Изучение природы психоактивных веществ выбирается за пределы маргинального научного гетто и все активнее привлекает внимание серьезных исследователей. 7 мая MAPS открывает первые онлайн-курсы, посвященные влиянию психоделических веществ на человека. Зачем нужны образовательные инициативы в такой сфере, что за вещества используются современными психологами и какие риски несут, читайте в интервью с организатором курса.
Образовательная платформа
Evolver Learning Lab и
Междисциплинарная ассоциация исследования психоделиков запускают цикл коротких онлайн-курсов об исследовании психоактивных веществ. Его куратором стал Брэд Бердж - директор по коммуникациям MAPS. Задача курса - рассказать людям о том, какую пользу может принести использование психоделиков в различных областях.
Программа называется «Психоделическая наука: как применять полученный опыт в жизни» и состоит из 5 блоков. Курсы начинаются 7 мая (2014 года) и, среди прочих, включает в себя уроки по МДМА, ЛСД, псилоцибину, айяуаске и ибогаину. Но те, кто надеется потриповать, скорее всего разочаруются, потому что курс меньше всего напоминает путешествие в сказку. Его смысл в том, чтобы рассказать, как вещества могут помочь людям восстановиться после травмы, повысить креативность, пробудить духовность и трансформировать собственное восприятие и сознание.
«Вы сможете принимать участие в дискуссии и задавать вопросы», - сообщается на странице курса. - «Если вы пропустили урок в прямом эфире, то в любое время вам будет доступна запись. Вас ожидают провокационная информация, честные свидетельства и практические советы мыслителей, писателей и творцов на передовом крае психоделического ренессанса 21-го века».
- Расскажите о своем опыте изучения психоделических веществ?
- Когда я изучал историю и антропологию науки в аспирантуре, я был поражен тем, как далеко вперед продвинулось легитимное использование психоделиков в науке и медицине. С MAPS я начал сотрудничать в 2009 году в качестве стажера, а в январе 2011 был принят в штат. С тех пор я много общался на эту тему с очень разными людьми: среди них были и профессиональные ученые, и школьники, те, кто пережил мощный трансформирующий опыт, и те, кому психоделики внушают страх. Достаточно быстро стало очевидно, что ключ к открытому разговору лежит в понимании прошлого каждого человека. Сейчас для меня честь работать коммуникационным директором такой удивительной организации, которая стремится раздвинуть границы человеческого восприятия. Я счастлив, что имею возможность учиться у врачей, художников и исследователей, которые посвятили жизни изучению психоделиков.
- Как вообще возникла мысль о подобных курсах? Понятно, что это совместная инициатива MAPS и Evolver Learning Lab, но расскажите, кто сделал первый шаг?
- ELL обратились к MAPS с предложением провести этот курс. Мы уже некоторое время собирались исследовать инструменты онлайн-образования, а Evolver это удобная и доступная платформа. Сообщество Evolver уделяет много внимания изучению психоделического опыта и связанных с этим научных аспектов, поэтому идеально подходит для того, чтобы завести откровенный разговор.
- На чем вы планируете сделать основной акцент курсов?
- Основное внимание будет уделяться популяризации научных знаний о психоактивных веществах и применению этих знаний в повседневной жизни. Некоторое время назад произошел взрывной рост исследований использования психоделиков в медицине, науке, духовном развитии, и этот курс нацелен на то, чтобы дать полноценный и глубокий обзор полученных в ходе этих экспериментов данных.
По всему миру учёные вновь принялись за исследование наркотиков и галлюциногенов. Учёные в Израиле, Иордании и Канаде занимаются терапевтическим потенциалом МДМА. В Бразилии, Германии и Испании исследователи изучают аяхуаску - растение, содержащее ДМТ, наверное один из самых мощных психоделиков на земле. В Швейцарии, на родине ЛСД, его снова используют для психологической помощи смертельно больным пациентам. В Мексике и Канаде изучают ибогаин, получаемый из ещё одного мощного природного растения - ибоги, на предмет использования для лечения героиновой зависимости. В США учёные из Университета Джона Хопкинса приступили к долгосрочной программе исследования псилоцибина, вещества, способного вызвать «мистический опыт» во время галлюцинаций.
Мы до сих пор еще примерно в десятке лет от того, чтобы психоделическая терапия широко применялась в медицине на законных основаниях, но многие знания можно применять уже сейчас в области взаимосвязи тела и сознания, духовного развития. В апреле 2013 года с большим успехом прошла международная конференции «Психоделическая наука 2013», которая показала, как заметно выросло и укрепилось сообщество людей, которые изучают свойства психоделиков. Это также подтолкнуло нас к организации курса.
- Использование психоделиков в восстановительной терапии это одно из наиболее захватывающих направлений в их изучении. Как вы думаете, психоделики начинают завоевывать доверие в этой области?
- Да! Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает у человека в результате тяжелой физической и/или психической травмы. При этом расстройстве болезненные воспоминания о психотравмирующем событии вытесняются из памяти, и чем глубже в сознание они уходят, тем более опасными становятся - часто вызывают депрессию и суицидальные настроения. ПТСР может оказывать влияние и на физическое здоровье, делая хроническую боль еще острее, вызывая бессонницу и прочие негативные психосоматические состояния.
Психоделическая терапия для людей с ПТСР, например психотерапия с использованием МДМА, помогает получить доступ к этим воспоминаниям и работать с ними, преобразовывая страх и боль. Результаты применения этого метода очень впечатляют, и мы ожидаем, что психотерапия с использованием МДМА будет легализована для пациентов с ПТСР к 2022 году.
