В 1980-е годы в США и Канаде появилось новое направление в исследованиях детей с аутизмом, связанное с особыми способностями аутичных детей со сниженным интеллектом и речевым дефицитом читать слова и тексты. Диссоциация между имеющимися навыками и недостаточностью развития предпосылок для их формирования приводила некоторых исследователей в недоумение; способность читать воспринималась как «осколочное» умение, никак не способствующее освоению таким ребенком окружающего социума.
Первые упоминания феномена «геперлексия» датируется 1967 годом; тогда для его описания были выделены следующие критерии: более высокие способности узнавания (декодировки) слов по сравнению с пониманием прочитанного, возможные связи со спецификой развития мозга, возможные преимущества в обучении.
В 80-е годы были выделены следующие критерии гиперлексии: спонтанное чтение слов до 5-летнего возраста, недостаточное понимание устной и письменное речи (слышимого и прочитанного), развитие навыка распознавания слов выше ожидаемого от имеющегося уровня развития речевых и когнитивных возможностей. При этом некоторые исследователи выделяли два подтипа гиперлексии:
- с высокоразвитым зрительным анализом (со сложностями понимания прочитанного) и речевыми нарушениями
- с высокоразвитым фонетическим анализом и зрительно-пространственными нарушениями…
В течение последнего десятилетия гиперлексия рассматривается в контексте расстройств аутистического спектра…
По современным данным понятие гиперлексия характеризуется следующими категориями:
- развитие навыка чтения слов раньше хронологического возраста или интенсивное увлечение буквами и/или числами (до 5 лет)
- выраженные речевые нарушения (отсроченные и непосредственные эхолалии, высокие показатели механической слухоречевой памяти (как и зрительной), лучшее понимание отдельных слов (в основном, существительных), чем предложений и текстов, использование одних и тех же фраз-штампов в сходных ситуациях, выраженные трудности инициации речевого контакта при спонтанной многоречивости
- трудности переноса, потребность в соблюдении ритуалов, обонятельная и/или тактильная гиперсензитивность, аутостимуляции, специфические, необычные страхи
- наличие регресса или задержки речевого развития
- трудности понимания вопросительных наречий и местоимений
- конкретное, буквальное понимание ситуаций
- трудности с абстрактными понятиями
Очевидно, что большинство перечисленных критериев определения гиперлексии идентичны симптомам расстройств аутистического спектра. Л.Ричман и др. выделяют два подтипа гиперлексии. Первая группа - дети с речевыми нарушениями, сходными с речевыми проблемами у детей с синдромом Каннера. У другой группы на первый план выходят зрительно-пространственные и моторные нарушения (сходство с синдромом Аспергера).
Ричман и Китчелл выявили у детей с гиперлексией превосходную слуховую и зрительную память, но, как оказалось, на изолированные слова, а не на слова, употребляемые в контексте. Эти дети обнаруживают трудности с операциями категоризации и ассоциации, они не ориентируются на синтаксические и семантические аспекты. Они способны получать и сохранять изолированные единицы информации, скорее, механически, но с трудом организуют и используют смысловую информацию, что согласуется с теорией нарушения центрального связывания при аутизме Ю.Фриз.
Как известно, на начальном этапе овладения чтением необходима достаточная сформированность следующих функций:
- фонематического восприятия (дифференциации фонем)
- фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи)
- зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв)
- пространственных представлений
- зрительной памяти (возможности запоминания зрительного образа буквы)
Анализ особенностей речи у аутичных детей выявляет, что одной из самых частных проблем выступает как раз нарушение фонематического слуха, кроме того, существенным для формирования навыка чтения недостатком являются и особенности зрительно-пространственного восприятия. Учитывая типичную для аутичных детей недостаточность пространственного гнозиса, проявляющуюся в трудностях слияния частей, фрагментов в целое, можно было бы предположить определенные трудности уже на этапе ознакомления с буквами: для определения буквы необходимо синтезировать все ее элементы в гештальт. Возможно, в данном случае, ребенок воспринимает слово не как сочетание звуко-букв, а сразу целиком как определенный знак (идеограмму). Любопытно, что многие лингвисты утверждали, что слово не является единицей речи (как например, фраза или предложение), а служит элементом языка (знаком).
