История одной катастрофы

Jul 20, 2015 13:53

Оригинал взят у berni777 в История одной катастрофы


В начале февраля 1981 года произошла, наверное, самая ужасная авиакатастрофа в СССР.
На военном аэродроме Пушкино, что под Ленинградом 7 февраля при взлете разбился самолет командующего Тихоокеанским флотом Ту-104. В одночасье один из самых крупных флотов Советского Союза остался почти без всего высшего командования.



Кроме командующего КТОФ адмирала Эмиля Спиридонова погибло 52 человека, это почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр, а также супруга командующего и жена Первого секретаря Приморского крайкома партии Ломакина. В числе погибших было 16 адмиралов и генералов.
Остались в живых лишь начальник штаба КТОФ адмирал Рудольф Голосов, который улетел на самолете Северного флота в Североморск, чтобы навестить своих родственников, да командование Камчатской флотилии во главе с адмиралом Хватовым, которое улетело обычным рейсом Аэрофлота.

Несмотря на то, что информация о катастрофе была сразу же засекречена, ни телевидение, ни газеты о ней не сообщали, лишь спустя три дня о ней сообщили только в ведомственной газете "Красная звезда",  но сарафанное радио во Владивостоке довольно быстро разнесло эту страшную весть.
Владивосток жил в тревоге и в трауре.





Я как раз в это время проходил службу во Владивостоке на пограничном ОКПП в морском порту. Практически сразу весь Тихоокеанский флот был переведен в состояние полной боевой готовности, а нас пограничников перевели на службу по охране границ по усиленному варианту. Как раз тогда у границ Советского Союза сразу же активизировались авиация и флот США. В то время нас и на самом деле не покидали тревожные ощущения. Шутка ли, весь флот был одномоментно обезглавлен.

Самой первой версией катастрофы был теракт, но ее быстро отмели.
Командование флотом в тот роковой день возвращалось из Ленинграда, где проходило оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ и командно-штабные учения. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Именно на них Тихоокеанский флот по результатам сборов был назван лучшим.





Как это часто бывало в то время тотального дефицита, командование флотом везло во Владивосток из Ленинграда дефицитные товары - ковры, мебель, хрусталь, одежду, бытовую технику и продукты. В результате самолет был существенно перегруженным, а экипаж самолета не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. В итоге центровка общей массы оказалась ближе к хвосту самолета. Это ухудшило аэродинамику самолета, и при взлете самолет упал, а тридцать тонн пылающего керосина из баков хлынули в салон самолета. Шансов ни у кого не было.

Все погибшие были похоронены на Серафимовском кладбище Ленинграда, для родственников был специально зафрактован самолет из Владивостока. Только останки генерал-лейтенанта авиации Павлова жена увезла в Киев, и супругов Макаренко похоронили во Владивостоке.
После этой катастрофы самолеты Ту-104 перестали эксплуатироваться в вооруженных силах СССР, и все они были списаны, а руководствам флотов и округов запретили летать на самолетах коллективно штабами.





Истинные причины этой трагедии до сих пор не рассекречены, и это немудрено. Во первых, тот резонанс до сих пор имеет место быть в войсках. Ведь сразу погибло столько высших офицеров!  Во вторых, для сравнения - за всю Великую Отечественную войну в боях погибло всего четыре адмирала, еще один покончил с собой во время блокады Ленинграда.
Да и Командующий КТОФ тогда вез с собой секретнейшие документы, морские карты и прочую документацию, которые даже сейчас имеют гриф секретности.
Гораздо позднее на кладбище появился памятный мемориал. Раньше на нем было выбито: "Военным морякам тихоокеанцам".  Затем добавили: "Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года".
berni777
Previous post Next post
Up