Постъюбилейное: как потеряли Эрзерум

Feb 17, 2016 12:11

Оригинал взят у dfs_76 в Постъюбилейное: как потеряли Эрзерум
Вчера российские блогеры, пишущие на исторические темы, дружно отметили славный юбилей - 100-летие взятия войсками русского Кавказского фронта Первой мировой войны под командованием генерала Юденича крупной крепости Эрзерум на северо-востоке Турции (в следующие два месяца они разовьют успех и овладеют также Трапезундом (Трабзоном), юбилей чего видимо блогеры тоже скоро отметят).
По достигнутым тогда Россией договоренностям с союзниками по Антанте эти районы после войны должны были отойти к Российской империи.
В связи с этим - немного о том, как Эрзерум двумя годами позже вернулся туркам.
В первые месяцы 1917 года Юденич, назначенный командующим Кавказским фронтом, предпринял ряд операций на севере турецкой тогда Месопотамии (нынешнего Ирака) в направлении Мосула, однако в этом не преуспел. Пришедшее же к этому времени в результате Февральской революции к власти Временное правительство требовало от него новых побед, а когда таковых не последовало, обвинило его в саботаже и отозвало с фронта. Новым командующим фронта стал генерал М. А. Пржевальский (двоюродный брат знаменитого путешественника).


Генералы Юденич(слева) и Пржевальский (справа)
Военные триумфы, однако, не ждали и его. Более того, на Кавказском фронте стали всё больше проявляться общие для потреволюционной российской армии симптомы хаоса и брожения, падала дисциплина, усилилось дезертирство…
Усилились и сепаратистские тенденции в закавказских губерниях (Тифлисской, Кутаисской, Эриванской, Елизаветпольской (Елизаветполь - нынешняя азербайджанская Гянджа), Бакинской).

Кавказ в составе Российской империи в нач. ХХ в.
9 марта 1917 года в Тифлисе был создан Особый Закавказский комитет (ОЗАКОМ) во главе с членом партии кадетов Василием Харламовым, в который вошли также представители грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских муссаватистов. Временное правительство передало ОЗАКОМу исполнение административных функций в Закавказье. А 11 (24) ноября 1917 года, после Октябрьской революции, ОЗАКОМ, заявивший о непризнании власти большевиков,  после совещания с командованием Кавказского фронта и Тифлисского совета объявил о создании самостоятельного властного органа на территории Закавказья - Закавказского комиссариата во главе с грузинским меньшевиком Е. Гегечкори (кстати, его племянница Нина в будущем выйдет замуж за Лаврентия Павловича Берия). Комиссариат объявил о взятии всей полноты правительственной власти в пределах Закавказского края. В своей 1-й декларации «К народам Закавказья» от 18 ноября (1 декабря) 1917 года комиссариат объявлял:
«…Для направления жизни края по этому пути, в результате соглашения всех социалистических партий и демократических революционных организаций, создана краевая власть. Власть эта сконструирована временно, лишь до созыва Всероссийского Учредительного Собрания. Если же по обстоятельствам русской действительности, своевременный созыв последнего окажется невозможным, то она сохраняет свои полномочия до съезда членов Учредительного Собрания от Закавказья и Кавказского фронта.
…Признавая сохранение единства общероссийского фронта, Закавказский Комиссариат примет самые энергичные меры к немедленному заключению мира, сообразуя в этом положении шаги с общим положением на западном фронте, с обстановкой местной жизни и в согласии с народами, проживающими на Кавказе..».
Позже, в феврале 1918 года, после роспуска большевиками Учредительного собрания, комиссариат образует из закавказских делегатов этого собрания и краевой законодательный орган - Закавказский сейм.
Тем временем в 2 (15) декабря 1917 года большевицкое правительство заключило перемирие с «центральными державами». Независимо от них командующий Кавказским фронтом генерал Пржевальский, действуя от имени и по поручению Закавказского комиссариата, заключил 18 декабря с турками отдельное Эрзинджанское перемирие. О дальнейших событиях пишет в своих «Очерках русской смуты» генерал Деникин:
«С этого времени начался хаотический отход русских корпусов и одновременно лихорадочное формирование национальных войск для охраны территории 1914 года. Шло оно туго в тылу и весьма неуспешно на фронте, наталкиваясь на сильное Препятствие со стороны войсковых революционных учреждений и среди самих грузинских и армянских воинов, у которых стремление разойтись по домам было не менее сильно, чем у русских.
Общую директиву отходящие банды кавказского фронта получили от «Второго краевого съезда Кавказской армии», состоявшегося в Тифлисе с 10 по 25 декабря…
Солдаты двинулись двумя потоками, бросая на произвол судьбы миллиардное имущество: один - в общем направлении на Тифлис... Другой поток шел на Трапезунд, откуда захватываемые с бою транспорты развозили войска по портам Черного моря. В середине января в Трапезунде образовался «комитет по организации добровольческих отрядов для борьбы с контрреволюцией» и, благодаря предоставлению ему внеочередной перевозки, приступил с большим успехом к формированиям, которые спешно направлялись в Новороссийск против Кубани и Дона».
(Еще весьма есть весьма красноречивая запись из "Чёрных тетрадей" Зинаиды Гиппиус: "...еще - торговля рабынями на юге: «герои» навезли, убегая с кавказского фронта. Продают женщин рублей по 30 - 25, сбили цену, много навезли, а первые шли по 100 - 75").
Закавказский сейм принял 1 марта 1918 постановление о том, что он «…считает себя полномочным заключить договор с Турцией», и что договор этот «…быть основан на принципе восстановления русско-турецких границ 1914 года, к моменту начала войны», но делегация на переговорах «…должна попытаться приобрести для народов Восточной Анатолии права на самоопределение, в частности - автономию для армян в составе Турции».
«…В феврале, - продолжает Деникин в «Очерках..», - представители сейма  и главного кавказского командования ехали в Эрзерум (видимо опечатка - переговоры шли в Трапезунде) для ведения переговоров о мире; но судьбы мира были предрешены одностороннею волею победителей. В Трапезунде делегация застала уже 37-ую турецкую дивизию Казим-бея, занявшую город с согласия «интернационального комитета», так как местные советские власти отчаялись окончательно силами двух грузившихся последовательно корпусов отразить хотя бы шайки турецких разбойников, грабивших прилежащий сильно укрепленный район и даже окраины Трапезунда.
Турки вступали в город, встреченные советом рабочих и солдатских депутатов, почетным караулом и музыкой..».
Военные действия на северо-востоке Турции продолжали созданные в свое время русским командованием в составе Кавказского фронта армянские вооруженные формирования. В районе Эрзерума оборону держала т.н. 1-я Армянская пехотная бригада.

