Оригинал взят у
mama_henga в
Вариативность в практике осознавания. Привычка и внимание находятся в антогонистических отношениях,
и там, где укореняется привычка, там исчезает внимание.
Л.Выготский.
Те, кто первый раз пробует на себе метод Фельденкрайза, часто бывают ошеломлены результатами. Однако, повторение тех же самых движений во второй и третий раз оказывается гораздо менее эффективным. Исчезает новизна, а вместе с ней сила внимания и результативность практики. Естественный вывод, который напрашивается сам собой - это необходимость каждый раз получать некий новый опыт (учись учиться!).
Самое простое, что мы можем сделать для этого - не повторять каждый раз одно и то же, а всё время разнообразить «рацион». Вернувшись к известному комплексу через некоторое время, можно снова обнаружить новизну, которую обеспечит опыт, накопленный за время занятий другими движениями. Даже простой перерыв во времени (неделя, две и больше) позволит глубоко интегрировать уже полученный опыт и восстановит свежесть восприятия. Я, как учитель танцев, каждый год, после летнего отпуска, отмечаю неожиданный прогресс у учеников, хотя они и не занимались 2-3 месяца. Но за это время всё «утряслось», «устаканилось» и вышло на другой уровень, само собой, без труда и сознательных усилий.
То, что работает в большом промежутке времени, справедливо и для «малых времён», в пределах выполнения одного комплекса . Это пауза между движениями. Привычка заключается в том, чтобы успеть сделать как можно больше в заданный интервал времени. Даже если это маленькие и медленные движения. И тут, как в известном анекдоте о поручике Ржевском, можно сказать себе: «остановись, подумай». У психологов есть термин: апперцепция. Апперцепция - участие предыдущего опыта в формировании настоящего. Для осознавания предыдущего опыта и включения его в настоящее необходимо время, и пауза между движениями оказывается такой же значимой, как и само движение. Каждый раз, начиная новое движение после паузы, вы будете обнаруживать, что оно отличается от предыдущего. В непрерывном потоке этого заметить не удаётся.
От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. Посмотреть на ту же вещь с иначе направленным вниманием - значит увидеть её в совершенно новом виде.
Л.ВыготскийДалее у Л.Выготского: «Секрет превращения рассеяности во внимание есть секрет перевода стрелки внимания с одного направления на другое».
Это знание открывает нам суть вариативности практики осознавания: «обрати на ЭТО внимание!». Объём внимания у среднего человека не так уж велик. Поэтому, когда мы наблюдаем за одной частью тела, вся остальная информация идёт мимо нашего сознания. Возможность получения нового опыта заключается в простом переводе стрелки внимания, и это могут быть не только разные части тела, но и дыхание, и качества самого движения (мягкость, лёгкость, скорость), эмоции, чувства и образы (если они возникают), и даже свойства самого внимания (внешнее, внутреннее, сфокусированное, объёмное и т.д.)
Желаю всем успеха в практике!
Наталья Королёва.