуть страну. Их владения были распределены между сторонниками Фердинанда. В результате Чехия стала преимущественно католической страной, в которой протестанты составляли незначительное меньшинство.


Битва при Белой Горе и ее последствия - казнь на Староместской площади
21 января 1621 года Фердинанд издал указ, в котором объявлял Фридриха Пфальцкого изменником и нарушителем имперского мира и конфисковывал все его владения и титулы значительная часть которых вместе с курфюршеским титулам была, как и обещано, отдана Максимилиану Баварскому. Фридрих бежал в Голландию. В начале 30-х годов он присоединится к вторгшимся в Германию войскам шведского короля Густава II Адольфа в надежде с их помощью вернуть себе владения, но заразится чумой и умрет в Майнце 1632 года. Его сыну Карлу-Людвигу по условиям завершившего Тридцатилетнюю войну Вестфальского мира будет возвращена часть владений и курфюршеский титул (но таковой будет сохранен и за Максимилианом Баварским, в результате курфюршеств в Священной Римской империи станет не семь, как издревле, а восемь, позже добавятся еще). Его сын Рупрехт (принц Руперт) переберется в Англию, где прославит свое имя в военном деле и во многих других областях, а дочь София, как уже говорилось, станет прародительницей британских монархов.

17 век, Средние Века, Чехия, Австрия

Previous post Next post
Up