Андраник Озанян, бывший турецкоподданный, генерал-майор русской службы
Вот как описывает историк последние дни ее пребывания в Эрзеруме:
«11 марта, ближе к вечеру разведчики доложили о сосредоточении вражеских сил численностью приблизительно в одну дивизию перед западным фронтом Эрзерума и занятии района деревень Илиджа-Гэз. Курды, численностью в 1500 человек, расположились на флангах регулярных турецких войск около деревень Чифтлик-Тучи. В самой крепости Эрзерум насчитывалось около 4000 вооружённых мусульман, которые действовали заодно с турками.
Против всех этих сил защитники Эрзерума насчитывали в своих рядах всего 3000 человек.
Около 8 часов вечера 11 марта генерал Андраник, комендант крепости, собрал чрезвычайный военный совет, который решил эвакуировать Эрзерум и отступить.
Около 5 часов утра 12 марта обоз и беженцы были направлены на Хасан-калу. В 7 часов выступили войска, прикрываясь арьергардом, который занял позиции около Харбердских и Трапезундских ворот на западной стороне крепостных укреплений.
Около 9 часов утра турки атаковали почти одновременно Харбердские и Трапезундские ворота. После короткой, но бурной борьбы слабые арьергарды, видя угрозу окружения и имея за спиной вооружённое и враждебное население города, были вынуждены отступить, прокладывая штыками дорогу через вражеские линии.
Перед оставлением Эрзерума войска по возможности разрушили артиллерийские установки и инженерное имущество, которые могли ещё служить, а также интендантские склады.
Преследование регулярными турецкими войсками не вышло за пределы крепостных укреплений; противник довольствовался их захватом и восстановлением порядка, потому что город был уже в руках грабителей. Таким образом, Эрзерумская группа смогла, без особых хлопот направиться через Хасан-калу к границе 1914 года.
В Эрзерумском сражении 12 марта группа потеряла 130 офицеров и солдат убитыми, 95 ранеными и 60 пленными.120 армянских крестьян, которые не смогли вовремя уйти из города, были растерзаны чернью.
После потери Эрзерума борьба за Турецкую Армению закончилась, и война перешагнула границы Закавказья».
http://russia-armenia.info/node/9686

«Границы 1914 года» ни Закавказский сейм, ни провозглашенная им в апреле «Закавказская федеративная демократическая республика», ни государства, на которые она уже в конце мая распалась - Грузинская, Армянская и Азербайджанская республики - удержать не сумели: в следующие годы турки займут и отошедшие к России после предыдущей русско-турецкой войны Батум, Карс и Ардаган, а также некоторые другие территории. Часть этих территорий (в частности Батум) будет позже возвращена большевиками, но это уже другая история.

Кавказ, Турция, 1917, Первая Мировая война, 1910-e, Россия

Previous post Next post
Up