Жизнь крупных российских интернет-магазинов, как правило, ярка и быстротечна. Всколыхнувший несколько лет назад рынок своей задорной рекламой «Утконос» быстро скатился в унылое прозябание. Затеявший агрессивную экспансию в офлайн-розницу «Энтер» быстро получил по щупальцам и теперь не высовывается из интернета. Похоже, следующим в этом списке поражений станет кибермаркет Юлмарт, чего греха таить, завоевавший определенное признание у некоторой части любителей компов, гаджетов и девайсов.
Происходящее в Юлмарте пока пытаются выдать за рядовой конфликт акционеров. Но если приглядеться внимательнее, то сами собой закрадываются подозрения - а не присутствуем ли мы сегодня при последних днях этого онлайн-магазина?
В ближайшем будущем компанию ждет разбирательство в Международном арбитраже Лондона. Туда с иском против своих партнеров по бизнесу - основных акционеров компании Дмитрия Костыгина и Августа Мейера - обратились совладельцы интернет-ритейлера Алексей Никитин и Михаил Васинкевич.
Напомним, Юлмарт был основан в 2008 году Алексеем Никитиным. В 2010 году партнером по проекту выступил Михаил Васинкевич, который привел за собой бывших совладельцев продуктового ритейлера «Лента» Дмитрия Костыгина и Августа Мейера.
Сегодня логистическая инфраструктура компании насчитывает 32 городских центра исполнения заказов, 3 пригородных центра распределения и исполнения заказов, 400 пунктов выдачи заказов. Представительства Юлмарта находятся в более чем 240 городах страны России (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Воронеж, Саратов, Краснодар и др.). Автопарк состоит из 300 автомобилей разного тоннажа. Ассортимент компании представлен более чем 120 тыс. товаров.
В прошлом году Юлмарт анонсировал планы проведения первичного размещения акций (IPO). Тогда компания оценивалась в 6 - 7 млрд долларов, а на IPO должно было быть продано около 25% акций за 1,5 млрд долларов. Однако в начале 2016 года сообщалось, что Никитин решил продать свою долю в компании Васинкевичу. Искомой суммы у последнего сразу не нашлось, и Никитин, демонстрируя решимость расстаться с компанией, приступил к поиску других покупателей.
Вскоре партнерам удалось договориться, и Никитин таки продал Васинкевичу свой пакет акций. Тем временем покинуть Юлмарт решил и еще один его основатель - Сергей Федоринов. 19 августа 2016 года он отработал в нем последний день и отправился на поиски новых проектов.
Кто такой будущий ответчик в Лондонском суде Дмитрий Костыгин? Он не только россиянин, но и гражданин государства-офшора Сент-Китс и Невис. Партнеры по бизнесу прежде замечали его в ряде сомнительных ситуаций и уверены, что в случае чего он быстро покинет пределы РФ.
С приходом Костыгина товары в «Юлмарте» стали контрабандными. Например, периферия Seagate, Zotac, MSI и ряда других производителей компания приобретала через группу «Татрис», оказывающую профессиональные услуги по легализации денежных средств и доставке контрабандного товара!
Но конфликт акционеров - дело житейское, можно сказать, рядовое. Проблемы Юлмарта намного глубже. В последнее время клиенты онлайн магазина, например, все чаще жалуются на некорректное отображение реальной стоимости купленных товаров, благодаря которому итоговая сумма заказа превышает арифметическую сумму всех заказанных товаров.
Будучи схвачены за руку, представители «Юлмарта» наличие проблемы подтвердили, но затруднились ответить, как давно она существует и что будет с деньгами людей, которые уже заплатили за купленный товар по неправильному ценнику. Также неизвестно, когда впервые был зафиксирован баг, и сколько людей заказали товар по завышенной стоимости.
Итак, акционеры ссорятся, топ-менеджеры сливаются, а персонал напоследок мутит с деньгами. Если сложить все эти признаки воедино, то можно почти наверняка утверждать, что одним крупным интернет-магазинов у нас скоро станет меньше.
По материалам источников:
Деловой Петербург,
ЦДИ,
The Moscow Post