Неудачный потомок «Ястреба» - SM.84.

Apr 13, 2012 22:52

Неудачный потомок «Ястреба» - SM.84.






Некоторая путаница в обозначениях происходит из-за того, что обозначение SM.84 первоначально присвоили в 1935 году двухмоторному пассажирскому самолету. Позднее, уже во время войны, этот номер передали трехмоторному бомбардировщику, разработанному на базе SM.79 "Спарвиеро".






Пассажирская машина, имевшая общее сходство с DC-3 фирмы "Дуглас", который, без сомнения, повлиял на ее концепцию, фактически являлась двухмоторным вариантом SM.73. Она была рассчитана на 18 пассажиров. SM.84 с 14-цилиндровыми звездообразными двигателями Гном-Рон 14Krsd (900 л.с.) имел пустой вес 6000 кг и взлетный 9500 кг, включая 270 кг багажа и 520 кг почты или груза. Летные данные: максимальная скорость 354 км/ч на высоте 2000 м, крейсерская скорость 316 км/ч и посадочная 92 км/ч, практический потолок 7800 м, дальность 1000 км. Пассажирский SM.84 набирал высоту 4000 м за 18 мин. Габариты: размах 24,0 м, длина 19,8 м, высота 4,75 м; площадь крыла 93,3 м2. Этот лайнер никогда не запускался в серию.






Бомбардировщик SM.84, первый специальный торпедоносный вариант "Спарвиеро", сначала именовался SM.79bis, затем SM.94 и, наконец, после решения не запускать в серию пассажирский самолет - SM.84. Он отличался более длинным фюзеляжем, чем у SM.79, и лишился характерного "горба". Опытный SM.84 (SM.79bis) имел двухкилевое оперение и три звездообразных мотора Альфа Ромео 128 RC.21 (850 л.с.). Первый полет он совершил в 1938 году. На серийных машинах двигатели "Альфа" заменили 14-цилиндровыми Пьяджо P.XI RC.40 (1000 л.с.).






Оборонительное вооружение состояло из шести 12,7-мм пулеметов: по одному в верхней турели и подфюзеляжной гондоле, а остальные четыре стреляли из окон в бортах фюзеляжа. Самолет мог нести две торпеды под фюзеляжем или 2000 кг бомб внутри.






Хотя SM.84 был аэродинамически "чище" и лучше вооружен, чем "Спарвиеро", он оказался не быстроходнее, чем его предшественник. В сочетании с плохой маневренностью это вызывало неприязнь экипажей. Большая часть из более чем 100 построенных SM.84 действовала против конвоев в Средиземном море с ноября 1941 года по август 1942 года. 282-я эскадрилья торпедоносцев, базировавшаяся на Сицилии, участвовала в операциях против Мальты, 4-я и 25-я группы торпедоносцев также летали с Сицилии.








SM.84 имели несколько успехов, включая прямое попадание торпедой в линкор "Нельсон", но потери тоже были велики. К сентябрю 1943 года только 48-й полк торпедоносцев (включавший 98-ю группу в Джоья-дель-Колле и 99-ю в Лонате Поццоло) действовал на этих машинах; из 30 самолетов только 15 были боеспособны.










В середине 1943 года небольшая партия SM.84 в транспортном варианте была передана немцами Словацким ВВС, ощущавшим острую нехватку любой авиационной техники. Это последнее упоминание о SM.84, которые даже не смогли составить достойную конкуренцию своему прототипу - бомбардировщику SM.79



SM.84 словацких ВВС.

Те из них, что пережили войну, эксплуатировались "Аэронаутика милитэр" - послевоенными итальянскими ВВС, пока не были сданы на слом.




SM.84 имел пустой вес 8848 кг и взлетный 13290 кг. Максимальная скорость равнялась 428 км/ч, крейсерская 398 км/ч, практический потолок 9000 м и дальность 1820 км. Габариты: размах 21,2 м, длина 17, 8 м, высота 4,5 м; площадь крыла 61,2 м2.






ITALIAN CIVIL AND MILITARY AIRCRAFT. 1930~1945. By JONATHAN W. THOMPSON. - © AERO PUBLISHERS, INC. 1963. - Р.278-281.




транспорт, флот, авиация

Previous post Next post
Up