- Как вы планируете освещать этот аспект использования психоделиков онлайн?
- В этом курсе мы не планируем специально акцентировать внимание на терапии с использованием МДМА для лечения ПТСР, хотя это обширная, захватывающая тема, которая, вероятно, сама каким-то образом всплывет. С нами работают два эксперта - канадский психолог, специализирующийся на изучении зависимостей, доктор Габор Матэ и медицинская психиатрическая сестра Джулия Меглер. У обоих есть опыт работы с пациентами с травмой, ровно как и опыт применения психоделиков, в частности айяуаски, для ее лечения.
- А как раскрывается в курсе тема использования психоделиков в творчестве?
- В июне на финальной сессии курса мы поговорим c двумя художниками, которые работают в жанре Visionary art, Питером Вестерманом и Брайаном С. Хэмптоном о росте популярности этого направления в искусстве и психоделическом опыте в творчестве. Питер и Брайан - перспективные художники, обладающие уникальным видением, их работы бросают вызов привычному восприятию.
- Влияние психоделиков на развитие духовного начала человека невозможно как-то измерить, в отличие от, например, эффекта приема препаратов при лечении травмы. Что вы планируете рассказывать слушателям курса о духовности?
- Исследователи, которые участвуют в проведении курса, специализируются не только на количественных исследованиях - например, Рак Разам, гонзо-журналист и редактор. Разам много путешествует по Северной и Южной Америке и изучает традиционные общества, в которых в ритуальном контексте употребляется психоактивная растительная смесь айяуаска.
В современном мире, где нас разделяют технологии и политические границы, все больше людей находятся в поиске духовного объединения через психоделики. В нашем разговоре мы расскажем о колоссальном многообещающем опыте употребления, а также о реальных опасностях этого распространяющегося международного движения. Знание о том, как формировать отношения друг с другом, с самим собой и своим телом требует совокупности количественного и качественного подходов - поэтому мы будем использовать и цифры, и вдохновляющие истории.
- Говорить открыто об использовании психоделиков - всегда рискованно. Назовите одну простую вещь, которую каждый может сделать, чтобы облегчить восприятие психоделиков среди друзей или членов семьи?
- Я бы хотел ответить на этот вопрос цитатой из статьи, написанной для весеннего выпуска MAPS Bulletin моим хорошим другом и коллегой Дэниелом Джаббуром из Психоделического общества Сан-Франциско, который скончался на прошлой неделе: «Сообщество, выступающее за изменение курса наркополитики является наследником движений за права секс-меньшинств и других движений за социальную справедливость, которые достигли внушительных успехов в последние десятилетия. Гомосексуальное сообщество добилось таких успехов во многом за счет «каминг-аутов». Это выражение теперь часто используется людьми, которые боятся сказать своей семье или начальству о том, какую важную роль сыграли психоделики в их жизни.
Как бы хотелось предложить по 250 микрограмм ЛСД-25 всем современным вершителям судеб людских. Дабы они прозрели и посмеялись над собой. Всем этим политикам, напыщенным прикормленным журналистам, генералам, страдающим подагрой и способным посылать на смерть бесконечные батальоны дураков, профсоюзным бонзам и всякого рода купчикам, осоловевшим от пресыщения материальными благами, священникам всевозможных конфессий, никогда не ощущавшим бога, а лишь говорящим о нём, да и нам с вами, ибо все вышеперечисленные отпадут сами по себе, когда мы с вами прозреем. Слава Психонавтам!
Любые движения в защиту социального равенства не достигают успеха до тех пор, пока остаются обезличенными. Мы - не исключение, ничего не изменится, пока мы не встанем и не расскажем семьям, соседям и друзьям о нашем опыте. Вероятно больше всего каминг-аутов сделают те, кто получал лечение в рамках самых ранних медицинских исследований. Но подавляющее большинство психонавтов не являются психически больными людьми.
Если вы приняли решение сделать каминг-аут, будьте собой, знайте матчасть и рассказывайте о своем опыте направо и налево. Не помешает также указывать на то, что клинические исследования, одобренные FDA, зачастую проходят с использованием самых разных психоделиков.
- Что вы в первую очередь хотите донести до участников курса?
- Наша цель - показать, как использование знаний, полученных в ходе психоделических исследований, может помочь нам вести более осознанную, ответственную, здоровую и веселую жизнь. Мы также хотим показать, что возможно вести открытый, честный разговор о психоделиках и не попадать в ловушки стереотипов и страхов. Я также надеюсь, что наш курс вдохновит людей принимать участие в развитии психоделической науки и медицины, научит задавать правильные вопросы о рисках и пользе психоделических веществ.
- Какая область применения и изучения психоделиков более всего интересует вас лично?
- Используемые осторожно, с правильными намерениями и в правильных условиях (принцип «установки и обстановки»), психоделики могут помочь человечеству по-другому взглянуть на мир: научиться альтернативным способам исцеления, лучше понимать себя, познать свою мудрость, творческие способности, осознать мощь ресурсов окружающего мира. Изучение психоделиков учит нас тому, что единственное, что нам нужно - это использовать эти ресурсы более эффективно, чтобы построить безопасный и экологичный мир для нас и для наших детей.
Дарья Иванова
Отсюда:
http://www.chaskor.ru/article/psihodelicheskaya_nauka_35903