До сих пор ведется активная полемика по поводу природы гиперлексии: каким образом происходит процесс чтения и какие способы обработки информации он включает. Так, Де Херш и Кобриником было установлено, что способность чтения гиперлексиков зависит только от развитой способности приема, хранения и анализа зрительной информации. Визуальная обработка - как альтернативный способ чтения (в отличие от комплексного, включающего звуковой, визуальный и семантический аспекты) у детей-аутистов с гиперлексией выделялся многими авторами. Кобриник в исследовании способности гиперлексичных детей с аутизмом опознавать слова с частично удаленными буквами, также выделил превосходную зрительную обработку и связал это явление со специфической природой обработки визуальной информации правым полушарием.
Другие исследователи (Арам, Экельман, Хели, 1984; Голдберг и Ротермел, 1984) экспериментально доказали наличие как визуальной, так и визуально-слуховой обработки. При этом так же отмечалась способность этих детей получать и хранить изолированные единицы информации, без их структурализации и категоризации.
Открытым остается вопрос о связи гиперлексии и дислексии. Де Херш и ее последователи утверждают, что «называние слов не есть чтение», из чего делается вывод, что каким бы хорошим у детей с гиперлексией не было опознание слов, по сути, все они характеризуются дислексией. Связывая устойчивую речевую недостаточность с проблемами понимания прочитанного, она делает вывод о том, что наличие способности называния слов одновременно с недостаточным пониманием прочитанного является специфической категорией в ряду других нарушений чтения. С этим же соглашается и Бентон, изначально считавший гиперлексию противоположностью дислексии. Он приходит к выводу, что это синдром является частным случаем дислексии. Миклбаст (1978) определяет называние слов без их понимания «дислексией внутренней речи», дефицитом способности опосредования мышления речью.
В то же время исследования Ю.Фриз и Сноулинга показали явные различия между особенностями чтения у детей и подростков - аутистов со сниженным интеллектом и у дислексиков. Испытуемые с дислексией показали специфические трудности в фонологической обработке, но понимание и умение использовать семантический контекст; в группе испытуемых с аутизмом наблюдались прямо противоположные результаты.
Как видно из обзора, к настоящему времени существует несколько противоречивых взглядов на феномен гиперлексии. Единственным неоспоримым критерием гиперлексии, на данный момент, является наличие раннего интереса к знаку, буквам или цифрам и/или научение навыку чтения до 5-летнего возраста, не соответствующая низким показателям вербального и когнитивного развития, в спектре аутистических проявлений.
Как узнать, есть ли гиперлексия у вашего ребенка?
Как уде упоминалось ранее, наряду с аутистическими симптомами (в первую очередь, с проблемами коммуникации, своеобразием речевого развития, типичными для аутистов проблемами поведения) для определения гиперлексии необходимо наличие чрезмерно раннего интереса к знаку, преждевременного по отношению к имеющимся у ребенка речевым и интеллектуальным способностям.
- Демонстрирует ли ребенок ранний интерес к буквам и цифрам?
- Может ли ребенок составлять из букв или писать слова?
Бывает так, что родители, как ни странно, даже не подозревают, что их ребенок умеет читать или складывать буквы в слова, и обнаруживают это только на приеме у специалиста (где малыш вдруг выкладывает из кубиков или магнитной азбуки какое-нибудь слово)
- С какими предметами предпочитает играть ребенок?
Дети с гиперлексией (как и другие аутичные дети) обычно любят играть с механическими игрушками, и часто самой любимой игрой являются поезда. Не удивительно, что «поезд» - одно из самых первых слов, которое они начинают произносить. Очень часто любимыми предметами являются книги, нередко энциклопедического характера, многие родители отмечают, что еще в возрасте до 2-х лет любимым занятием ребенка было разглядывание книг.
Другим признаком является увлечение телевизионными программами:
- Не является ли его любимой передачей шоу «Поле чудес» и подобные этому?...
…Конечно, синдром гиперлексии не является медицинским диагнозом и вряд ли им станет. Этот термин указывает на специфическую способность некоторых детей с диагнозом первазивные нарушения развития, с аналогичным аутизму комплексом симптомов, с особенностями речевого и социального развития.
Умение читать или писать (или складывать буквы), безусловно, дает уникальную возможность использовать эту способность при проведении коррекционных занятий…
Официальный сайт American Hyperlexia Academy - www.Hyperlexia.org
Отрывок из статьи Костиной И.А. Гиперлексия // Аутизм и нарушения развития. - №1. - 2005.