Мендельсон об отношениях Музыки и Слова

Sep 05, 2010 02:32

«Музыка обладает большей определенностью, чем речь, и стремление передать ее смысл при помощи слов делает его неясным. Я не думаю, что слова годятся для этого. И если бы меня убедили в обратном, я не сочинял бы музыку. Некоторые упрекают музыку в неопределенности, говоря, что слова всегда можно понять. Я же убежден в обратном: слова кажутся мне ( Read more... )

mendelssohn, questions

Leave a comment

Comments 15

sorokincc September 5 2010, 06:56:59 UTC
Музыка и поэтический текст находились всегда в неоднозначных отношениях... Мне кажется не случайным, что великие романсы, например, написаны очень часто на весьма посредственные стихотворения. То же касается либретто в операх. Иными словами, текст - как повод для написания музыки. Вспомните «Жизнь за Царя», когда музыка была написана наперед текст... А романс «Нет, только тот кто знал» Чайковского! Ведь, по сути, даже произносить не удобно, одни буквы Т... И здесь становится ясным, что музыка отнюдь не служит дополнением или подкладкой, но призвана высвечивать психологические подробности текста. И это гениально удавалось и Даргомыжскому, и Мусоргскому, и Чайковскому... Таким образом создается как бы два измерения, которые то борются меж собой, то существуют комплиментарно и т.д. Мендельсон, как Музыкант и Композитор, совершенно, на мой взгляд, был прав в своем утверждении, и в ХХ веке это выглядит абсолютно актуально: нужно верить в музыку, а не делать из нее "хэппининг"!

Reply

toscha_uk September 5 2010, 08:31:37 UTC
По-моему как раз по этому поводу и расходился Чайковский с Могучей кучкой. Он вроде считал, что музыка важней, а они наоборот - на первое место ставили слово (чтобы всё легко пропевалось и распознавалось)

Reply

oleggureev September 5 2010, 09:03:28 UTC
Ну, не зря же он вошёл в историю не только автором музыки к «Сну в летнюю ночь», но и «Песен без слов», что как раз очень красноречиво свидетельствует о первичности музыки (что даже и не требует комментариев). В музыкальной школе нам, помнится, говорили, что если б не Шуберт, мы никогда бы не узнали о существовании поэта Мюллера… Но такой «взгляд» на поэзию, кажется, принижает её значение вообще, приклеивает к ней ярлык «недомузыки».
Эти «два измерения», на мой взгляд, и создают гармонию, "сотрудничая на взаимо-выгодных условиях", партнёрски вдохновляя друг друга на творчество. На мой взгляд, в разных случаях обнаруживается и разный подход к этому вопросу. Зависит от целей и задач каждого случая в отдельности. Собственно, в моей практике так оно и было.

Reply


toscha_uk September 5 2010, 08:34:02 UTC
Мне очень нравится подход Баха, когда порой на одну строчку теста даётся целый музыкальный трактат, и музыка позволяет взглянуть на понятный и даже тривиальный тест с разных сторон и найти разные смыслы.

Reply

oleggureev September 5 2010, 09:07:53 UTC
Это, наверное, было свойственно тому времени вообще: длинные распевы слога, фуга на одно-единственное словосочетание. Здесь, безусловно, предпочтение отдаётся музыке :-)

Reply


komponistin September 5 2010, 09:29:12 UTC
я в аспирантуре писала работу "Слово и его музыкальное выражение в 14 симфонии Шостаковича".
нашла очень много интересного. у нас не принято делать совместный анализ и музыки, и текста, музыковеды анализируют музыкальную составляющую, лингвисты - литературную. а во взаимодействии выявляется много интересных семантических сопоставлений. я думаю, что подобное рассмотрение произведений очень помогло бы исполнителям понимать, что там в результате получилось. ведь одно дело - это просто текст, его собственная семантика, фонетика и т.д., а совсем другое дело - это прочтение этого текста композитором. очень важная проблема, на мой взгляд.

Reply

oleggureev September 5 2010, 09:34:34 UTC
Да, с этой симфонией вообще всё интересно! А можно поподробней? Не затруднит? ;-)

Reply

komponistin September 5 2010, 09:38:09 UTC
я могу попробовать прислать работу.. в рамках этого поста сложно развернуть подробности.

Reply

komponistin September 5 2010, 09:40:45 UTC
там примерно вот о чем ( ... )

Reply


lila_pereguda September 5 2010, 19:39:07 UTC
Занятный вопрос, весьма близкий мне лично) По моему разумению, слова сами по себе тоже образуют музыку, отдельную партию среди инструментов - не вокал, а именно слова. И не в каждую мелодию их впишешь, и вообще, правильно вписать их - большое искусство. Они должны представлять как высочайшую смысловую ценность, так и поэтическую и чисто музыкальную. Проще говоря, их партию нужно прописывать и исполнять так же виртуозно, как и прочие. Где-то достаточно одного-двух слов на все произведение - они просты и этим великолепны и значительны, как партия виолончели в знаменитом каноне. А где-то ими нужно передать огромную гамму чувств и событий - и тогда это соло. Они не вторичны, не первичны - как не первична труба или скрипка в оркестре. Они равноправны и имеют право быть или не быть.

Reply

oleggureev September 5 2010, 21:38:53 UTC
Грубо говоря - партнёрская самодостаточность. Уважительное отношение.
Для меня текст, его звучание и смысл, почему-то определяют согласные, не гласные звуки. (наверное, впрочем, как и для большинства :-)

А что за канон?

Reply

lila_pereguda September 6 2010, 18:32:24 UTC
Пахельбель ре мажор))
Ну, для меня согласные - смысло-шумовые - как литавры и прочая ударность, а гласные - мелодия и связующая с вокальной партией.

Reply


Leave a comment

Up