Товарищи, мужественно впрягшиеся в неблагодарное дело содержания «виртуально-присутственного места» достославного коллектива ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ, попросили меня, как аксакала и саксаула, немножко прояснить ситуацию с первым «официальным» альбомом проекта «Хохот Моцарта», что я, как свидетель и динозавр, и попытался сделать, обратившись к своим дневникам (это предупреждение на тот случай, если кто-нибудь вдруг попытается оспаривать даты).
Как известно, первый регулярный состав ДМиК появился на свет в конце июня 1996 года в Петербурге - в него вошли Светлана ЧАПУРИНА (голос, домра, песни), Олег КУКОВИЧ (барабаны) и Игорь ПОТАПОВ (басс). Буквально за пару недель была подготовлена небольшая программа на основе материала предыдущего проекта ЧАПУРИНОЙ с музыкантами из белорусского города Солигорск (ХАКЕР), и 5 июля группа дебютировала на фестивале в клубе ГОРА.
В течение осени в ходе неустанных репетиций программа была слегка расширена и, естественно, потребовала скорейшей фиксации. Зафиксирована она была 1 и 4 ноября 1996 года на репетиционной точке ДМиК в Холодильнике (Институте холода и пищевых технологий, где ПОТАПОВ работал телефонистом) Алексеем «Зайцем» ЗАЙЦЕВЫМ, звукооператором, энтузиастом акустического рока, устроителем квартирных концертов и просто - старым другом ЧАПУРИНОЙ. Было записано 12 вещей, в том числе новая на тот момент «Подержи меня над собой». Качество записи/сведения не удовлетворило, кажется, никого, и сколь-либо широкого хождения этот апокриф не поимел. Для вящего драматизма стоит отметить, что на момент записи Светка была уже на восьмом месяце беременности.
После рождения у Светланы и Олега сына Егора жизнедеятельность группы естественным путём замерла примерно на год, возобновившись лишь в начале 98-го. 3 февраля состоялся совершенно непонятный сольный концерт в Молодёжном театре на Фонтанке - в силу отсутствия какой-либо рекламы народу пришло человек 20, фактически по числу песен в обновлённом трек-листе. (Зрелище было душераздирающее: огромный пустой холодный зал, три человека на сцене рубятся, в зале три калеки и я, трясущимися от страха руками первый раз рулящий светопультом :) По результатам акции было принято решение срочно обзавестись демозаписью для ношения по клубам. Сказано - сделано. 28 февраля в Институте холода группа зафиксировала для потомков всю актуальную на тот момент программу. Звукооператором выступил сам ПОТАПОВ, запись велась на полуразобранный бобинный магнитофон АСТРА.
Новоиспечённый материал радовал слух задором и нетривиальными мелодическими решениями, но качество записи несколько хромало, поэтому, вняв моему неумолчному нытью, МОНРЫ решили полученный результат отмастерить, что и было проделано 14 марта на студии Ленинградского института киноинженеров звукорежиссёром Сергеем ХАРЧЕНКО. После этого кассета была размножена «Перспективным Музыкальным Издательством» ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК тиражом около 100 штук. Для пущего плезиру было сделано внушительное оформление со ставшим впоследствии каноническим портретом группы кисти КУКОВИЧА на обложке, и 4 апреля «демо-альбом», по прихотливой ассоциативной игре Чапуринского ума наречённый «Хохот Моцарта», увидел свет.
(Собственно, фраза о том, что «Хохот» «выпущен небольшим тиражом ПМИ ДОБРЫЙ ВОЛШЕБНИК», поныне сбивающая честных граждан с панталыку, была вставлена мною в давнишний-предавнишний пресс-релиз ДМиК сугубо из соображений понтовости - мол, есть у группы «релизы». Время было такое, пограничное.)
Невзирая на произведённый мастеринг, по прошествии непродолжительного времени саунд «Хохота» перестал удовлетворять взыскательных музыкантов и на повестке дня встал вопрос о записи на «нормальной студии». За неимением прочих вариантов группа снова постучалась в учебную студию ЛИКИ. Поскольку запись барабанов для кино и телевидения, видимо, не предусматривалась, МОНРАМ пришлось тащить из Холодильника свою прекрасную Энгельсовскую установку (которую эти дюже организованные акыны не удосужились забрать из ЛИКИ ажно до конца августа, так что когда мы с КУКОВИЧЕМ пришли туда писать барабаны для моей «Смертоносицы», нас ожидал приятный сюрприз :)
В ночь с 3 на 4 июня Сергей ХАРЧЕНКО зафиксировал второй вариант «Хохота». На сей раз в качестве рекордера выступал 8-канальный FOSTEX Model 80 Recorder/Reproducer, однако поздний час, непривычная обстановка студии, негромко тикающий счётчик, а также выселение ЧАПУРИНОЙ для изоляции от звука барабанов в одиночную тон-камеру без окон (где она сидела одинокая и грустная, а мы изредка ходили её навещать) - всё это не лучшим образом сказалось на общем драйве. В результате мы имеем канонический расклад, когда любительская, но искренняя запись, выполненная с большим количеством технических огрехов, греет и радует намного сильнее, нежели выверенная, но лишённая искры студийная.
Тем не менее, как бы ГУРЬЕВ ни тосковал по волшебному звуку Потаповского басса из Холодильника, «в народ» пошёл именно второй вариант, уже позиционируемый именно как «альбом». До выхода в 2000 году «Поражения», «Хохот Моцарта» оставался единственным релизом, который группа распространяла на своих концертах, причём обложки традиционно распечатывались на струйном принтере их тогдашним импрессарио Димой ДЕЛЕНДИКОМ.
В 2002 году «Хохот» был наконец-то выпущен вполне официально Питерским лейблом СARAVAN Reсords - на кассетах, причём для оформления использовался не канонический вариант обложки, а то, что я из него сляпал на скорую руку для коробки под CD-R. В обстановке общего пофигизма издающая сторона решила, что это и есть оформление, а издаваемая - не придала этому значения, в итоге обложку мы имеем довольно кургузую. Плюс - для «оптимизации» продолжительности сторон изменён порядок песен, а во избежание тёрок с правообладателями две «криминальные» вещи - Пахмутовская «Нежность» и Морозовские «Розы» - и вовсе выброшены. Чудо, а не релиз.
По-хорошему, безусловно имеет смысл переиздать дебют МОНРОВ на компакте хотя бы к 15-летию альбома, тем более что к вящей радости всех, на диск со свистом войдут оба варианта - и Холодильник и ЛИКИ - да ещё и для пары Зайцевских бонусов место останется. Дело лишь за малым - найти идиотов, которые бы взялись за этот «беспроигрышный» с точки зрения коммерции проект.
Я-Ха
18-19 февраля 2010 г. СПб