Собирал материалы к докладу о
Леониде Красине в первой русской революции (1905-1907). Среди прочего, не смог обойти вниманием повесть советского (на момент написания) писателя
Василия Аксёнова "Любовь к электричеству".
Аксёнов написал "Любовь к электричеству" в 1969-м году, она вышла в серии "Пламенные большевики". Молодой писатель ещё не успел порадовать соотечественников альтернативной историей "Остров Крым" (1979 - "... а что было бы, если бы немцев не выбили из Крыма в Великую Отечественную"), ни сексуальными фантазиями о похождениях Лаврентия Павловича Берии в "Московской саге" (1992). Но задатки порнографического писателя в одной из его первых повестей вполне угадываются.
Перед читателем со скрипом прокручивают судьбы главного и второстепенных персонажей, все до единого картонные. Исключением стала трансформация "фанатичной большевички" Нади (персонаж, судя по всему, основанный на биографии Екатерины Шмидт) - до и после изнасилования страпами из охранки. Проблема в том, что произведение называется "повесть о Леониде Красине", однако внутренний мир главного героя оказывается для писателя недоступным (за исключением "влечений" к собственной агентуре, естественно).
В какой-то момент кажется, что текст написан об "идеальном боевике" Викторе Горизонтове. По зрелом размышлении оказывается, что это прототип будущего Джин-грина Неприкасаемого. В целом, живость и лёгкость в повествовании появляется строго в сценах связанных с половыми отношениями героев.
Загадочное "электричество" - не нашедший у автора объяснения феномен, заставивший большевиков продолжать деятельность после системного провала в 1905-1907 годах. Создаётся впечатление, что автор тяготеет к "флюидной" теории электричества.
В XIX веке серьёзные учёные полагали, что электричество "содержится" в объектах определённого рода и может перетекать из одного в другой.
Эта школа мысли привела к изобретению "лейденской банки" и увенчалась опытами Франклина, который смог увязать в единую теорию все известные на тот момент электрические эффекты, включая те, которые нельзя объяснить, если считать электричество особого рода "жидкостью".
Из текста советского автора с высшим образованием (правда, медицинским) вытекает, что электричество "содержится" в людях, и может из них вытекать, "уходить в землю". Никаких аналогий с разностью потенциалов, например, ценностных, исторических или символических (см.
политическая метафизика) у Аксёнова не просматривается. По сути, на последней странице повести, Красин размышяет о
мане, то есть об очень примитивной концепции "внутренней энергии".
Перед читателем возникает очень простая и чёткая схема разделения людей на "содержащих электричество" и остальных. Самыми наэлектризованными, по Аксёнову, оказывается Ленин и кавказцы. Нетрудно уловить в этом пролог к фашистской интерпретации советского проекта, а заодно и разгадку дальнейшего творческого пути антисоветского писателя. Фашистская дискредитация советского проекта всегда отталкивается от опрощения и примитивизации.
Среди позитивных моментов следует упомянуть, что в системе образов повести большевики выделяются среди других революционных сил системностью подхода и дисциплиной. Члены большевистской организации регулярно дают оценки способностей к конспирации эсеров и анархистов. Очередной двусмысленный реверанс в сторону советской цензуры, который СС-овцы тоже бы оценили.
Яркие герои (боевик Виктор Горизонтов, Берги, Надя) погибают в пучине первой революции. На следующую попытку выходят "системные" товарищи. Полагаю, что это объективный урок русских революций начала XX-го века, который намного богаче раскрывается в дневниках Пришвина или сочинениях С.Г. Кара-Мурзы. Кое-что сказано Кургиняном в курсе лекций "Суть времени".
В общем, любовь у порно-писателя Аксенова строго плотская, а тема электричества раскрывается крайне невнятно. Интересующимся личностью Леонида Борисовича Красина рекомендую сразу переходить к публицистическому тексту
"Инженер революции" американского разведчика Тимоти О'Коннора. Работа профессора истории "от ЦРУ" выглядит значительно более фундаментальной, фактурной и ...честной.