«Аутентичное» исполнение сегодня стало негласным стандартом. Но я бы хотел напомнить о еще одной стороне проблемы. Есть аутентика, а есть традиция. О последней сегодня вспоминают очень редко. А она, мне кажется, важнее, чем аутентика
(
Read more... )
На мой взгляд, в идеале аутентика и традиция (исполнение) должны существовать паралельно и без главенства одна над другой (как тональная и атональная музыка, напр.). Интересно слушать аутентичное исполнение, понимая и помня, что а)конечно никто не знает, как было на самом деле, и 100% гарантию не даст, но и б)за этим стоят исследования, попытки приблизится к первоисточнику, разобраться и т.д. Это ценно (как Вы сами заметили). С другой стороны, традиция тоже несет много положительных качеств, напр. возможность современными средствами и на совр. языке (это свойство преемственности поколений - говорить о старом, но "молодым" понятным языком) донести произведение до слушателя, особенно "начинающего" (это, конечно, не главное качество, но аутентике оно как правило не доступно ввиду простого непонимания вопроса). В принципе, возникновение аутентики спровоцировалось не только повышенным интересом к корням, но и некоторой "заштампованностью" и "бытовым комфортом" в традиционном исполнении - я имею ввиду конечно средний и посредственный уровень исполнения (которого, т.е. "среднего уровня", чисто количественно больше в любой сфере жизнидеятельности). А хорошие традиционные исполнители всегда обогащали слушателя и становились эталонами (главное, чтобы не фетишами :-)) для след. поколений музыкантов и любителей музыки.
Конечно, чаша весов качается, то в одну, то в другую сторону, что на мой взгляд есть некоторая дань моде. В определенный период аутентика высмеивалась и считалась чудачеством, сейчас часто с большим скепсисом воспринимается традиция. Между тем не всякое аутентичнеое исполнение есть автоматически хорошим, "посредственного" тоже хватает. Кроме того, еще модно выкапывать старых и давно забытых композиторов, что совсем не означает их ценность "по умолчанию". Нужно чаши весов уравновесить и все станет на свои места. Главное, все-таки, хорошо исполненная музыка, а не то, как она исполнена - "аутентично" или "традиционно".
Пока писал, пришла в голову такая мысль: если материальной первопричиной разделения аутентики и традиции стало отсутствие записей того периода, то мы лет через 20 напр.(а может и раньше или позже? :-)) рискуем заполучить новую "болезнь и моду" - вариация. Записей с современного периода более чем достаточно (и думаю, что основной массив сохранится) - тогда мэйнстримом для исполнителей будущего может стать максимальный отход от исходного(ных) исполнения(ний)... Что-то вроде совр. "ремиксов" в поп-культуре, только в контексте академической музыки (если такой термин останется к тому времени :-)).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment