скульптурный портрет АМОНхотепа III с семьёй

Jun 10, 2009 22:03




очень рад появлению на просторах ЖЖ нового сообщества посвящённого египтологии, причём, именно ей, как науке, а не как трагикомическому фарсу, куда почему-то непременно скатываются некоторые подобные сообщества. в огромном море эзотерическо-инопланетянской лжи и банального перевирания египетской истории ради прибыли, которое сейчас выливается с мониторов из сети на обывателя, это сообщество должно стать хоть той крупицей истинной информации, которую, смею надеяться, заметят и не пропустят мимо. всё ж таки есть разница, когда подобные сообщества создаёт профессионал, или же когда их открывает просто увлечённый. удачи!
и, сразу к делу. вопрос к верхам. почему бы не сделать доброй традицией пару постоянных рубрик, посвящённых древнеегипетскому искусству. вот, например, такую - "Маленькие шедевры больших музеев"? глядя, насколько плохо обстоят дела в сети с достоверным отображением информации об искусстве Древнего Египта, невольно хочеться познакомить поближе читателя с данной немаловажной ветвью древнеегипетской цивилизации из которой, в принципе, подчёрпнуто большинство информации по всем направлениям жизни египетской цивилизации. без знания памятников искусства этой дивной страны невозможно хоть как-то мало-мальски её изучать. это естественно. и, начинаючи свежую рубрику, хотелось бы начать её не с маленького шедевра, это всё будет в дальнейшем, а начать громко, заметно, - с большого шедевра. точнее, с колосса. ведь в больших музеях есть не только маленькие шедевры!

ну что ж, начнём! как видно на верхней фотографии, статуя огромна. теперь поточнее: сделана из известняка, высота 7 метров. стояла эта скульптурная группа в западной части Фив (по-древнегегиптески УАСЕТ), в Ком-эль-хеттане в заупокойном храме АМОНхотепа III (даты правления 1387-1350 г.г. до н.э.). храм этот стал самым большим, построенным когда-либо в Фивах, как считается, превзойдя своею величиной даже громадный Храм АМОНа в карнаке. как и в луксорском храме, архитекторы АМОНхотепа 3 отметили несколькими новшествами, основное из которых - солнечный двор, залитая солнечным светом громадная площадь. а для строительства этого храма выбрали место в низине и соединили его мощенной дорогой со дворцом в малькате. из-за этого храм частично затапливался водами Нила во время ежегодных разливов. но когда вода спадала, заупокойный храм АМОНхотепа III выступал из неё, словно первозданный Холм Бенбен из бездны хаоса в истории о Сотворении мира. красиво! замечетелен еше и тем этот храм, что был украшен совершенно неисчислимым количеством статуй.


вид справа

помимо нескольких колоссальных фигур самого АМОНхотепа 3, в храме стояли множество изображений Богов, сфинксов-шакалов и свыше 700 статуй Богини САХЕТ (Сехмет), мемфисской Богини, жены ПТАХа - Бога-Творца. в дальнейшем множество из них повывозили из храма и установили в зданиях, постороенных новыми царями. большинство статуй САХЕТ, хранящиеся сейчас в музеях и которые так нас поражают, происходят именно оттуда, из Заупокойного храма АМОНхотепа III. храм, возведённый в последнее десятилетие правления этого царя, пришёл в упадок уже при РАмессидах.(поражают сроки сдачи такого гигантского объекта! вместе с дворцом и различными мастерскими, административными зданиями и жилыми кварталами комплекс занимал территорию небольшого города). МернеПТАХ вообще разобрал его по блокам и пустил как стройматериал для своего заупокойного храма, который, однако, сохранился куда хуже храма АМОНхотепа 3. расположение храма АМОНхотепа III в пойме Нила обусловило разрушителльное действие ежегодных разливов великой реки, к этому добавился и ущерб от нескольких землетрясений, непрочный фундамент и вандалы. сегодня от громаднейшего здания мало что осталось, кроме так называемых "колоссов мемнона", двух огромных статуй АМОНхотепа 3, стоявших изначально у главного пилона. в честь мемнона, мифического эфиопского короля, убитого ахиллом под троей, их переименовали древнегреческие путешественники. так же там сейчас ведутся раскопки, в ходе которых находят всё новые части утраченной роскоши этого храма.



вид снизу

еще один колосс, стоявший в этом заупокойном храме - рассматриваемая нами статуя АМОНхотепа III с семьёй. был найдена почему-то не in situ, да еще и во фрагментах в мединет-абу. найдена в ходе раскопок Мариета в 1859 году. скульптурная группа изображает фараона с обнимающей его царицей Тай (Тейе, по старому). у ног царственной четы стоят их дочери Хенуттауи, Небетах и еще одна, имя которой неизвестно. всего в царской семье было 5 дочерей: уже упомянутые мною Хенуттауи и Небетанх, и еще АМОНсат, ИСИТА и БакетАТОН часто изображавшиеся на изображениях и в пластике. изображение Тай также очень часто встречается рядом с АМОНхотепом 3. на стелах, росписях и, особенно, рельефах в гробницах и в храмах, причём одинакового роста с мужем! нонсенс! этот факт свидетельствует о её незаурядном положении и её важной роли в жизни всей страны.



в профиль

ведь именно при Тай политтческая роль жены фараона, "Великой Царской Супруги", становится больше, нежели значение матери царя. в её изображениях впервые встречаются дополнительные символы божественного происхождения, как-то: коровьи рога и солнечный диск - атрибуты Богинь ХАТХОР и ИСИТы. Тай была первой царицей, которой был посвящён храм. храм этот в седеинге, между двумя водопадами. этому примеру в дальнейшем последовал РАмсесс 2, построив храм ХАТХОР, посвященный Нефертари МУТмерини а абу симбеле. в данной скульптуре царица изображена в длинном простом платье и в тяжёлом парике, как у Богини ХАТХОР, сверху на который одет головной убор в виде птицы с головами трёх змей, крыльями охватывающей голову Тай. на голове - "модиус" - круглый головной убор из змей выползающих из него по кругу. прообраз средневековых царских корон. в данном случае у Тай на модиусе изображены картуши с именами АМОНхотепа III.



АМОНхотеп 3. вид снизу

семейный тип статуи подчёркивает отстутствие некоторых царских регалий типа скипетра, посоха и других. что царь, что царица, сидят, положив просто руки на колени. царица же правой рукой по-семейному обнимает супруга. это сравнительно новый прообраз скульптур, изображающих царя как обычного человека, а не как божество, будет потом до передозировки культивироваться эхнАтоном, с его новыми канонами изображения правящей четы. но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.

и ещё одно. помнится, в прошлом году "Сотби" выставило на торги вышепредставленную женскую головку, идентифицированную как Небетах несмотря на сильные повреждения, полученые от рук вандалов. именно этот фрагмент является недостающим в скульптуре принцессы у ног царя. более подробнее описано сдесь

ну и на последок - как выглядела эта экспозиция каирского музея в позапрошлом веке:


фото издалека с первого этажа



и немного поближе, фото со второго этажа. статуя недавно восстановленная, да и экспонатов еще не так уж и много. туристов впрочем тоже
(с) Алексей Египтянин. 2009г.

памятник, искусство

Previous post Next post
Up