Вятские крестьяне на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. 1923 г.

Sep 22, 2017 22:10

Оригинал взят у a_kuryatkov в Вятские крестьяне на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве. 1923 г.



Агитплакат. Фото из альбома cocomera

Первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка была открыта 19 августа 1923 года
В самом конце августа ее посетила группа крестьян  из Вяткской губернии. Вместе крестьянами на выставке побывал молодой журналист "Вятской правды"  Константин #Алтайский.*

* * *В холодное, росное утро мы в Москве. Мы -  это 400 с лишним вятских экскурсантов.



Москва. Платформы Ярославского вокзала. Фото с сайта  pastvu.com

Высадились на Ярославском вокзале - гурьбой высыпали на платформу. В глаза лезут по-московски бойкие лозунги-

"Побывай в уголке Ильича",
"Купи золотой заем!"
"Учись на выставке".



На вокзале - образцовый, европейский порядок. Все на месте: от носильщиков с бляхами до плевательниц. Все делается быстро, точно, умело. Справочное бюро дает точные справки. Уполномоченные главвысткома - живо  берут под  опеку приезжающие группы.



Москва. Здание Ярославского вокзала.

Через несколько минут - экскурсанты на трамваях. Загрохотала, закричала Москва, ринулась в глаза пестрым потоком вывесок, реклам, афиш, завертела движением, ослепила, очаровала.
Жизнь бьет ключом. Улица живет полной жизнью большого европейского города.

Дальнейшие наши похождения:



С трамвая - в московские бани. Из бани - в чистые, просторные общежития, радушно приготовленные рабочими Замоскворецкого района.  Некоторые в день приезда побывали уже на выставке.

Теперь  о выставке.
Я пишу о том, что бросается в глаза...
       

Вообразите - все цвета радуги. Сгустите их до сильных, ярких, насыщенно цветных тонов.  Этими тонами нарисуйте грандиозные здания, статуи, арки, мосты.
Получится сказочный, обрызганный многоцветными отливами город, напоминающий восточные фантастики Шахразады.  Такова выставка с первого же взгляда.
Но это только декорация - главное там, внутри.

Входите: гигантская бронзовая статуя рабочего с молотом, а рядом- крестьянин под тяжестью золотых снопов.  Так пролетарское искусство символизирует смычку.



Несколько фотографий в черной рамке из журнала  lobgott

Недалеко от входа - огромный, сотканный из живых  цветов Ильич - смотрит сощуренным взглядам на выставку и вот-вот улыбнется...

Качаются головки цветов. Бегут вдаль - к павильонам дорожки...  Наверху колышутся флаги. Птицей реет Юнкерс. Закидывают крестьяне головы, разевают рты:
- Ого, штука. Как-то невольно лезет в голову конец поэмы Вл. Маяковского «Воина и мир» - где все страны несут человеку лучшее свои дары.

Так и тут. Раскрепощенные, воскресающие экономически  страны СССР принесла лучшее - плоды, злаки, ископаемые, скот,   искусство свое,  опыт свой.

Две России столкнулись:  старая, одетая в посконь, и новая - в ярких ситцах, свободная от гнета дедовской трехполки.



Демонстрация сельхозтехники у Главного дома. 1923 г.

Вот она - в павильоне с.-х. машин: В зелени, на солнышке, приковал глаза крестьян трактор, а недалече стоит убогая из Пермской губернии сошенка...



Двор Пермской губернии Кунгурского уезда

Увидел ее, ходивший с нами крестьянин, после осмотра трактора и плугов - в сердцах сплюнул и выругался...

Это значит - тронула выставка нутро крестьянское...  Павильоны - манят.   Много, много их... Вот идет ряд  конюшен, свинарников, коровников.



Чум остяков

Дальше раскинуты кусочки СССР - ойратская юрта, остяцкое жилье, енисейский шалаш, татарская сакля, чувашская хата, самоедский стан... "Дикие" народности представлены в их обыденной жизни. Сидят в своих шалашах - пьют, едят, работают над шкурами - а детвора косоглазая возится с собаками...



Павильон Дагестанской АССР

Побывав на выставке - обязательно узнаешь весь СССР... Дальше, дальше тянет выставка. Огромный павильон в зелени - белесый, с бледными зарисовками, а на нем тонко выведено: „Беларусь".



Павильон Украiна

Яркими полотенцами опоясана вывеска другого вместилища: "Украина".

Направо - высятся белоснежные мусульманские    сооружения



Павильон Киргизской Республики.

- Кирреспублика, с юртами, верблюдами и маралами. Восточная орнаментика, ковровые росписи, замысловатая, вычурная архитектура - Туркестан...

А тут, неподалеку, маленький, высокий, стрелой метнулся в небо, павильончик и вычерчено -



„Известия ЦИК СССР", павильон с чудесами графиков и диаграмм.  Лес, мелиорация, поле, металлургия, текстильная промышленность.



Павильон Главрыба

Главрыба - все это целые павильонищи в вятский квартал величиной...

А ночью...
Красный электрический свет...  Огромная арка... Красноармейская звезда... Вся арка расцвечена   разноцветными огнями, а над ней звезда алая, живая, переливающаяся...
Арка вырывает "ахи" около нее толпы. Уйдёшь с выставки, насыщенный ярчайшими впечатлениями, а она как бы вновь стоит перед глазами.

К. Алтайский
_______________________________



*Константин Николаевич Алтайский-Королёв (1902- 1978)

Родился в Сызрани, в 1920 году,занимал должность ответственного секретаря Союза Швейников.  Первое стихотворение «Павшим» напечатали  в газете «Сила труда».
Позднее стихи печатались в газете «Сызранский коммунар».
Весной 1922 года был направлен в город Усть-Сысольск, но по дороге между Вяткой и Котласом заболел и очнулся от бредового состояния в здании Вятского губкома партии.
Поправившись, работал  в «Вятской правде». В Вятке вышли первые тоненькие книжки  стихов Алтайского. С этого периода начал печататься в некоторых московских журналах («Рабоче-крестьянский корреспондент», «Кузница», «Комсомолия» и других).
Руководил в Вятке литературным и рабкоровским кружками.
Уехал из Вятки весной 1926 года в город Калугу, где работал в газетах до 1933 года. Начиная с 1936 года, переводил казахских поэтов и, особенно, Джамбула.
В 1938 году был арестован и осужден по доносу Андрея Семенова (Алдана).
Освободился в 1944г.  В марте 1949 повторный арест, освобожден из ссылки в 1954. С 1954 года в Москве.

РФ, 1920-e, СССР

Previous post Next post
Up