«Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:
Дороги трудны, но хуже без дорог»
Ю. Визбор
На второй день был запланирован длинный маршрут потому, что базовый лагерь переезжал из окрестноей Кологрива мы перемещались на Запад к реке Нея и городку Антропово. Ну и кроме того длинные перегоны чередовались с большим количеством точек интереса.
Со свежими силами приступим.
> Вид из нашей спальни на окружающую действительность, который нас весьма радовал.
Начать решили с ближайших к лагерю точек и найти все-таки в Шоргутово церковь. Перед Шоргутово мы заехали посмотреть церковь Троицы Живоначальной в Запоженье, которая была видна из лагеря. Церковь находится на возвышении и от её основания открываются прекрасные виды на окружающую нас тайгу и на первый лагерь. Многие команды решили посмотреть эту церковь, поэтому мы оперативно выдвинулись на запланированный маршрут. На въезде в деревню Шоргутово появилась информация из роуд-бука... церковь давно разрушена. Face palm всей командой.
> Церковь Троицы Живоначальной в Запоженье виднеется из лагеря.
> Церковь Троицы Живоначальной в урочище Павликово притаилась среди молодого елового подлеска.
> Сохранившиеся фрески в церкви.
> Сохранившиеся фрески в церкви.
> Сохранившиеся фрески в церкви.
> Ржавеющие обломки.
> Возле церкви активно добывали камень. Когда одна из стен рухнула на экскаватор и водитель чудом уцелел, то добычу прекратили.
> От основания колокольни открывается чудесные вид на окрестности и на ЧухЛагерь.
> Костромская тайга кругом и везде.
В силу запланированного длинного маршрута на второй день пришлось ограничиться "обзорной" экскурсией по Кологориву, о чем мы сильно сожалели, проезжая через него. Город производит весьма приятное впечатление и кажется очень уютным и спокойным, каковым он и является. В городе стоит много домов с резными наличниками, деревянной отделкой фронтонов и резными украшениями торцов крыш. Основной точкой интереса этого дня у нас было урочище Шлыково, дорога к которому была красно-желтого оттенка. Уже дома я наткнулся на интереснейший отчет о путешествии по Кологриву и его окрестностям и решил в обязательном порядке его отметить тут - столько много фотографий и любопытной информации в одном месте мне не попадалось. Собственно вот он -
Кологривский морок на сайте holiday-trips.ru По пути залетели на бензоколонку ТНК под Кологривом, где стоял одинокий ТЛК 105, а его пилот поделился с нами талоном на скидку при заправке - очень приятно. Пока я думал - лить или не лить, пока ковырялся в багажнике, пока бодяжил присадки к топливу, к нам в хвост встал УАЗка головастик. Кругом было тихо и спокойно, кричали птицы, умиротворяюще тарахтел наш мотор. Выйдя из магазинчика-кассы я внезапно оказался в ЧухЛагерь - ко всем имеющимся колонкам подкатили по два-три внедорожника увешанных разномастным железом, хай-джеками, сенд-траками, фарами разных калибров, ощетинившиеся хвостами СВ и УКВ антенн. У пилотов глаза горели, штурмана потягивали чай и кофе, сверяясь с картами от ЧухОргов, некоторые экипажи перебрасывались шуточками, но все были по деловому собраны и расторопны. Жизнь кипела, а царившее ранее спокойствие было решительным образом нарушено. У мужичков в УАЗке головастике, стоявшем у нас в хвосте, глаза раскрылись так широко, что могли по размеру поспорить с фарами УАЗки. Помахав их рукой и подняв вверх большой палец в знак глубочайшего одобрения всего окрестного мы отчалили и направились по маршруту.
> Силами ЧухУчастников энергия праздника была принесена и сюда.
> Вид на Кологрив с противоположного берега Унжи.
