Что делать под водой

Jan 24, 2014 19:58



Что делать под водой

24 января, 19:35

До приобретения дорогостоящей водолазной техники, нужно пройти какие-нибудь водолазные курсы. Здесь мудрые водолазы-инструкторы научат вас как вести себя под водой, что нельзя делать, и что делать, когда вы сделали то, чего нельзя делать. Но перед любыми курсами обязательно прохождение медицинской водолазной комиссии. Кроме того, что всегда полезно узнать нечто новое о своем организме, существует ряд ограничений  для занятий подводным плаванием, которые может выявить только врач. К примеру, здоровья у вас - не меряно, и диаметр бицепса 45 см, но есть маленькая дырочка в барабанной перепонке из-за забытой в сопливом детстве болезни. Тогда  ваш первый спуск может оказаться последним.
     Столь мрачное вступление необходимо для того, чтобы проникнуться уважением к морской среде. Ведь море скрупулезно ведет селекционную работу, убирая наиболее беспечных или дурных.
     Итак, вы с товарищами славно отметили получение водолазных корочек и в первые же выходные на катере или яхте отправились погружаться в морские пучины.



Даже после первого спуска в грязном  бассейне или в мутном природном водоеме любого человека охватывает состояние эйфории - радостного возбуждения совсем не соответствующего пройденной негигиеничной процедуре. Это проверено и на себе и на сотнях курсантов водолазной школы. Когда же человек погружается в воду, где все видно хотя бы на  расстоянии вытянутой руки и там на дне теплится хоть какая-нибудь загадочная подводная жизнь, то радостное возбуждение после спуска перерастает в тихое восторженное помешательство, которое выражается либо громкими междометиями, либо неудержимым словесным потоком - это у кого как с лексикой. Но, не зависимо от интеллекта, восхищенные глаза горят у всех одинаково.
    Нам, ребята, несказанно повезло в том, что мы живем во Владивостоке на берегу Японского моря. Повезло, разумеется тем, кто  любит больше ходить под воду, чем в филармонию. Прозрачность воды у нас обычно 3-5 метров. Но есть места, где видно, как в тропиках -  больше, чем на пятнадцать метров. А подводные скалы и россыпи  огромных глыб, и илисто-песчаное дно - густо заселены. Ныряя в унылом Черном море, я искренне верил, что фотографии кипучей подводной жизни сделаны  если не в аквариуме, куда накидали всякой твари по паре, то по крайней мере  в местах доступных только героям Клуба путешествий. Когда я приехал в Приморье и прямо у причала в заливе Восток первый раз зашел по пояс в воду и надел маску с трубкой, то чуть загубником не подавился от увиденной красоты. Создалось впечатление, что специально к моему приходу здесь собрали звездочек, ежей, подсадили мидий и украсили это великолепие водорослями. В Японском море так прекрасен подводный мир повсюду, кроме мест, где старательно вытравлено все живое.
     Для человека, полюбившего подводное плавание, есть еще одно везение. Это то, что мы живем сейчас, а не в запойно - застойные годы, когда можно было купить только кем-то украденную хорошую технику и когда единицы имели возможность понырять в тропиках наравне с Кусто. Счастливчиками  были армейцы, защищавшие «ридну Эфиопщину и Вьетнамщину» или академики, удовлетворявшие собственное любопытство за государственный счет. Сейчас  эти ребята как раз сидят на берегу, а все остальные могут покувыркаться и на Большом Барьерном Рифе Австралии, и в лагуне о. Сайпан, и среди тропических рыбок Таиланда, и в любом другом месте, куда при большом желании всегда можно насобирать денег на поездку.
     Но я отвлекся, читатель. Наш катер уже подходит к бухте, где вы собираетесь первый раз самостоятельно нырять. Брошен якорь, вы облачились в красивый скафандр и в радуге брызг ушли под воду.
      После рождения у человека  одним из первых проявляется хватательный рефлекс. Суньте палец младенцу - он его  цоп, а за погремушечку ухватится - не отдерешь. Точно такая же реакция  у всех, кто впервые пошел под воду. Увидел звездочку - хвать. Ежика - в кошелку. Даже обросшая пивная бутылка вдруг приобретает  в его глазах особенную ценность и желание продемонстрировать ее там наверху. Когда я в первый раз повел под воду жену, то одной рукой непрерывно принимал от нее звезд, ежей, пустые створки ракушек, консервные банки и даже камушки. А второй рукой я незаметно все это добро выбрасывал. После спуска излияние бурных восторгов сменилось не менее бурным возмущением по поводу пропавших трофеев. Именно из-за «хватательного рефлекса» новоявленные водолазы  невольно пополняют ряды браконьеров.  Этот рефлекс можно закрепить и заняться профессиональным сбором ежей, морской капусты или противозаконной добычей трепанга и гребешка. Но это те - кто ушел в «профи», а что же делать под водой всем остальным любителям? В акваланге подводная охота не разрешена. Слишком не равные условия у человека и рыбы. Вот когда вы в маске с трубкой, задержав дыхание, ныряете на глубину 5-10 метров и пытаетесь выследить и подстрелить золотого окуня или камбалеху - это разрешенный спорт. В акваланге остается только любоваться подводными ландшафтами.
     Очень  впечатляет экскурсия на затонувшее судно. И неважно, затонуло оно в разгул ожесточившейся стихии или в штилевую погоду по разгильдяйству пьяного штурмана. Под водой загадочно чернеющие проломы в бортах, обросший ракушками и пурпурными асцидиями такелаж и разрушенная рулевая рубка всегда вызывают романтическое любопытство, веру в страшную тайну гибели корабля и непременное наличие несметных сокровищ в его чреве. Поэтому всегда после первого осмотра начинающий водолаз пытается  чего-нибудь выломать или найти из прошлой жизни судна. Так, например, достаточно долго валялась у нас дырявая алюминиевая кастрюля, единственным достоинством которой было то, что ее подняли из камбуза затонувшего корабля. Штурвал же - самый лакомый приз при нырянии на затопленном пароходе, конечно давно снят более опытными и шустрыми водолазами.


