Детский аутизм и психоанализ

Nov 30, 2011 17:17

Детский аутизм и психоанализ

Исследователи психоаналитического направления проявили интерес к детскому аутизму не только с намерением улучшить терапевтическое сопровождение аутичных детей, но и для того, чтобы понять и дать теоретическое обоснование психологическим механизмам, лежащим в основе этого нарушения…



Бруно Беттельхейм… Столкнувшись с опытом пребывания в концентрационных лагерях, он создал теорию о том, что он назвал «экстремальной ситуацией», т.е. той ситуацией, в которой человек сталкивается с окружающей средой, ощущаемой им как непоправимо разрушительной… Беттельхейм считал, что аутичный ребенок охвачен тревогой, похожей на тревогу, порождаемую неизбежностью смерти, в силу того, что он очень рано субъективно почувствовал себя столкнувшимся с какой-то ситуацией, интериоризированной им как угрожающей. Это субъективное впечатление опирается на некоторую реальность и возникает в тот период, когда ребенок еще не имеет позитивного опыта, чтобы сбалансировать это чувство… Страх окружающего мира, ставшего пугающим и угрожающим для ребенка, не является результатом проекции его собственной агрессивности на окружающую среду, но есть следствие негативного истолкования ребенком аффектов, исходящих от самых значимых для него людей, без возможности применить защитные механизмы против тревоги, чтобы смягчить ее интенсивность. Аутистический уход в себя связан с чувством невозможности влиять на окружающую среду… Вслед за этим уходом в себя может произойти утрата интереса и к своему внутреннему миру, приводящая к исчезновению всех эмоций, вплоть до полного опустошения внутреннего мира и мира фантазий, сопровождающегося отвержением собственного Я…

Цель институционной терапии, разработанной в Ортогенической школе (созданной Б.Б.), заключалась в том, чтобы обеспечить ребенку благоприятное окружение, учитывающее его поведенческие особенности и симптоматику; чтобы подвести его к получению «корректирующего эмоционального опыта», способного избавить ребенка от аутистических симптомов; чтобы установить особые отношения с одним из членов обслуживающего персонала и создать модель новых отношений с миром…

…впоследствии и практику, и теорию Б.Беттельхейма живо критиковали. Хотя он и настаивал на том, что «не материнское отношение, а спонтанная реакция ребенка на это отношение порождает аутизм», он воспринимался как человек, непосредственно связывающий происхождение аутизма у ребенка с родительским отношением, а исключение родителей из терапевтического процесса только усиливало ощущение несправедливого обвинения.

Маргарет Ш.Малер… В 1957 году она описала «симбиотический психоз» и с этой точки зрения попыталась взглянуть на проблему аутизма… Маргарет Малер различает два варианта ранних психозов:
  • Аутистическая форма, при которой у ребенка отсутствует восприятие матери как представительницы внешнего мира. При этой форме преобладает замыкание в себе и не формируется образ тела и телесное Я, что связано с недостаточным использованием собственного тела.
  • Симбиотический психоз. Его отличают следующие особенности: он развивается позже, чем аутистическая форма, обычно на втором году жизни, чему предшествует период нормального развития. Особенно отчетливо он проявляется  в те ключевые моменты, когда в норме наблюдается уход от состояния симбиотического слияния с матерью и бурное развитие процесса индивидуализации.

…симбиотический психоз с теоретической точки зрения отражает попытку ребенка сохранить симбиотические отношения с матерью…

Кляйн и ее последователи… Ряд психоаналитиков… пытались изучить психологические механизмы, которые, по их мнению, включены в аутистическое заболевание… С теоретической точки зрения, все авторы считают, что аутизм располагается в пределах механизмов, описанных З.Фрейдом и М.Кляйн (проекция/инроекция, проективная идентификация) и предполагают наличие минимума внутреннего пространства, нарушений организации Я и дифференциации Я и не-Я…