Полистав роудбук, мы решили сделать небольшую петельку и заскочить в одну из точек первого дня - село Павлово, которое до 60х годов называлась Вонюхом и которое является родиной генерала армии Павлова Д. Г. (
статья в Вики). Село Павлово, кроме известного земляка, может похвастаться тем, что в нем спрятался Варварин ключик и деревянная часовня 19 века, чудом сохранившаяся, но на неё уже положили глаз охотники за деревом (
история Варварина ключика и
попытки реставрации ). Непередаваемые чувства настигают в этом месте - шелестит сухая трава на морозном осеннем ветру, звонко журчит водичка, бегущая по деревянному желобу и срывается вниз, а кругом тишина. Перебравшись на другую сторону речушки Ичежа дошли до часовни Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению охотники за бревнами оставили тут свой след - довольно внушительная часть стены беспощадно выпилена. Увы, души людски неумолимо черствеют. С этой печальной мыслью мы направились обратно к источнику, чтобы набрать воды и отправляться дальше в путь.
> Память об известном земляке и сыне Костромской земли.
> А вот и Варварин ключик.
> Часовня спряталась среди молодого подлеска.
> Неумолимая рука времени вносит во все свои коррективы.
> Вода источника весьма приятна на вкус.
Основное направление до съезда к урочищу Шлыково - пыльный грейдер весьма неплохого качества, хорошо промерзший и местами заледеневший, то взлетающий вверх, то ныряющий в низины, а иногда убегающий за угол леса. А вот и нужная деревня, а за ней снова лесные дороги, взорванные тяжелой техникой, вывозившей лес, широкие лужи, под крепчающим, но все равно тонким, панцирем льда и словно каменные гребни - промерзшая грязь, выдавленная из колей колесами тяжелых машин. Для разнообразия встретили заледеневший провал к мостку и таким-же крутым выходом - прекрасный опыт для всех тех, кто уверен что зимой МТ-резина "валит и едет". По дороге к урочищу упражняемся в пилотировании по межколейнику, осложненному движением с горы или в гору. За лавированием среди ям и колей дорога незаметно вывела нас к деревянному цилиндрическому зернохранилищу, а от него рукой подать до Шлыково. Деревня Шлыково, когда-то многочисленная, сейчас представляет собой обычную деревню, ничем не показывающую свою печальную судьба, только улицы и дворы заросли травой больше обычного, обвалились заборы, да в некоторых домах окна разбила или непогода, или неразумные люди и над этим всем, ставшая неизменным спутником всех Чухэкипажей, висит звенящая тишина.
> Небольшие обледеневшие горочки.
> Дорожку можно назвать простой условно - раскатанные горки требовали аккуратной работы газом и отсутствие спешки.
> Зернохранилище из дерева - такие сооружения в средней полосе большая редкость.
> Деревня Шлыково, хотя уже можно назвать её термином "урочище".
> Деревня Шлыково, один из пятистенков, которые раньше хранили тепло жизни живущих на этой земле, но под гнетом времени все больше и больше врастал в землю, возвращаясь к своим корням.
Если проехать еще пару-тройку километров в глубь, кажущегося глухим, молодого подлеска и зрелого леса, то среди гигантских дубов, вперемешку с не менее гигантскими соснами, всплывает чернеющей громадиной Николаевская церковь на погосте села Шлыкова. Церковь, построена в 1914 рядом на средства прихожан села Паломы и купеческой вдовы из Кологрива - Анны Ивановны Юдиной. После войны церковь "переквалифицировали" в школу, куда приезжали учится детишки из окрестных деревень (по дороге к Шлыково мы не видели ни одной деревни на протяжении 2-3 км, что немного указывает на то, что раньше окрестных деревень было значительно больше или-же самая деревня Шлыково была весьма большой и обширной) и в такой ипостаси она была оставлена людьми. Об исходном предназначении напоминают только заложенные входные ворота в храм, которые "в последствии" стали большими окнами, да характерные очертания всего здания. О школьных годах говорит оставшаяся внутри бело-синяя окраска школьных стен. Хотя церковь находилась на кладбище, но до наших дней не одного намека на него не сохранилось. В общем посещение Шлыково настроило нас на философские размышления, под которые оказалось неплохо ехать обратно.
