Я размещаю в Интернете вторую часть нашей с Филиппом Ноделем статьи О "старинных" музыкальных инструментах, опубликованную в недавно вышедшем втором номере журнала "Музыкальные инструменты".
ЦИТАТЫ: "...Выяснилось, что на современной «совершенной» валторне in F исполнимы отнюдь не все партии в старинных партитурах. Взять хотя бы симфонии Йозефа Гайдна...
...С третьей четверти XIX века укоренился взгляд, что «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха якобы является «манифестом равномерной темперации». Между тем, название произведения заимствовано у органного мастера А. Веркмайстера, который считал «хорошими темперациями» те, в которых хорошо звучат все тональности, но при этом... равномерную темперацию к хорошим он не относил, поскольку в ней большинство интервалов звучат фальшиво и исчезают качественные различия между тональностями, которые, соответственно, тогда звучат «плохо». Если бы он считал равномерную темперацию универсальной и наилучшей, то зачем же он в нескольких своих книгах описывал и рекомендовал для практических целей несколько вариантов именно неравномерных темпераций? Тем не менее почему-то Веркмайстер считается «отцом и пропагандистом равномерной темперации»!..."
Читать вторую часть статьи целиком.
Теперь она опубликована в разделе "Аналитика" сайта oboe.ru. Первую часть этого текста писал в основном Филипп, а вторую (начиная с подраздела "К вопросу о строе и темперации") - я.
Те, кто еще не читал первую часть статьи, могут начать с начала -
вот по этой ссылке.
Интернет-версия незначительно отличается от журнальной. Публикация в Интернете произведена с разрешения редакции журнала "Музыкальные инструменты".