Основные выводы этих авторов:
  • Неразличение между Я и внешним миром. Аутичный ребенок демонстрирует некое непризнание другого человека как такового, отсутствие четкого понимания границ Я, при то что не-Я воспринимается нечетко, но всегда как нечто опасное, от чего надо держаться на расстоянии.
  • Адгезивная идентификация. Речь идет о некоей реакции «приклеивания» к Другому, при этом последний не осознается как индивидуальность и используется аутичным ребенком как продолжение своего тела…
  • Сенсорность. Аутичного ребенка привлекают предметы, обладающие сильными сенсорными свойствами (звуковыми, зрительными, обонятельными или тактильными). Он привязывается к ним, для того чтобы обеспечить себе некоторые сенсорные стимуляции, которые он, судя по всему, переживает как своего рода уподобления с этими предметами, являющимися источниками стимуляции…
  • Телесный опыт. Возможно, поверхность тела переживается как прерывистая…
  • Опыт «черной дыры». Это переживание прерывистости, «черной дыры», лежит в основе очень примитивных тревог, не отработанных психически: тревог разрушения, расплавления, бесконечного падения и т.д. Аутичный ребенок использует защитные механизмы, чтобы защититься от своих тревог…
  • Собственное психическое пространство и внутренний мир… аутичный ребенок переживает себя как простую чувствительную поверхность в одномерном мире, полностью подчиненным аутосенсорности, не обладая настоящим внутренним миром, в котором могут возникать эмоции, образы, мыслительные процессы…


Психоаналитики особо интересовались специфическими трудностями, которые имеются у аутичных детей в области символизации, то есть способностью замещать вещь ее символом, означаемое означающим. Они настаивали на том, что проблемы символизации основываются на неспособности представить себе объект в его отсутствие и невозможности пережить это отсутствие. У аутичного ребенка мыслительная деятельность и деятельность по символизации всегда являются очень хрупкими процессами. Использование символов крайне затруднено, и ребенок постоянно смешивает символ и объект, который замещается этим символом, и не улавливает метафорическую сторону речи.

Следуя взглядам У.Биона, Ж.Хохман настаивал на том, что у аутичных пациентов мыслительная деятельность, вместо того, чтобы быть источником удовольствия и удовлетворения, является источником страдания. Поэтому аутичный ребенок мобилизует себя на борьбу против этого страдания, отрицая как свою собственную возможность мыслить, так и существование другого мыслящего субъекта. Эта точка зрения сближается с некоторыми когнитивистическими гипотезами, представляющими аутичного ребенка как неспособного представить себе другого человека в качестве существа мыслящего и интенционального.

Ж.Ааг изучала особенности формирования образа тела у аутичного ребенка и развила идею о том, что первые идентификации этих детей - это «внутрителесные идентификации», когда ребенок первоначально переживает часть тела как идентифицируемую с материнским телом. Она же настаивала на том, что аутичные дети в ряде случаев не осознают некоторых частей своего тела, что приводит к их неиспользованию…

Вклад последователей Лакана. Некоторые психоаналитики… (М,Маннони, Ф.Дольто) попытались разобрать теорию детского психоза, опираясь на концепции, созданные на основе его взглядов. В 1969 году в Боннейе М.Маннони было создано лечебное учреждение для психотичных детей, в котором сама организация учреждения и его внутренней жизни, опирающаяся на психоаналитические концепции, действовала в качестве терапевтического инструмента.

Психоаналитики школы Лакана понимают психоз ребенка как результат отчуждения речи ребенка в речь Другого, что не позволяет ребенку достичь статуса желающего Субъекта и собственной идентичности, оставаясь, таким образом, «частичным объектом», отрезанным от прихода к своей собственной речи. По М.К.Лазник, работа психотерапевта состоит, в основном, в приеме, который означивает речевую продукцию ребенка и образует некий эскиз бессознательного и пространство, где может существовать ощущение Другого…

Источник: Детский аутизм / П.Феррари 


методические материалы, аутизм

Previous post Next post
Up