Литва: обыкновенный фашизм
12 января 2013, Николай Малишевский Официальная версия кровавых событий в Вильнюсе 13 января 1991 года служит сегодня в Литве идеологическим фундаментом русофобской конфронтации с восточным соседом. Версия гласит, что при взятии под контроль телебашни «советские воины умышленно убили 13 безоружных лиц и одного спецназовца». А правда о том, что произошло тогда в действительности, равно как и любые сомнения в официальной версии, караются в Литве в уголовном порядке…
Литовские власти уже несколько лет пытаются засудить молодого литовского политика и дипломата кавалера ордена «За заслуги перед Литвой» (2004) и французского Ордена Почётного легиона (2002) лидера Социалистического народного фронта Литвы Альгирдаса Палецкиса за реплику, произнесённую в ноябре 2010 года в радио-интервью и гласившую, что во время событий в Вильнюсе 13 января «свои стреляли в своих». По требованию представителей правившей консервативной партии прокуратура и судебные инстанции возбудили против А.Палецкиса уголовное дело за «отрицание агрессии СССР против Литвы 13 января». Это первый за двадцать с лишним лет прецедент на постсоветском пространстве, когда под предлогом необходимости осудить «отрицание советской агрессии и оккупации» судят за правду!
В январе начавшегося 2013 года власти Литвы собираются засудить-запугать и свидетелей-вильнюсцев, утверждающих, что советские солдаты не стреляли в литовцев. Одновременно литовские правоохранительные органы и прокуратура игнорируют либо целенаправленно замалчивают многочисленные факты и показания свидетелей по делу, затянувшемуся более чем на два десятилетия, по которому убийцы до сих пор не найдены! Прежде всего, потому, что признание истины де-юре способно разрушить русофобские идеологические конструкции нынешних литовских властей. Об этой причине преследования А.Палецкиса предельно откровенно заявил на одном из судебных заседаний свидетель обвинения А.Мядалинскас: «Иная трактовка (отличная от нынешней официальной) этих событий была бы политически невыгодна»!
Однако правда о провокаторах-националистах, стрелявших с крыш домов, расположенных напротив телебашни, в собравшихся внизу людей из автоматического и охотничьего оружия, находит дорогу к людям. Она уже делает это на страницах книг В.Пяткявичюса «Корабль дураков» (2003), политзаключенного Ю.Куолялиса «Сквозь тюремную решетку» (2010), Р.Озоласа «Проблески зари» (2010). Авторы, приводя многочисленные свидетельства и документы, включая официальные, прямо утверждают, что организаторами убийств 13 января являются председатель Верховного совета (ВС), фактически первый руководитель независимой Литвы В.Ландсбергис (сын министра временного правительства, подписавшего 25 июня 1941 года приветственное письмо "освободителю Литвы от большевистского гнета" Адольфу Гитлеру) и приближенный к нему министр обороны А.Буткявичюс, «прекрасно отдававшие себе отчет в том, что на американцев безотказно действует единственный аргумент - гибель безоружных людей».
А.Буткявичус уже давно это не скрывает. В 1997 году, находясь на военной стажировке в Англии, он заявил английским журналистам, что во время штурма вильнюсской телебашни в толпу с крыш домов стреляли его боевики, включая подготовленных американскими спецслужбами снайперов. Затем, в апреле 2000 года, поссорившись с Ландсбергисом, он откровенно поведал литовскому еженедельнику "Обзор" еще и о том, что они, как организаторы провокации, «сознательно шли на жертвы». Однако после короткого скандала вокруг признаний Буткявичуса о них быстро «забыли».
О том, что январские события были спровоцированы Ландсбергисом, первой публично заявила 17 июня 1991 года известная литовская писательница и активная сторонница независимости депутат ВС Литвы Видманте Ясукайтите: «Печально, что 13 января наши юноши неизвестно почему пали жертвами у телебашни. Я, вместе с другими депутатами, прибыв к башне, уговаривала ребят уйти, так как нам было известно, что эта провокация была подготовлена В.Ландсбергисом. Но ребята были пьяны и не хотели нас слушать. Здания телевидения и Дом печати были заняты, так как оттуда распространяли клеветническую политику ландсбергистов. Если бы Ландсбергис был настоящим литовцем, то всего этого не было бы. Советские солдаты выполняли воинский долг, а люди погибли из-за расчетов Ландсбергиса. Такое правительство ведёт нас к обнищанию и погибели. А Ландсбергис, идя по пятам своего отца, создает в Литве фашизм...»
Литовская судебно-медицинская экспертиза еще в 1991 году установила факт обнаружения в телах погибших пуль от охотничьих винтовок и траекторию поражения жертв с крыш. Сверху вниз, под углом 40-50 градусов (поэтому убитых тогда же спешно захоронили, ничего не расследуя). В то время как советские военнослужащие находились внизу у телебашни и, по свидетельству очевидцев-литовцев, не стреляли (да и не могли этого делать, поскольку им просто не выдали патроны). Факты стрельбы с крыш по молодежи, оглашённые А.Палецкисом, подтвердили на суде и многочисленные свидетели тех событий. Включая экс-сотрудника 6-го отдела МВД Литвы В.Шульцаса, который с группой из пяти коллег вел в тот день киносъемку событий.
