ДМиК
ХОХОТ МОЦАРТА
(первый вариант*)
Обложка альбома, очевидно, представляет собой портрет коллектива и процесс творчества. Солистка играет на домре, что явствует также из надписи на обороте. Содружество этого инструмента и его хозяйки Светланы Чапуриной является не просто визитной карточкой ДМИК. В нем и начало, и конец, в нем почти все достоинства и недостатки простенько-неординарного стиля группы. Фольклорные мотивы сочетаются с отзвуками трехаккордных рок-н-роллов и в сумме неожиданно дают ощущение чего-то вполне современного. Этот характерный стиль настолько четок и однороден, что цепь действительно различных по сути композиций напоминает разлитую во времени и пространстве музыкально-лирическую импровизацию. Явное заимствование многих характерных вокальных интонаци у Майка Науменко сообщает причудливому стебу текстов остроту и нервность, вплоть до того, что временами комбинация символов и опосредованностей приобретает исповедальный слог.
Что ж, в наше проблемное время нелегко живется даже детям знаменитостей. В утешение можно предположить только то, что на этом чаде природа отдыхать вроде бы не решилась.
Тоша Иванова
FUZZ № 5 (май 1998г.)
ХОХОТ МОЦАРТА
(первый вариант)
Третья по счёту - и в очередной раз не очень удачная - запись электрического проекта Светы Чапуриной. Просто карма какая-то: замечательные песни и ни одного пристойного альбома, представляющего эти самые песни в таком виде, в каком они должны быть (по наглому мнению автора сией заметки). По-прежнему из всех имеющихся в наличии релизов Светы наибольшего внимания заслуживает первый - сольно-акустический «Кобыль», несмотря на отвратительное качество. Демо СЪЕШЬ ГРИБЫ было первым блином, испечённым на электрической сковородке, и вследствие этого страдало некоторой неразборчивостью текстов, демо уже непосредственно ДОЧЕРИ МОНРО И КЕННЕДИ, родившееся 4.11.96 - действительно «демо», очень сырая запись, дающая приблизительное представление о Светином творчестве, и не более.
«Русский фолк-панк», блин! Немного фолка, немного панка, очень много Светы, которая по-прежнему не похожа ни на кого, хотя - если не в музыке, то в названии группы - полупрозрачный намёк на Биафру. Маразм: «крот» вместо «чёрта» - плод религиозных заморочек басиста Игоря Потапова; результат - песню слушать не могу. В двух вещах текст вообще переписан - «Мне поздно захотелось» стала глобально-философской и какой-то безысходной; «Много на свете разных историй» - по музыке бывший Винни-Пух, похоронивший Пятачка; переделка не настолько удачная, чтобы обрадоваться этому факту, но и не настолько неудачная, чтобы ему огорчаться. Собственно, совсем новых песен на альбоме не так уж и много, зато диапазон музыкальных и прочих тем огромен: от панковской стилизации до экзистенциального вальса. Последний - «Всё как всегда» - вещь года по произведённому на меня впечатлению, остальные же не отложились практически никак; старые-добрые «Муха», «Струп», «Времена года» и «Чукотский панк», не говоря уже о «Нежности» и «Розах», звучат на порядок сильнее.
Не хотелось бы в очередной раз ныть по поводу того, что этим песням «богатая электрическая аранжировка» не нужна, что она мешает восприятию… ну и прочее в том же духе. Наверное, Свете виднее, и, наверное, у неё были причины сделать всё так, а не иначе. Но грустно всё это, грустно. Жаль тех людей, которые не бывали на квартирниках у Зайца года этак три-четыре назад. Что ж, пускай слушают «Хохот Моцарта» - очень рекомендую, несмотря на всё вышеизложенное.
И картинка Олега Куковича на обложке - классная.
С.С.
ОСКОЛКИ 10/98
ХОХОТ МОЦАРТА
(первый вариант)
Новая электрическая программа талантливой питерской (редкое сочетание!) певицы и музыканта Светланы Чапуриной. По музыке и драйву самая сильная из всех существующих записей, но голос - … Видимо, я безосновательно назвал в своё время Зайца Ослом (хотя это стоило сделать по многим причинам), похоже, что всё это - концепция.
Такое ощущение, что Светлана поёт в шкафу. Впрочем, в звучании группы главенствующую роль играет музыка, так что невозможность разобрать тексты не очень обрамывает. С музыкой же всё в порядке - экзотическая домра, прекрасная подача, невероятный уровень «загрузки».
