Таким образом, от места к месту соблюдается схема: топоним, расстояние, количество христиан, характеристика.
[…]
К остальным, второстепенным вопросам он обращается по случаю. Тонкости культурного ландшафта интересуют его мало. Природный ландшафт вообще незначим. Мышление свят. Николая антропоцентрично и церковноцентрично, […]. Историческое пространство доминирует над географическим. Атрибутивная информация, связанная с точками пространства, напоминает статистические таблицы. Если в целом ментальное пространство свят. Николая анизотропно, то только потому, что складывается из двух уровней, неоднозначно оцениваемых. Социальный уровень доминирует над природным. Оба же пространства, взятые сами по себе, совершенно изотропны - в нагромождении топонимов, «статистики», достопримечательностей легко запутаться.
3a. Однако, как уже отмечалось, достоинство текста
[14] - отсутствие белых пятен. Непрерывный узор пространства ткётся постоянно. В нём есть смысловые доминанты, важность смысловых слоёв убывает также, как и у свят. Николая - от Церкви к природному ландшафту, то есть сакральное пространство бытия Церкви первостепенно. Однако нет резких перепадов. Все слои функционально связаны. Жизнь Церкви как общины развивается в конкретных условиях множественных семейных обстоятельств, каждая семья существует в определённых условиях жизни общества, жизнь общества тесно связана с хозяйственной деятельностью, а последняя развивается в соответствии с конкретными условиями природного ландшафта. Есть смысловая и функциональная иерархия, нет иерархии мест. Впрочем, описания их красочны и образны. Поэтому работа может быть рассмотрена как классический образчик [художественного] путевого описания [конца] XIX в.
[15] [1] Conforti J.A. Imaging New England - explorations of regional identity from the Pilgrims to the mid-twentieth century. / Conforti J.A. - The University of North Carolina Press: Chapel Hill and London, 2001. - p. 18.
[2] Ibid. р. 17, ср.:
Евр. 13, 13-14 [3] ‘Citty upon a hill’
[4] Ibid. р. 27-34
[5] “…hideous, howling wilderness desart,” Ibid. p. 36
[6] Ibid. p. 38, 41, 42, 44
[7] Ibid. p.38, 39, 43
[8] безобразиям и разгулу страстей в Новой Англии
[9] Ibid. p.36, 38-43
[10] Ibid. p.39-40
[11] Ibid. p.49-54
[12] Святитель Николай Японский или Николай Касаткин (1836-1912) - священник, епископ, создатель Японской православной церкви.
[13] Дневники святого Николая Японского… c.95
[14] «По Японии» - путевые заметки о Хоккайдо Сергия Страгородского, будущего «сталинского» патриарха, приехавшего помогать еп. Николаю на рубеже веков.
[15] А дневники Св. Николая как классический образчик европейских инвентаризационных работ об осваиваемых (и колонизируемых) странах; энциклопедический дискурс, плавно перетекающий в колониальный.
* Пузырьков А.П. Паломничества в раннесредневековой ирландской традиции: автореф. дисс. ... канд. ист. наук / А.П. Пузырьков. - Тюмень: ТюмГУ, 2005. - 26 с.
** Раздолбаев В.С.
Историко-географический анализ территориальной структуры образов Новой Англии (1610-е-1860): курсовая работа ст. геогр. ф-та МГУ / В.С. Раздолбаев. - Лихоборы: Bace4ka print, 2003. - 57 с.
*** Столичный В. Япония эпохи Мэйдзи в представлениях европейцев: курсовая работа ст. геогр. ф-та МГУ / В.Столичный. - Черёмушки: 'DAS ist phantastisch' press, 2002.