О причинах кровавой провокации заявил на суде свидетель Д.Е.: «Я являлся членом «Саюдиса» с момента его создания. Первоочередной задачей для правления «Саюдиса» являлось - как избавиться от военнослужащих Советского Союза... После долгих обсуждений в правлении тогдашней Демократической партии мы пришли к выводу, что необходимо создать ситуацию в Литве, которая поможет максимально сплотить и объединить народ. Кто-то подкинул идею о неизбежном кровопролитии. 12 января 1991 года мы приехали к Вильнюсской телебашне. Нас встретил знакомый и сообщил: «К сегодняшнему вечеру все готово... Будет хороший сюрприз». На следующее утро, т.е. 13 января 1991 года, в штабе «Саюдиса» было созвано заседание совета «Саюдиса», на котором послышались реплики: «Наши вчера стреляли». Для нас это была ошеломляющая новость. Тогда было принято решение - молчать! Ранее ни при каких обстоятельствах я об этом не говорил и только сегодня впервые решил рассказать». Другой свидетель, в прошлом член правления «Саюдиса» Б.Билотас, на суде против А.Палецкиса также признал, что 12 января в руководстве организации заявляли: «...было бы неплохо, чтобы пролилась кровь, дабы сплотить народ и ускорить уход русских», а 13 января, после трагедии, в штаб-квартире «Саюдиса» на проспекте Гедеминаса-1Б он «не раз слышал со всех сторон слова: "Стреляли свои"».
Подобным образом «свои стреляли в своих» в Литве не только в конце, но и в середине ХХ века. Убивая не только советских военнослужащих, но и простых литовцев - учителей, крестьян… Зачастую целыми семьями, вместе с маленькими детьми. Сегодня эти убийцы и подонки для властей Литвы - «свои», их превратили в героев. Из их кровавых «подвигов» выводится русофобская «традиция национального патриотизма», вычеркивающая из людской памяти десятилетия жизни в СССР. Это еще одна опора идеологического мифа о событиях начала 90-х, внедряемого в головы молодежи, - мифа о том, как группа диссидентов и народных активистов из «Саюдиса» защитила 13 января демократию и вывела литовцев из тоталитарного социалистического ада в демократический рай.
При этом правда никого не интересует. О том, например, что ни о какой «агрессии СССР против Литвы» и речи быть не могло. Хотя бы потому, что 13 января 1991-го не было даже литовского гражданства, а сама Литва была лишь маленьким «паззлом» в большой геополитической игре (одновременно с провокацией в Литве США начали бомбить Ирак).
Альгирдас Палецкис заявляет, что сказал правду о событиях 13 января потому, что уверен: многие проблемы современной Литвы начались именно тогда, с той провокации, расколовшей народ на коммунистов и некоммунистов, литовцев и русских, патриотов и псевдопатриотов и способствовавшей скатыванию Литвы на уровень латиноамериканских «банановых республик».
Действительно, за два десятилетия в Литве уничтожена практически вся промышленность, все построенные в СССР заводы-гиганты. Зато появилось очень много безработных и нищих. Население уменьшилось более чем на 23%. Более полумиллиона литовцев эмигрировали на Запад, который способствует расколу литовского общества, вспоминая, когда ему надо (например, для продвижения польских интересов с помощью литовских поляков), что в советское время никакого ущемления прав нацменьшинств в Прибалтике не было и, наоборот, игнорируя и замалчивая русофобские и фашистские акции. Вроде тех, о которых говорится в обращении Ассоциации «Литва без нацизма» к Совету министров иностранных дел ОБСЕ: «Уже достигнут реванш в учебниках истории и СМИ. Суд среди бела дня реабилитирует свастику и лозунг «Литва - литовцам». Администрация самоуправления ежегодно выдает разрешения для нацистских маршей в честь главных государственных праздников. В рядах Вооруженных сил Литвы присутствуют люди неонацистских взглядов, которые гордо вышагивают в этих маршах. Регулярно оскверняются могилы советских воинов и жертв холокоста. Ежегодно в день рождения Гитлера в больших городах его поклонники вывешивают нацистские флаги и знаки. Никто за это так ни разу и не был наказан...»
Именно для того, чтобы подобное стало возможным, вожди «Саюдиса» и прочие ориентированные на США литовские деятели осуществили 22 года назад кровавую провокацию, а сегодня требуют у России многомиллиардную «компенсацию за советскую оккупацию Литвы». Провокаторам и убийцам страшна правда. И они судят ее, боясь, что рано или поздно народ все же узнает, что хотят скрыть за ложью о «советской агрессии и оккупации». О том, что в 1940 году имела место не оккупация, а инкорпорация Литвы в СССР - с полного согласия литовских властей (за границу тогда сбежал лишь один из руководителей). Что не бывает оккупации, когда вся власть в республике и на хозяйственном, и на идеологическом уровнях осуществляется представителями титульной нации, т.е. самими «оккупированными». Что русские «оккупанты» построили «банановой» до войны республике морские порты, Игналинскую АЭС, нефтеперерабатывающие комплексы, вместе с трубой и сырьем, заводы и фабрики в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде, Шауляе… А также подарили столицу Вильнюс, большую территорию Виленской волости и Клайпеду с прилегающими районами, которые нацисты аннексировали в марте 1939 года без единого выстрела! Сданная литовцами без боя Клайпеда вошла административно в состав Кёнигсбергского земельного округа. Весной 1945 года русские солдаты-сибиряки заплатили тысячами жизней за ее освобождение. Однако Москва не стала включать эту обильно политую русской кровью землю в состав Калининградской области, а подарила Литве. Заодно добавив удобный выход к Балтийскому морю - дельту Немана с портом Русна и почти половину Куршской косы. Благодаря этому Литва вышла из Союза с территорией примерно на треть больше той, с которой она вошла в состав СССР…
Фонд стратегической культуры