> Николаевская церковь возле села Шлыково.
> Николаевская церковь возле села Шлыково.
> Трафик и пробки.
По пути назад "встряли" в небольшую пробку - на том самом мостике с крутыми ледяными спуском и выходом вынимали УАЗичку, неаккуратно уперевшуюся задним мостом в бревно, торчащее из моста. Перед нами оказались две машины, с которыми мы потом практически след-в-след прошли весь оставшийся путь, заехав в Гусево. Дорога до этой деревни была достаточно напряженна именно по концентрации внимания пилота, так как засад как таковых не было, но были гребни застывшей грязи и льдины луж, таящих в себе неясную пучину. Но были и веселые неожиданности, вот одна из них - мы выскочили из чащобы на очередную дорожку, взорванную большими колесами и в таком состоянии замерзшую, а эта дорожка оказалась одной из секций спецучастка трофи-рейда "Сусанин-Трофи". Теперь в шутейном разгворе можно легко обмолвится, что мы легко прошли участок Сусанин-Трофи и при этом даже лебедку не разматывали. Преодолев несколько километров такой вот "условной" дороги мы наконец-то добрались до Гусево, в котором стоит Церковь Воскресения Христова постройки 1857-1868 годов, хотя основана она была еще раньше - в 1648 году, но время внесло коррективы в форму здания. К сожалению храм оказался закрыт, а ломится в символически закрытые ворота (на воротах в петлях весел открытый замок) мы не стали, а в связи с наступлением послеобеденного времени мы решили выехать из деревни и сделать небольшой привал.
> Лед на многих ручьях-речушках предательски тонок.
> Дорожка. В очередной раз благодарим погоду, что все замерзло, иначе борьба была-бы жаркой.
> Участок Сусанин-Трофи мы прошли ;)
> Церковь Воскресения Христова в Гусево 1857-1868 годов постройки.
> Мы подумали, что это - оригинальное решение скворечника, но на самом деле просто будка.
От Гусево начинался вполне себе приличный асфальт, который должен был нам помочь побыстрее преодолеть участок в 60 км, отделявший нас от следующего "спецучастка". Между тем уже начало смеркаться да и организм как-бы намекал, поэтому стало очевидно, что перерыв на "перекусить" был необходим, поэтому съехав в поле мы принялись за трапезу. На обед у нас был припасен белый хлеб и прекрасная охотничья колбаска местного производства, полученные утром на выезде из лагеря заботливыми Чухоргами. В 2012-м году нам выдавались такие-же пайки с наказом: "Чтобы лучше колбасилось!". Кстати, если в городе вы не любите пить горячие напитки, то в глуши Костромской тайги такая, кажущаяся обыденной в буднии дни, вещь, как кружка горячего чая (или кофе) приобретает особую ценность и доставляет несказанное удовольствие. Но это все лирика.
> Небольшое лирическое, можно сказать "обеденное", отступление.
Участок асфальта в 60 км, после целого дня лавирования среди замерзших до окаменения грязевых колей, казался чем-то прекрасным, не взирая даже на то, что его состояние местами было весьма посредственно. Через некоторое время оказываемся у нужного нам поворота на желтую дороженьку, уводящую куда-то в глубь леса в направлении Кужбал - Заингирь - Тотомица. Дорожка, в лучших традициях то была идеально ровной и гладкой, то превращалась в замерзшие участки боевых действий, выглядевших со стороны весьма жутко. На одном и скачков по замерзшим колеям у Практиков отрывает крепление багажника - Лешка весь вечер искал источники стука неясной этимологии и вот "хороший" стук себя проявил. Пришлось делать незапланированный привал и в ночи переставлять "боевую подводную авианесущую байдарку "с Практиковой крыши на нашу экспедиционную корзину и притягивать её грузовыми стяжками. Честно говоря я сильно переживал на счет того, как я довезу "боевую байдарку" сквозь лес, но ничего страшного не произошло и мы продрались через лес и даже с ней доехали до Москвы. По дороге мы проехали через два села с необычными названиями - Кужбал и Заингирь. В селе Кужбал стоит две церки - Воскресения Словущего, построенная из дерева в 1762 году, и церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная из кирпича в 1822 году - к нашему сожалению увидеть что-то интересное в темноте было сложно, поэтому мы просто смотрели и удивлялись - размаху, величию и запустению. Дальнейший наш маршрут проходил через село Заингирь, в котором стоит каменная церковь Троицы Живоначальной, постройки 1892 года. Единственное что нам удалось - осветить общий контур сооружения люстрами машин и немного полюбоваться величественным храмом, который пытаются восстанавливать и это вроде неплохо получается.