Рисунов В.Одинцова

Кроме замечательных археологических находок, на дне моря можно найти не взорвавшиеся бомбы в районе стрельб и бомбометаний или утерянные бог знает когда мины и торпеды. Такие находки сильно подстегивают выделение адреналина в крови и могут подтолкнуть к излишнему любопытству. Ребята, не нужно ножиком скрести ржавчину на корпусе бомбы, чтобы узнать место и срок ее изготовления. Запомните, что взрывами глушат не только рыбу.
     Самая курьезная подводная находка была у меня в Амурском заливе. Совершенно случайно я наткнулся под водой на аккуратно застегнутую большую и тяжелую хозяйственную сумку. Справившись с замками, я обнаружил, что она битком набита чуть тронутыми ржавчиной консервными банками. Вскрытие последовало незамедлительно. В банках была краденая красная икра, выброшенная за борт злоумышленником при нагрянувшей проверке. Все бы хорошо, но по закатке жесть прогнила и донышки банок выбивались пальцем. Я долго сидел на дне и одну за другой протыкал банки в надежде найти хоть один неиспорченный трофей. Тщетно. Оставив на дне гору банок и уносимые течением икринки, я всплыл с добротной, но пустой хозяйственной сумкой.
          Другая история случилась в полукриминальном автомобильном бизнесе. Судно, пройдя у причала таможню и погранцов, прямым ходом направилось из порта в открытое море к берегам Японии за подержанными иномарками, но неожиданно сбросило ход и остановилось. Пропал пакет с многими тысячами долларов на покупку машин. Деньги, конечно, не были задекларированы, а были спрятаны в мусорной карзине. После отхода, уборщица, наводя порядок, выбросила в иллюминатор все содержимое злосчастной корзины. Судно остановилось, чтобы засечь предполагаемое место дорогой потери.  Спустя месяц, водолазы деньги нашли.
     Но сумки с краденым добром и пакеты с баксами не раскиданы по всему дну. Рано или поздно острота ощущений первых спусков пропадает и появляется необоримое желание что-нибудь делать под водой. Есть энтузиасты подводных археологических экспедиций с картами мест, где лежат легендарные затонувшие корабли. Каждый год в компании с профессиональными водолазами и учеными историками они уходят летом на месяц в экспедицию и кроме личных впечатлений привозят оттуда трофеи, которыми пополняются экспозиции Владивостокских музеев. Но это раз в году и надолго. Обычно же любители ныряют урывками по выходным или максим на неделю удается убежать на острова от забот и неотложных дел.
     Самое азартное, интересное и благодарное дело под водой - это фото и видео съемка. Мало того, что интересен сам процесс: подготовка, поиск красивых мест, съемка. Результат каков! Не каждый может рассказать, как здорово, красиво там было и какие ощущения возникают от игры с осьминогом или морской собачкой. Но на снимках или на видеокамере все это остается на долгую память и себе и людям.
Прекрасно, что канули в Лету времена, когда нужно было ваять самодельные боксы для фотоаппаратов, паять фотовспышки, доставать пленки и отрабатывать режимы их проявки. Все серийно, все доступно и все есть в магазинах. Если  же нет сегодня - вам по заказу доставят это через месяц. И тогда, в холодные зимние вечера, вместо «Подводных приключений команды Кусто» вы под восхищенные вздохи вперед и взад будете гонять уникальную запись: «Я, любимый, сильный и красивый  - покоритель подводного мира» на зависть всяким прочим, которые актинию от асцидии не могут отличить.

Previous post Next post
Up