А вообще, мне кажется, что с существующими записями Чапуриной нужно поступить как в пьесе Гоголя (уж извините за банальность) Агафья Тихоновна хотела поступить со своими женихами (радуйтесь, ОСКОЛКИ, очередной «перл») - взять от каждой самое лучшее. То, что получится, нужно поставить на магнитофон, послушать и не слушать после этого ничего и никого другого - круче всё равно не услышите!
Свирепый Ёж (Колтуши) 9/98
ХОХОТ МОЦАРТА
(студия ЛИКИ)
Опустим на время незаурядную личность вдохновительницы и жрицы группы - Светланы Чапуриной (в журнале в с ней есть интервью), оказавшейся отчего-то дочерью двух символических трупов американской массовки, и перейдем сразу к Светиной музыке. Во-первых, это не первая электрическая запись Светы. Ее предыдущая группа отличалась более тяжелым и грязным панковским звуком, что, конечно, было само по себе замечательно, но в реве и хаосе гитарного скрежета как-то терялась одна из главных изюминок Чапуриной, а именно - ее неподражаемая домра. На этой записи Светиной домре отведено почетное первое место. В результате панк куда-то исчез, именно спрятался, затаился, хотя и не опустил голову, его присутствие в альбоме ощущается сразу же с первых аккордов. Впрочем, в нашей панковской стране понятие панка многоразово и растяжимо, как штатовский штопаный Челенджер, и отнюдь не относится к самой музыке. У нас чуть что более-менее почестнее, так сразу панк, как будто названий других мало. А уж ежели вместо гитары солирует что-нибудь нашенское, баян, как у Дяди Федора, или вот домра, как у Светы - то все, русский панк, однозначно. Хотя ни один из этих инструментов, как все догадываются, не является русским. И вообще, первое, что вспоминают о Чапуриной, так это то, что она единственная у нас рок-домристка. Это конечно так, и все мы за это Свету безмерно уважаем, но, по-моему, это все-таки не мешает ее музыке. У Чапуриной очень оригинальная и запоминающаяся мелодика, которая, конечно, идет от ее домры, но не только от нее. Соберитесь как-нибудь и отнимите у Светы домру, вы поймете, что никуда эта оригинальность не денется. Поэтому ее прошлые записи мне как-то ближе и дороже, не только поэтому, но это первое.
Второе, но не менее главное - тексты. Все, кто слушал первые Светины записи (например, КОБЫЛЬ), от этой напряглись. Света изменила тексты. Кто-то говорит - упростила их. Жалко, но муху не зовут больше Зоей, «добрый милый черт» стал теперь кастрироватым каким-то «кротом». Чертей всегда жалко намного больше, чем кротов, т.е. нас с вами, но и это не главное. Немного потеряла Светина поэзия, оттого что ее герои утратили свои первоначальные клички, но сами-то герои остались прежними. Еще одной потерей альбома стала его чистая запись, опять-таки, домру слышно, но чего-то не хватает, может, домру надо было подфузить? Грязи мало в моей жизни, пора съездить на Балатон. Что-то мы все о потерях, надо бы и о приобретениях. Во-первых, альбом длинный. Этакий «грейтест хитс». Весь классический Светин набор, плюс новые, очень классные песенки. «Все как всегда», на мой взгляд, вообще лучшая. Во-вторых, басисит убойнейший. Не знаю, играл ли он с ней раньше, но такого упертого фэнтези на четырех струнах я не слышал уже давно. В-третьих, пингвиненок сбоку на обложке, я чуть не заплакал от умиления, это мой тотемный зверь. Ну достаточно приобретений, а то перехвалю, а это для таланта очень вредно, даже для такого большого и постоянного, как Света.
Кора Дуба №5/1999
ХОХОТ МОЦАРТА
(студия ЛИКИ)
Трио из Питера и абсолютно лучший дебют из всех, что я слышал со времени «второго пришествия» МУМИЯ ТРОЛЛЯ (т.е. лет за пять). Представьте себе группу НОЛЬ, только вместо депрессивного дяди Федора Чистякова - свирепая девушка Света Чапурина, проникновенно поющая свои песни и играющая на домре. Самое ценное здесь даже не легко маркетируемая домра, а то, что песни очень хороши. Я не могу понять, почему это сокровище народного рока, после которого старческие потуги ЧАЙФА или КРЕМАТОРИЯ слушать как-то стыдно, до сих пор не имеет ни диска, ни компактов, ничего - кроме растущей культовой славы.
АК Троицкий
Ведомости (24.07.2000г.)
* О двух вариантах альбома ХОХОТ МОЦАРТА:
Апокрифический плач Бетховена