> Экстренное переоборудование машины.
Дальше была самая увлекательная игра - найди в лесу путь к поселку Тотомица. Собственно главная проблема этого поиска была в том, что в очередной раз мы лихо махнули в неезженный поворот, куда вели следы жипов. И вроде ехали мы в правильном направлении, и по следам, и на развилках мы шли по самому правильному, как нам показалось, пути. Но, не доезжая 10-12 км до Тотомицы, мы оказались возле исчезнувшей техники. Следы шли, шли и вдруг кончились. По топографическим картам шли мы как нужно, но вот неожиданность. Протопав ножками метров 300 ночного глухого леса пришлось констатировать, что впереди нас ждут следы трелевочника, который конечно тут давно не ездил, но следы его разрушительной деятельности вполне себе остались до сих пор. Мнения разделились - возвращаться и искать нужную своротку или героически рубится всю ночь.
На заре нашей молодости, на одной из вылазок, встретился нам опытный дядечка Сережа (на его машине была наклейка "4х4 Тур", но был-ли он из этого уважаемого клуба или нет, я не знаю), который, глядя как мы самозабвенно копаемся в очередной колее, выкорчевывая машину одного из участников, заметил: "Если вы видите Жопу, то можете быть уверены - где-то рядом обязательно есть объезд этой жопы. Человек, создание ленивое, поэтому рубится по несколько раз в одном и том-же месте не будет и потому как можно быстрее найдет или проложит объезд. Это действительно и в степях Казахстана, и в лесах Карелии, и на курумниках Хибин и Урала. Везде человек одинаков." Хотя с тех пор прошло очень много времени (!:)), но мы часто вспоминаем его слова в наших вылазках и каждый раз они действуют безотказно. Вот и в этот раз схема сработала, подтвердив тем самым правило - стоило пройти на 20 метров в сторону от взорванной трелевочником дороги, как обнаружился вполне хороший, ровный и плотный объезд, а съезд на него оказался как раз рядом с головной машиной. Немного пороняв сломанные кем-то, проезжавшим за долго до нас, деревца мы вышли на объездную дорожку и продолжили продираться сквозь густой лес в направлении второго лагеря.
> Картина леса, выбеленного и освещенного мощной "люстрой", окружала нас на протяжении всего вечера.
Фотографий леса и той дороги у нас не сохранилось, что жалко, но этот опыт был бесценен. Оставшиеся километры мы проскакали на одном дыхании и достаточно однообразно - словно ледокол льдины, мы раздвигали нависающие над дорогой еловые ветки бортами машин, преодолели по дороге симпатичный мосток. По красивой и непростой дороге, тянувшейся вдоль русла реки, мы вышли к бывшему депо УЖД в Тотомице. Дальше дело осталось за малым - найти правильный съезд ко второму лагерю, в котором нас ждал глинтвейн/грог, горячий чай и отдых.
> Схема ЧухЛагеря - все предельно понятно и наглядно.
Использовались материалы порталов и статей:
-
Кологривский морок-
Полная Чухлома 2014. Кологривский тупичок-
Храмы России Рекомендую ознакомится:
-
Видео команды "Хуторок" о чудесном резчике Александре Большакове, снятое на ПЧ2014 >
Я и наш Машин на Драйве2<
>
Поток мыслей о Чухломе на Драйве2<