История пани Лидии. Глава 19.

Aug 18, 2017 13:00

Оригинал взят у 20history в История пани Лидии. Глава 19.
А дальше жизнь пошла своим чередом. После пребывания в СССР Лидия вернулась в Освенцим, где через несколько месяцев родила сына. Мальчика назвали Витольдом. Он рос очень неспокойным, врачи говорили об отклонениях в психическом развитии. Впоследствии Лидия узнала, что проблемы со здоровьем её сына связаны с концлагерем. Пребывание в Аушвице негативно сказалось не столько на матери, сколько на её ребёнке. Этот феномен, кстати, наблюдался у многих бывших узников нацистских концлагерей.

С годами общественный интерес к судьбе пани Лидии утих. Главная сенсация уже произошла - потерявшаяся девочка нашлась много лет спустя. Яркие события 1962 года сменились повседневностью последующих лет. Лидия и Артур перебрались в собственную квартиру, растили сына, работали. Время от времени ездили к Бочаровым в Енакиево. Как вспоминала впоследствии пани Лидия, обстановка в этом шахтёрском городке её очень угнетала. Летний зной, грязный воздух и обшарпанность города не располагали к длительному пребыванию, даже несмотря на теплоту встреч с родными. Именно поэтому Лидия старалась выбираться из Енакиево и путешествовать по Советскому Союзу. Благодаря Анне Бочаровой, ей доставались путёвки на Чёрное море, в Крым и на Кавказ. В обратную дорогу Анна передавала дочери столько всего, что, как позднее вспоминала Лидия, полвагона занимали только её сумки с продуктами.

Феномену «детей Освенцима» были посвящены несколько фильмов в СССР и в Польше. Первый из них - польский короткометражный документальный фильм 1963 года Dzieci z rampy (реж. Анджей Пекутовский). Фильм посвящен судьбам детей, усыновленных и удочеренных польскими гражданами после Второй мировой войны. В кадре появляется польская мама Лидии и рассказывает о том, как девочка играла в концлагерь с детьми во дворе. После этого сама Лидия, которой на момент интервью было уже двадцать с небольшим, говорит о встрече со своими биологическими родителями в Советском Союзе и называет причины, по которым она решила после этой встречи всё-таки вернуться в Польшу.





Источник: фильм "Dzieci z rampy", Польша, 1963 г.

Спустя четыре года в Польше вышел художественный фильм Julia, Anna, Genowefa… (реж. Анна Соколовска). В фильме рассказывается вымышленная история двадцатипятилетней Анны из Лодзи, которая узнаёт, что во время войны её забрали из детского дома и удочерили. Узнав это, Анна начинает поиски своей биологической матери. В ответ на телевизионное объявление объявляются разные люди со всей страны, которые считают Анну своей дочерью, пропавшей во время войны. Для одних она Анна, для других - Юлия, для третьих - Геновефа. В конце концов, Анна встречается с Лидией из Освенцима (пани Лидия в фильме сыграла саму себя), которая нашла своих биологических родителей в Советском Союзе после 17 лет разлуки. Лидия делится с Анной тем, как тяжело было ей принять факт существования родителей приёмных и биологических. Она советует Анне не продолжать активные поиски, потому что душевного спокойствия это ей не принесёт.





Источник: фильм "Julia, Anna, Genowefa", Польша, 1967 г.

Самый известный фильм, посвящённый «детям Освенцима», - без сомнения, советско-польский художественный фильм 1974 года Помни имя своё (реж. Сергей Колосов). В основу фильма положена реальная история узницы Аушвица Зинаиды Муравьёвой и её сына Геннадия. Мальчик, разлучённый с матерью в концентрационном лагере, был отправлен в детский дом и усыновлён воспитательницей Еленой Грущинской. Трогательный фильм рассказывает о трудных поисках пропавшего ребёнка, счастливой встрече и повторном расставании - после встречи с матерью Геннадий решил вернуться в Польшу. История очень напоминает судьбу пани Лидии - девушка даже упоминается в одном из эпизодов фильма, когда речь идёт о семье Бочаровых, которым посчастливилось найти свою дочь, много лет назад пропавшую в Аушвице.









Источник: фильм "Помни имя своё", СССР-Польша, 1974 г.

Несмотря на тяжёлое детство и невероятную историю с потерянной и найденной семьёй, личная жизнь Лидии мало отличалась от жизни её сверстников, не испытавших на себе ничего подобного. Спустя 12 лет в браке она развелась со своим мужем Артуром, затем вышла замуж ещё раз. Второй муж, Ежи Максимович, был на много лет старше Лидии. Лидия взяла фамилию второго мужа - это была уже четвёртая её фамилия (первые три: Бочарова, Рыдзиковска и Скибицка). Вплоть до смерти мужа, Лидия помогала ему вести небольшой бизнес по продаже автозапчастей. Благодаря своему делу, а также денежной компенсации, выплаченной правительством Германии бывшим узникам концлагерей, паре удалось построить свой дом недалеко от Освенцима. В гости к Лидии иногда приезжали Бочаровы - Анна и её дочери, сёстры Лидии. Алексей Бочаров так ни разу и не приехал в Польшу - поездка стоила немалых денег, и Алексей считал, что матери важнее видеться со своей дочерью, чем отцу.



Лидия и Ежи Максимович.



Справа налево: Ежи Максимович, Лидия Максимович, Анна Бочарова, Витольд Скибицкий.

Родители Лидии в Енакиево и в Освенциме с годами старели и один за другим уходили из жизни. В связи с тяжёлой материальной ситуацией, Лидии не удалось поприсутствовать на похоронах Бочаровых. Их могилы находятся в Енакиево - в городе, который с 2014 года находится в очаге военного конфликта на Донбассе. Неизвестно, в каком состоянии находятся могилы на данный момент.

После смерти Ежи, когда Лидия осталась одна, а сын уже вырос и стал жить своей жизнью, она решила немного пожить для себя. Выйдя на пенсию, она несколько лет путешествовала по миру. Пани Лидия была в Канаде, Израиле, Мексике, Индии и многих других странах.

Сёстры Светлана, Римма и Ольга живут сейчас в Одессе, а сын Витольд и его дети - недалеко от Освенцима. Сейчас, в 2017 году, пани Лидии 76 лет, она живёт в Кракове, где несколько лет назад купила квартиру в новом доме, расположенном в тихом районе города.

Европа, Фото, 1960-е, Польша, СССР, Личности

Previous post Next post
Up